С изменением расстояния между ними

(организуется с 2 месяцев)

Дидактическая задача. Упражнять детей в активном прослеживании движений предметов.

М а тер и ал. Используются две одинаковые игрушки на подстав­ках, например пара медвежат высотой 12- 15 см.

Ру ководство. Перед лежащим на животе ребенком в центре на расстоянии I м взрослый ставит рядом две игрушки. Сконцентри­ровав на нихвнимание ребенка, он начинает отодвигать одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Ребенок, наблюдая за перемещающейся игрушкой, поворачивает голову, а затем и весь корпус в том же направлении. Отведя таким образом медвежонка на расстояние 80—100 см от центра, взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать точно так же в другую сторону. Таким образом, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус вслед за пере­мещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый передвигает поочередно обоих медвежат к центру, вызыпан у ребенка активные движения головы, туловища, прослеживание взглядом.

Задание выполняется ребенком два-три раза подряд. С малышом можно запинаться по два-три раза в день. При замене игрушек игра остается интересной для детей длительное яремя.

Продолжительность игры-занятия 2 3 минуты.

Предложенные игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений.

Научившись следить за перемещаемыми предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос пли увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.

Описанные игры могут быть успешно дополнены с учетом конк­ретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье.

Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окру­жающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.

К 2,5—3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в пред­шествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5—6 месяцам двух часов.

Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начи-

нает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка оста­ются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой нахо­дится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствую­щими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развиваю­щий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению со взрослыми, непрерывно требуют внимании к себе, просятся на руки, не умея себя занять.

Своевременное развитие движений рук способствует и формиро­ванию обших движений. Научившись брать игрушки, ребенок стре­мится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, ко и неподалеку от него. Так, увидев интерес­ную игрушку справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.

Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полуто-ра-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувствен­ного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глу­бокий эмоциональный отклик у малышей.

Наталкиваниеи» низко подвешенные ленты И их захватывание (организуется с 1,5месяцев|

Дидактическая задача. Развивать согласованные дейст­вия руки и глаза.

Материал. Высоко подвешенная игрушка, соединенная с лен­тами шириной 2 см мягкого, спокойного цвета (цв- табл. 2).

Руководство. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая погремушка-гирлянда, к концам которой прнклеплены две ленты, спускающиеся к рукам ребенка. Взрослый привлекает внима­ние малыша к погремушке, стимулируя радостные движения и вокализации. Оживленно двигая руками и ногами, малыш случайно наталкивается на концы лент. Соприкосновение с новым объектом вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной ак­тивности.

Соприкасаясь руками с лентой, ребенок случайно схватывает

предмет. Не умея сразу выпустить ленту из рук, малыш размахивает руками, дергает ленту и приводит в движение высоко подвешенную погремушку.

Если малыш не захватывает ленту сам, то взрослый, прикасаясь к тыльной стороне ладони, вызывает раскрытие ладони и подносит ленту к ней в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватывает ленту в кулак.

Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее, приводя в движение игрушку.

В начале игры ребенок активно двигает руками и ногами, ра-

достно гукает. При рассматривании лент и игрушек он становится более спокойным, захватив ленту, затихает, рассматривает ее сверху вниз и снизу вверх.

Если ребенок пытается взять ленту в рот, взрослый отводит руку малыша вместе с лентой в сторону, вызывая натяжение ленты и приводя в движение весь комплекс игрушек.

Продолжительность игры от 5 до 10 минут при условии чередо­вания спокойного рассматривания с захватыванием предметов, сопровождающимся ярко выраженной двигательной актиьностью.

Старшие дети не нуждаются в стимулировании захватывашш-В возрасте от 3 месяцев они сразу начинают захватывать, дергать ленты, рассматривать их.

Захватывание игрушек из рук взрослого (организуется с 3 месяцев)

Дидактическая задача. Развивать зрительно-двигатель­ную координацию.

Материал. Погремушки с ручкой для захватывания, но лучше использовать деревянные ложки с хохломской росписью <цв. табл. 3). Конструкция ложки сходна с конструкцией погремушки с рукояткой, а художественные качества хохломской росписи несоизмеримо выше оформления пластмассовых погремушек.

Руководство. Ребенку, лежащему на спине, показывают красивую ложку, которую взрослый держит таким образом, чтобы рукоятка была свободной. Взрослый, медленно покачивая ложку, привлекает внимание ребенка и держит ее на расстоянии 20 см от груди ребенка.

Как только малыш сделает попытку взять ложку {раскроет ладонь и слегка направит руки в сторону предмета), взрослый приближает ложку к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захва­тить.

