Как учебный предмет: специфика, место в системе соврем. образ-я.

Закон об образовании был принят10 июля 1992 года

как учебный предмет: специфика, место в системе соврем. образ-я. - student2.ru

Понятие ИЯ как УП в школе возникло во 2-ой половине 18 века в рез-те роста кол-ва научн.публикаций на нац.языках и лат.утратил свою значимость. Языки начинают изуч-ся с нацеленностью на практич.задачи, связ-е с необх-ю уметь читать книги на языках иностранных народов.

Поиск специфики УП ИЯ осуществлялся в сфере целеполагания (с какой целью изуч-ся ИЯ).

ПОНЯТИЯ «ИНОСТРАННЫЙЯЗЫК», «ОБУЧЕНИЕЯЗЫКУ», «ОВЛАДЕНИЕЯЗЫКОМ», «ИЗУЧЕНИЕЯЗЫКА»

Под ИЯ понимается язык, «...который изучается вне условий его естественного бытования, то есть в учебном процессе, и который не употребляется наряду с первым (родным. — Н. Г.) в повседневной коммуникации», в то время как второй язык есть язык, «...который после или наряду с пер­вым (родным. — Н. Г.) служит вторым средством общения и ус­ваивается обычно в социальном окружении, где он является ре­альным средством общения».

Управляемый процесс овла­дения языком связан с такими понятиями, как преподавание язы­каи изучение языка,то есть с обучением языку. Обучение ИЯ представляет собой специальным образом (институционально) организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодей­ствия обучаемого и обучающего осуществляется воспроизведе­ние и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью. Внашем случае речь идет о речевом иноязычном опыте, которым в той или иной степени владеет обучающий (учитель) и полностью или частично не владеет обучаемый (ученик).

Процесс обучения — это процесс дву­сторонний, включающий в себя в их единстве обучающую деятельность учителя/преподавателя ИЯ и учебную деятельность (изучение языка) обучаемого, направленную на изучение язы­ка/овладение языком.

Между понятиями «изучение языка» и «овладение языком» есть существенные различия.Понятие «изучение языка» более широкое, нежели понятие «овладение языком». Процесс овладения языком можно рассматривать как «непреднамеренное», не находящееся под непосредственным управлением усвоение иноязычного содер­жания. Обуче­ние языку имеет конечной целью овладение этим языком, то есть ученик должен овладеть «речевыми умениями и навыками на определенном уровне, сколь угодно высоком». Одна­ко, к сожалению, изучение языка и обучение ему не всегда пред­полагают овладение учащимся этим языком.

В зависимости от того, в каких условиях изучается язык, в ка­ком возрасте происходит приобщение к нему и какие при этом ста­вятся цели, различают разные типы владения языком (языками):

— владение первым (родным) языком — монолингвизм; — владение с самого начала развития речи одновременно двумя языками (билингвизм)или несколькими языками -— многоязычие; — владение вторым языком (билингвизм) наряду с первым (род­ным), при этом процесс овладения происходит, когда первый (род­ной) уже полностью или частично сформирован; — владение иностранным языком (в разных условиях его изуче­ния: в естественном языковом окружении и вне его).

Что касается ИЯ, то в усло­виях обучения в средней общеобразовательной школе речь может идти о развитии искусственного билингвизмакак частного случая смешанного билингвизма.

Изучение ИЯ в стране изучаемого языка может осуществляться в двух формах: — в группах обучаемых — представителей одной культуры и го­ворящих на одном родном языке; — в гетерогенных группах (по языковому признаку), где изучае­мый ИЯ выступает естественным средством общения на уроке и во внеурочное время.

Изучение ИЯ в отрыве от страны изучаемого языка также имеет свои по меньшей мере два подварианта: — под руководством учителя — носителя изучаемого языка, что делает возможным естественное использование языка в общении с учителем не только на уроке, но и во внеурочное время; — под руководством учителя — не носителя языка.

Применительно к отечественным условиям мы можем говорить об обучении языку. Для обучения характерны планомерность и системность, специальным образом отобранное и методически проинтерпретированное учебное содер­жание, наличие серии приемов, способов работы, нацеленных на запоминание учащимися этого содержания и на контроль со сто­роны обучаемого уровня и степени владения учебным материа­лом, а также определенная ограниченность во времени.

Как известно, обучение всегда включено в целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на достижение воспита­тельного эффекта, заданного как цель. Это поло­жение также позволяет дифференцировать понятия «управляе­мое» и «неуправляемое» овладение учащимся языком. В том и другом случаях, безусловно, осуществляется процесс формирова­ния личности обучаемого, но при неуправляемом овладении язы­ком он носит стихийный, «побочный» характер, в то время как обучение организуется специально для получения заранее пре­дусмотренного обучающего и воспитательного результата. Можно предположить, что процесс овладения ИЯ вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных кон­тактов с его носителями будет эффективным, если он приобретет все возможные характеристики естественного процесса овладения языком и максимально приблизится по своим основным параметрам к условиям управляемого овладения языком в естественной языковой ситуации.

