Программа ранней педагогической помощи
Детям с отклонениями в развитии
Книга 4
Навыки общей моторики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.
ОМ. А. Умения малыша, который еще не ходит
Глава 2.
ОМ. Б. Умение сохранять равновесие, ходить, бегать
Глава 3
ОМ. В. Умение передвигаться по ступенькам и лазить
Глава 4
ОМ. Г. Навыки игры с мячом
Глава 5
ОМ. Д. Прыжки
Глава 6
ОМ. Е. Езда на трехколесном велосипеде
ВВЕДЕНИЕ
Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.
Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.
Моторное развитие ребенка происходит по вполне определенной схеме. Хорошо известны такие вехи, как отталкивание руками в положении лежа на животе, умение сидеть без поддержки, ползание и попытка сделать первые шаги.
Сначала ребенок учится управлять своей головкой, затем мышцами плеч, позже бедер. Когда он научится управлять этими
крупными мышцами, он приобретет силу и устойчивость, необходимые для развития групп более мелких мышц - сначала локтей и коленей, затем запястий и лодыжек, и наконец, кистей рук, стоп и языка. Именно эти мелкие мышцы несут ответственность за "качество" навыков, в то время как большие мышцы поддерживают равновесие ребенка.
В данной книге представлены основные навыки общей моторики, которые ребенок приобретает от момента рождения до достижения четырех летнего уровня развития.
Различные этапы развития представлены в следующих главах:
ОМ. А. Умения малыша, который еще не ходит
ОМ. Б. Умение сохранять равновесие, ходить и бегать
ОМ. В. Умение передвигаться по ступенькам и лазить
ОМ. Г. Навыки игры с мячом
ОМ. Д. Прыжки
ОМ. Е. Езда на трехколесном велосипеде
Приведенная ниже диаграмма покажет вам, какие группы навыков можно осваивать параллельно.
Е Езда на трехколесном велосипеде | ||||||
Д Прыжки | ||||||
Г Навыки игры с мячом | ||||||
В Умение передвигаться по ступенькам и лазить | ||||||
Б Умение сохранять равновесие, ходить и бегать | ||||||
А Умения малыша, который еще не ходит | ||||||
! ! ! ! ! ! ! ! 3м 6м 9м 12м 15м 18м 2г 3г | ||||||
Кто может пользоваться этой программой?
Программа предназначена, в основном, для детей, которые по какой-либо причине имеют задержку в развитии (или находятся на стадии риска задержки) общей моторики. Такие задержки могут быть вызваны повреждением центральной нервной системы, нарушениями в интеллектуальной или эмоциональной сферах, или дефектами зрения.
Бывает, что задержка развития не связана ни с одним из вышеназванных обстоятельств, а обусловлена преждевременными родами.
Кому может потребоваться помощь специалиста?
Если у вас есть какие-либо сомнения по поводу развития вашего ребенка - особенно если малыш вял или, наоборот, очень напряжен, обратитесь за помощью к специалисту. Несомненно, специализированная помощь, в идеале, необходима любому ребенку с аномалиями развития! Если вам вообще помогает профессиональный врач или педагог, то неразумно было бы приступать к этой или любой другой программе без предварительного обсуждения ее с ним.
Нужно ли специально заниматься навыками общей моторики, если у ребенка нет явных физических недостатков?
Любой ребенок получит пользу от занятий общей моторикой. Малыш без какой бы то ни было задержки развития может принимать участие в таких занятиях исключительно ради собственного удовольствия. Иногда физические недостатки не бывают заметны до тех пор, пока ребенок не перейдет к более сложными навыками или не начнет отставать от своих сверстников. Малышу, который находится на стадии риска задержки развития, можно помочь избежать ее или свести к минимуму, если с помощью специальных приемов его мышцы будут готовы к "нормальному" движению. Дети с любой степенью умственного нарушения находятся на стадии риска задержки моторного развития, и поэтому их следует готовить к необходимым навыкам как можно раньше.
О чем нужно помнить во время занятий?
