Глава VII. Психологические основы обучения

В учении, чаще называемом в психологии учебной деятельно­стью, всегда участвует сознательная установка личности на овла­дение знаниями, навыками и умениями как его продуктами. Уче­ние имеет место там, где действия человека управляются созна­тельной целью усвоить определенные знания, навыки и умения. Именно это дает основание рассматривать учение как учебную деятельность. Психологическая сторона сознательности учения за­ключается в том, какой смысл для ученика приобретают усваива­емые им знания. Необходимо формировать сознательное отноше­ние ребенка к учению, понимание того, почему, зачем нужно учиться. Этот момент — один из основополагающих в формирова­нии и обеспечении успешности учения. Только при этом условии можно избежать формализма в усвоении знаний, обеспечить вы­сокий уровень сознания.

В анализе учебной деятельности Д.Б.Эльконин подчеркивает центральное значение изменений, происходящих в самом ребен­ке, не только в уровне его обученности (запас знаний, умений, навыков), но и в уровне сформированное™ отдельных сторон его деятельности.

Учебная, как и любая развернутая, деятельность предполага­ет достижение ряда целей. Деятельность осуществляется совокуп­ностью действий, которые подчиняются частным целям. Общие цели всегда, на всех этапах учения задаются извне. Впоследствии происходит порождение частных целей самим учеником (целепо-лагание). Если в постановке общих целей учения он сам фактичес­ки не может принимать участия (цели задаются обществом, учеб­ным планом, программой, методическими разработками и учите­лем), то в постановке частных целей учащийся может принимать самое непосредственное участие. Учебный процесс требуется стро­ить таким образом, чтобы он не только принял цели учения, но и научился сам ставить близкие и далекие цели, исходя из задач учебной деятельности. Учебная деятельность сложна по своей струк­туре. Отечественные психологи рассматривают ее как единство нескольких компонентов: учебной задачи, учебных действий, дей­ствий по контролю за процессом усвоения и оценки степени ус­воения.

Учебная задача не всегда совпадает с конкретно-практичес­кой. Например, перед учащимися может ставиться задача выучить дома стихотворение. Или же научиться заучивать его. В первом слу­чае дети кое-чему научатся, но вряд ли в следующий раз они бу­дут заучивать стихотворение более рациональными способами. Во

§ 1. Обучение как общественно-историческое явление289

втором же случае перед ребенком стоит действительно учебная задача — указываются способы работы со стихотворениями. Усво­ение учебной задачи должно стать целью. Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение школьниками способами действий. Существенное отличие учебной задачи в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми он действует.

В процессе учебной деятельности учебная задача дается в оп­ределенной учебной ситуации - нейтральной или проблемной.

Создание проблемной ситуации предполагает:

1) наличие проблемы, затруднения, противоречия между ста­рым и новым, известным и неизвестным; недостаточность стан­дартных средств решения;

2) наличие учебно-познавательной потребности обучающе­гося;

3) наличие у субъекта интеллектуальных возможностей ре­шать задачу.

Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуально­го затруднения, из которого сам должен найти выход. Основным условием возникновения проблемной ситуации является потреб­ность ученика в раскрывающемся отношении, свойстве или спо­собе действия.

Как правило, проблемная ситуация задается обучающемуся в форме вопроса: «почему?», «как?», «в чем причина?», «какова связь этих явлений?»

Вот пример создания проблемной ситуации (рекомендация A.M. Матюшкина1). Перед школьниками ставится такая задача: по­строить треугольники по заданным трем углам (специально дава­лись такие углы, сумма которых значительно отличалась от 180°). Учащиеся не могли этого выполнить, и перед ними возникала проблемная ситуация, связанная с необходимостью выяснить, по­чему невозможно построить треугольники.

Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности че­ловек натолкнулся на что-то неизвестное, т.е. возникает пробле­ма, которая требует от человека мыслительных действий. Когда в деятельность человека включается мышление, проблемная ситуа­ция перерастает в задачу. Задача возникает в результате анализа проблемной ситуации.

1 Подробнее см.: Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Зака)Лв 577.



Наши рекомендации