Рекомендации логопедам и родителям. ■Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
■Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
■ Количество повторов каж
дого движения — 3-4 раза.
■ Выполняется гимна
стика ежедневно, желательно
несколько раз в день.
44 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 45
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
Окошко
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
4. Лягушка — хоботок
5. Лопаточка
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение«Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
Лягушка
Хоботок
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Трубочка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.
*3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Логопедическая гимнастика».
46 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 47
9. Накажем непослушный язычок Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. |
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од
ной щеки в другую).
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Причешем язычок
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. Часики |
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
12. Качели |
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
48 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 49
Рекомендации логопедам и родителям
■ При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным.
■ На начальном этапе упражнения выполняются в мед
ленном темпе, перед зеркалом.
■ Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—
15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
■ Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра
вильно выполнять движения.
■ Выполняется данный комплекс гимнастики несколь
ко раз в день.
■ Если для ребенка утомительно выполнять все упраж
нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3
упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно
проводится специалистом) или в течение дня.
■ Можно использовать механическую помощь, если у
ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай
ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре
бенку поднять язык вверх.
■ После освоения ребенком начального комплекса гим
настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения
с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ
2. Лопаточка |
1. Лягушка — хоботок
См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок
4. Киска сердится |
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
50 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 51
5. Упрямый ослик
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
См. упражнение 12 на с. 47.
Трубочка
См. упражнение 6 на с. 45.
Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.
7. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи,
И внутри,
Не болели чтоб они.
52 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 53
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч
2. Лопаточка |
1. Лягушка — хоботок
См. упражнения 4 и 5 на с. 45.