Подходы к опр-ю специфич-х черт УП ИЯ:

1.В отличие от большинства уч.дисциплин, нацеленных на усв-е научн.зн-ий о явлениях и законах, ИЯ не имеет в сфере своих интересов научные знания языка. Его специфика состоит в нацеленности на практ.овлад-е яз.,т.е.некоей действит-ю, являющейся функцией того или иного человеч.коллектива.

Это положение ослужило основой попыток опред-ть специф-е особ-ти УП ИЯ в сопост-ии с др.учебными дисциплинами:

А) отличие от преметов естеств-научн-го и гуманитарного цикла и практич.предметов очевидна. Ест-научн. и гуманит.предметы преследуют след.цель: формир-е прав. предст-ий, понятий, законов. Практич.дисциплины имеют целью разв-е практ.навыков в чем-либо (музыка, спорт, труд и ИЗО)

Б)сравнение ИЯ и родного языка: данные УП характ-ся общностью в сфере целеполагания, т.е. характер-ся направ-ю на формир-е системы коммуникации, освоение языковых ср-в общения.

Однако анализ показывает, что коммуник.цель, определяющая весь процесс обуч-я, явл-ся основной и ведущей лишь в обуч-ии ИЯ. В обучентт родному яз.главная цель – ознак-е с теорией родн.яз.,его системой.

2.Сравнивает ИЯ и родной язык как УП-ты. (единый подход к предметам языкового цикла). Основанием для единой концепции об-я всем предметам языкового цикла явл-ся следующее:

-общая цель (коммун-я);

-общность универсальных психологич., психолингвистич. и дидактич.законом-ей процесса изучения языков;

-наличие универсалий (то, что объединяет все языки);

-общие задачи, принципы об-я, критерии отбора сод-я.

-общее постр-е некоторых методик об-я (метод проектов);

-учет целостности личности Р, его общекульт.,филологич.,страноведческого и жизненного опыта;

Авторы данного подхода однако замечают, что уровень реализации целей обучения данным дисциплинам неодинаков.

След-но, из имеющихся 2-х подходов мы можем вывести:Специфические особ-ти ИЯ как УП:

1.Цель обучения – формир-е умений и навыков в разл.видах реч.деят-ти. Навык-первичен, Умение –вторично.

2.По признаку соотнес-я ЗУН ИЯ занимает промежут-е место между теор. И практич-ми дисциплинами.

3.ИЯ явл-ся ср-ом для выражения собств.мыслей и мыслей др.людей, запечатл. В письм. или устной форме.

4.ИЯ характериз-ся:

А) беспредельностью, т.е. отсутствием границ владения языком;

Б) беспредметностью, т.е. явл-ся ср-ом формир-я, а затем формой сущ-я и выражения мысли об объективной действительности;

В)неоднородностью, т.е. вкл. в себя ряд др.явлений: языков.навыки, странов-е и т.п.

ИЯ как УП напр-но на формир-е языков.личности Ps , осн. эл-ты которых выстраиваются в строгую сис-му, отраж-ю картину мира. При этом концепт языковой личн-тидолжен обладать такими кач-ми, как:раскрепощ-тью,творч-ом, самост-ю, спос-ю строить взаимод-е и взаимопон-е с партнерами по общению, вкл-ся в соврем.мировые процессы разв-я цивилизации. Поэтому, развитие этих кач-в языковой личности д.б. приоритетной задачей соврем-го образ-го процесса по всем УП, включая ИЯ.

Непрерывное языковое образование предусматривает обучение иностранному языку, начиная с дошкольного возраста и заканчивая послевузовским совершенствованием. Обучение в образовательном учреждении связано с формированием у учащихся коммуникативной компетенции.

Назначение предмета «иностранный язык» не только в том, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию, но решать стратегическую цель развития разносторонней личности ребенка. В этом плане предмет иностранный язык вносит существенный вклад.

Иностранный язык занимает важнейшее место в целостном педагогическом процессе, взаимодействуя с другими предметами. Условиями воздействия иностранного языка на успешную реализацию стратегической цели целостного педагогического процесса в образовательном учреждении являются системный, личностно-деятельностный, интегрированный подходы к обучению этому предмету.

Суть системногоподхода к педагогическому процессу по иностранному языку заключается в том, что, педагогический процесс представляет систему обязательных учебных, внеучебных и внеклассных занятий. Таким образом, система педагогического процесса по иностранному языку включается в целостную систему образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Системность и комплексность процесса обучения

Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности и комплексности. Можно утверждать, что в некотором роде понятие целостности перекрывает системность и комплексность. Система — это множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, - так определяет это понятие один из видных ученых-специалистов В.П. Кузьмин в своей книге «Принципы системности в теории и методологии К. Маркса» (М., 1986. С. 111).

В соответствии с такой трактовкой обучение содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Схематически процесс обучения как целостную систему можно представить следующим образом.

Модель структуры учебного процесса

Система учебного процесса

как учебный предмет: специфика, место в системе соврем. образ-я. - student2.ru

Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь и взаимообусловленность средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которое обладает интегративными свойствами и подчинено общим целям образования, т.н. глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения. Благодаря ей, т.е. совместной деятельности преподавания и учения — их единству, множественность и разнотипность, разнокачественность элементов и их связей, образующих целостную систему обучения, и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она как таковая вообще лишена способности функционировать.

Наши рекомендации