Возрастной и педагогической
ВОЗРАСТНАЯ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ББК 88.37
В64
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
ISBN 5-93134-195-1
Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами, открывает перед читателями две научные дисциплины - возрастную и педагогическую психологию, объединенные единым замыслом анализа тех вопросов и проблем, с которыми повседневно сталкивается учитель в своей профессиональной деятельности. В учебном пособии не только детально рассмотрены теоретические вопросы, но и даны практические задания и методики психологической диагностики по каждой теме.
Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей всех форм обучения.
ББК 88.37
ISBN 5-93134-195-1 © Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., 2003
© Педагогическое общество России, 2003
Памяти В. В. Давыдова — выдающегося ученого и замечательного человека
ОТ АВТОРОВ
В настоящем учебном пособии объединились две дисциплины -«Возрастная психология» и «Педагогическая психология». И это закономерно: эти дисциплины неразлучны в практике учебно-воспитательного процесса, ибо для обучения и воспитания подрастающего человека необходимо его понимать, знать его индивидуальные и возрастные особенности.
Современное обучение и воспитание предполагает не просто обогащение памяти обучаемых и воспитуемых, как это было ранее, а творческое развитие личности нового поколения, личности, способной к изменению и развитию жизни, созидательной деятельности. А это опять же значит, что современный педагог исходно, изначально должен обладать способностью развития в учащемся творческого начала. Взаимно обогащающая информация по возрастной и педагогической психологии может быть серьезным подспорьем в самопознании и самосовершенствовании учителя, воспитателя, родителей. В курсе много внимания уделяется характеристике взрослого и зрелого человека, в том числе и его способностей к обучению.
Пособие начинается с общих вопросов возрастной и педагогической психологии и раскрывает предмет, задачи и методы этих двух самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных и взаимообуслов-ливающих отраслей психологии. Немалое место отведено общетеоретическим проблемам закономерностей и динамике психического развития и формирования личности в онтогенезе. В учебнике представлены взгляды отечественных и зарубежных психологов на фундаментальную проблему психологии: роль наследственности и среды в формировании человека, раскрыты подходы к периодизации психического развития человека.
Далее в собственно «Возрастной психологии» дается характеристика особенностей психического развития, деятельности и формирования человека в раннем и дошкольном детстве, в младшем, среднем и старшем школьном возрастах. В связи со спецификой психофизиологического развития, формирования самосознания и самоопределения личности на завершающей стадии детства авторы уделяют большое внимание вопросам психосексуального развития, полоролевого поведения и психологического анализа готовности к выбору будущей профессии. Обращает на себя внимание также и материал о мо-
У
От авторов
лодости, взрослости, зрелости, старости, который включает рассмотрение особенностей психического развития человека после периода ранней юности до завершения онтогенеза, от выбора жизненного пути, в том числе профессионального, авторства собственного образа жизни до прекращения профессиональной деятельности. Большое внимание уделено характеристике жизненных кризисов на разных возрастных этапах — их причин, особенностей проявления, возможностей предупреждения и преодоления. Специфической особенностью материала является анализ зрелостикак этапа и как качества в психическом развитии человека. Достаточно подробно и разносторонне дана характеристика геронтогенеза — психологии людей пожилого и старческого возраста, причин и условий активного долголетия человека.
В «Педагогической психологии» проанализированы проблемы обучения, воспитания, особенности личности педагога и специфика его профессиональной деятельности. Подробно освещаются вопросы сотрудничества учителя (воспитателя) с практическим школьным психологом.
Учитывая, что отечественная психологическая наука за последние годы расширила диапазон своих поисков достижениями зарубежной науки, в учебнике существенно дополнен раздел по теории и методикам исследования психического развития и формирования личности в онтогенезе. В связи с тем что в современной школе введена психологическая служба, материал по практической психологии образования представлен в отдельной главе.
Достаточно подробно прописана глава, посвященная личности учителя. Студент, который готовится к своей профессиональной деятельности, может прочитать учебник вопреки сложившейся последовательности, начиная не с предмета и задач, а с темы «Психология личности и профессиональной деятельности учителя». Это даст возможность обучающемуся постигать курс возрастной и педагогической психологии начиная с глубокого осознания своей профессиональной пригодности и с учетом всей сложности задач профессионализации себя как педагога. «Нужно ли и доступно ли мне все, связанное с овладением профессией учителя?» — первый и непременный вопрос, на который вы должны ответить прежде всего сами себе. Если «да», то желаем вам успехов и радости в этом творческом и прекрасном труде. Хочется думать, что овладение курсами возрастной и педагогической психологии поможет вам значительно повысить уровень общего психологического образования, а тем самым расширить возможности творческого развития всей вашей жизни и деятельности.
Основные цели психологического образования студентов отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и приведены нами в приложении.
Глава I
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