Если, выполняя то или иное движение, дети испытывают трудности, это может объясняться тем, что они используют не те мышцы или пользуются мышцами неправильно. Очень важно научить малыша точному и гармоничному использованию мышц, чтобы он впоследствии двигался нормально. Пока ребенок еще очень маленький, нет необходимости специально выделять время для занятий. Любое взаимодействие между вами и вашим малышом и любое ваше действие, направленное на изменение его положения, фактически уже являются "тренировкой". Вы должны понимать, что для того, чтобы добиться наилучших результатов, необходимо уделять малышу внимание постоянно: носить его, поднимать и т.д. Все необходимые совсем маленькому ребенку упражнения, предусмотренные этой программой, могут проделываться во время обыкновенного ухода за ним и/или во время игры.
Ниже мы представим несколько важных соображений, которые вам пригодятся на протяжении всей вашей работы над навыками общей моторики. Некоторые идеи сначала могут показаться странными, и если у вас есть старшие дети, вы обнаружите, что вам необходимо заново учиться носить малыша, поднимать, опускать и кормить его. Однако, если ухаживая за малышом, вы сможете научиться пользоваться этими новыми приемами, вы обнаружите, что вам не потребуется много
времени на обучение отдельным навыкам, так как мышцы ребенка вы подготовите заранее.
Итак, вот что нужно постоянно иметь в виду:
Занимаясь с малышом, меняя его положение, поддерживайте его лишь в минимально необходимой степени. Дети с задержкой развития, как правило, не особенно активны, поэтому их необходимо побуждать к движению. Когда вы носите, поднимаете, опускаете и кормите ребенка, когда вы играете с ним, старайтесь всегда держать его определенным образом - "вне центра", применяя прием, называемый "скручиванием".
Дети с задержкой развития чаще всего совершенствуют свои движения в плоскости, которую можно было бы определить, как "вперед-назад". Наиболее важная задача ваших занятий по развитию общей моторики - постараться избежать этого, поощряя те движения, которые происходят по диагонали. Это значит, что вы должны внимательно следить за движениями ребенка, чтобы при необходимости помочь ему повернуть плечо в сторону противоположного бедра или переместить руку к противоположному колену или противоположной стопе. Если вы сможете поднимать, опускать, кормить ребенка и играть с ним помня об этом, вы заложите основу его моторного развития. И обнаружите, что ему легче проходить путь от навыка к навыку, даже если он выходит из положения, в которое вы его поместили.
Более старшим детям также очень важно ваше внимание. Особенно внимательно следите за позой ребенка, за тем, как он сидит на стуле или на полу перед телевизором.
Очень важно работать в пределах возможностей малыша, расширяя эти пределы исподволь и понемногу. Тогда малыш всегда будет уверен в своих движениях, и они будут доставлять ему удовольствие. Побуждайте его передвигаться настолько самостоятельно, насколько это только возможно.
Вот некоторые моменты, о которых необходимо помнить:
Разговаривайте со своим малышом - рассказывайте ему о том, что вы хотите, чтобы он сделал. Возьмите за правило описывать действие, даже если он еще не понимает слов.
Побуждайте ребенка выполнять как можно больше движений самостоятельно.
Сочетайте движения с функциональной и игровой деятельностью, чтобы малыш видел, с какой целью он произвел то или иное действие.
Для отработки ряда упражнений следует выбирать моменты, когда малыш весел и оживлен. "Урок" желательно делать коротким. Несколько коротких занятий лучше, чем одно длинное.
Поощряйте любое усилие ребенка, не жалея похвал.
Если ваш малыш начал программу не сначала, то прежде, чем идти вперед, имеет смысл заполнить все "бреши".
Важно упомянуть здесь, что такие приспособления, как детские "ходунки", веселые "прыгунки" и "ползунки" не следует вводить в работу. Эти приспособления могут побудить ребенка к неправильному использованию мышц, что в конечном счете приведет к низкому "качеству" движений.
Более подробно о том, что собой представляют движения, описанные в данных главах, можно прочитать в статье "Развитие движения в раннем детстве" в книге Лоиса Блая "Элементы нормального движения на первом году жизни", под редакцией Д.С. Слэйтора (Университет Северной Каролины, 1980г). (Lois Bly, "The components of Normal Movement During the First Year of Life" in Slator, D.S. (ed), The development of Movement in Infancy (University of North Carolina, 1980).
Выражаем признательность Вики Мид и Ли Маер. Дальнейшую информацию можно получить на курсах Мид и Маер (Meade/Maher Courses, 16 Pindary Cres., Beauty Point NSW 2088).
ГЛАВА 1