Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично.

■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично.

■ Количество повторов каж­
дого движения — 3-4 раза.

■ Выполняется гимна­
стика ежедневно, желательно
несколько раз в день.

44 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 45

       
  Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru   Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru


Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии

Окошко

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

На счет «раз» широко от­крыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

4. Лягушка — хоботок

5. Лопаточка

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение«Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.



Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Лягушка

Хоботок

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

Трубочка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru *3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Лого­педическая гимнастика».

46 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 47

       
  Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru   Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru


Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

9. Накажем непослушный язычок Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од­
ной щеки в другую).

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.

Причешем язычок

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.

11. Часики

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12. Качели

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

48 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 49

       
    Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru
 
  Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru Рекомендации логопедам и родителям

■ При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражне­ний к более сложным.

■ На начальном этапе упражнения выполняются в мед­
ленном темпе, перед зеркалом.

■ Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—
15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

■ Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра­
вильно выполнять движения.

■ Выполняется данный комплекс гимнастики несколь­
ко раз в день.

■ Если для ребенка утомительно выполнять все упраж­
нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3
упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно
проводится специалистом) или в течение дня.

■ Можно использовать механическую помощь, если у
ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай­
ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре­
бенку поднять язык вверх.

■ После освоения ребенком начального комплекса гим­
настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения
с учетом индивидуальных дефектов произношения.

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ

2. Лопаточка
Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

1. Лягушка — хоботок

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru
4. Киска сердится

Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

50 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 51

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru 5. Упрямый ослик




Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

См. упражнение 12 на с. 47.



Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Трубочка

См. упражнение 6 на с. 45.



Посчитай нижние зубки

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.

7. Чистим нижние зубы


Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутрен­ней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи,

И внутри,

Не болели чтоб они.

52 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 53

 
  Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч

2. Лопаточка
Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

1. Лягушка — хоботок

Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично. - student2.ru

См. упражнения 4 и 5 на с. 45.

Наши рекомендации