Глава X. Практическая психология образования. хологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза
хологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.
Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.
Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:
• консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
• консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
Учитель и школьная психологическая служба
• проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
• проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
• консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
УЧИТЕЛЬ И ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА
Исследования Д.В. Обориной1 показали принципиальные отличия в ментальности психологов и педагогов, которые состоят в следующем:
Психологи Педагоги
1.ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Мотивация ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, а также на период открытого настоящего
Мотивация в значительной степени относится к периодам близкого и отдаленного будущего
2. СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ
Выражена познавательная моти
вация и мотивация, связанная с
собственной личностью, в част
ности, «Я-концепцией», высокий
уровень потребностей; от окру
жающих ожидают помощи,
надеются на удачу_______
Выражена ориентация на общение,
работу по специальности,
самореализацию в профессиональной
сфере, на определенный уровень
достижений; альтруистическая
мотивация; от окружающих ожидают
любви, уважения, признания__
1 См.: Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М, 2000. С. 25.
486 Глава X. Практическая психология образования |
Данные отличия показывают причину возможных сложностей в общении педагогов и психологов. Многие преподаватели могут не сразу признать психолога. Потребуется терпение, тактичность, благожелательность в общении, признание за каждым человеком (а за учителем, классным руководителем, директором — тем более) права на сомнение. Необходимо исключить назидательный тон в общении с педагогическим коллективом и с каждым учителем, упреки в их адрес; напротив, следует сосредоточиться на конструктивной совместной работе по оказанию помощи конкретному школьнику в трудной ситуации.
По мнению известного отечественного психолога А.К. Марко-вой1, для успешного решения задачи психологического развития детей сотрудничество учителя и школьного психолога должно включать следующие'этапы: 1) мотивационно-целевой; 2) операционально-технологический; 3) рефлексивно-регулятивный.
На первом этапе — мотивационно-целевом - определяются общие цели, задачи, мотивы, смыслы сотрудничества. Например,
1 См.: Сотрудничество учителя у школьного практического психолога: Сб. науч. метод, тр. / П о д . ред. А К . Марковой, Т А . Ш и л о в о й . М., 1994. С. 4-5.