Если малыш выпускает игрушку из рук, взрослый снова берет ее в свои руки и снова показывает ребенку.

При схватывании игрушки ребенком взрослый обращает внима­ние на амплитуду движения предплечья и плеча ребенка. Если малыш захватывает предмет только ладонью, не направляя предплечье ему навстречу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок

С изменением расстояния между ними - student2.ru

ниже руки ребенка н, слегка оттягивая ложку к себе, передает мышеч­ное усилие руке ребенка.

На первом этапе обучения ребенок при виде игрушки рассмат­ривает ее внимательно, раскрывает ладонь и делает слабое, едва заметное движение навстречу предмету, а после захвата удерживает его в руке несколько секунд.

На последующих этапах малыш активно направляет руку к предмету и схватывает игрушку, находящуюся над его грудью. Игра сопровождается неторопливым, спокойным разговором, поощ­рением ребенка, ласковым поглаживанием его.

Занятие будет интересным малышу длительное время, если использовать разные по расцветке ложки. Ребенок с удовольствием рассматривает ложку, которую самостоятельно держит в руке, при­ближая ее и удаляя.

Игра проводится два раза в день. Ее продолжительность 3—5 минут. Постепенно удобная для захватывания ложка может быть заменена другим, менее удобным для захватывания предметом, но сформированный навык схватывания позволит ребенку успешно манипулировать разнообразными игрушками.

Схватывание предметов разной величины (организуется с 3—3.S месяцев)

Дидактическая задача. Упражнять ребенка ь приспо­соблении движений руки к величине схватываемого предмета.

Материал. Большие и маленькие кольца от деревянной пира­мидки (диаметром 4,5—5 и 3 см). Толщина колец0,5—1,5 см (рис. I).

Следует помнить,что ребенку в руки даются предметы размером не менее 3 см, так как более мелкие предметы малыш может прогло­тить, засунуть в ухо, нос и т. Д.

Желательно в распоряжение ребенка предоставить три больших три маленьких кольца.

Руководство. В ходе игры-занятия взрослый помещает перед малышом, лежащим на животе, большое кольцо и наблюдает, что будет с ним делать ребенок. Скорее всего ребенок схватит его и по­тащит в рот. Задача взрослого - помешать малышу это сделать. Мягким движением высвободив кольцо, взрослый опять кладет его пе­ред ребенком, предоставляя возможность схватить предмет снова.

После того как малыш поиграет с большим колечком, перед нимразмещают маленькое колечко иснова дают возможность схва­тить предмет. Взрослый наблюдает за действиями ребенка: рас­сматривает ли малыш кольцо или же сразу схватывает его и ташлт в рот? Маленькое колечко используется также два раза подряд.

Затем перед малышом размещаются все большие и маленькие кольца, и ему предоставляется возможность брать их по собствен­ному усмотрению в любом порядке. Беря поочередно большие и маленькие предметы, ребенок упражняет руку, пальцы, приспосаб­ливает их к захвату, удерживанию и манипулированию предметами.

Отверстия в кольцах для нанизывания на стержень пирамидки имеют большое значение. Ребенок, попадая пальчиком в отверстие,

нужден придерживать кольцо и другим пальцем. Таким образом взвивают мелкиедвижения руки.

Игра длится 5 минут. В ходе ее взрослый ласково разговаривает с ребенком, не отвлекая ею от действий с предметами. В коице игры взрослый, высказывая одобрение, улыбается, хвалит малыша, погла-

вая его по головке, берет на руки.

Игра долгое время будет интересной, если использовать кольца разного цвета.

Проводится игра в течение трех-четырех дней. После некото-торого перерыва она снова становится привлекательной для ребенка.

Примечание. Вместо колец в дальнейшем могут испольэо-ться другие предметы. Важно учитывать общий принцип их подбо-, изложенный выше: размер маленького предмета должен быть не менее 3 см, а разница между большим и маленьким предметами составляет 1,5--2 см.

Схватывание предметов круглой и квадратной формы (организуется с 3,5—Л месяцев]

Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспо­соблении движений руки к форме схватываемого предмета.

Материал. Предметы круглой и квадратной формы. Диаметр круглых предметов равен 3 см, стороны квадрата равны также 3 см. Толщина предметов составляет 1,5 см. Можно использовать уже знакомое по прежней игре кольцо пирамидки и деревянный брусок из набора строительного материала. Важно, чтобы цвет предметов был одинаков (рис. 2).

Руководство. Перед лежащим на животе ребенком разме­щаются уже знакомые ему одно-два колечка и предоставляется


С изменением расстояния между ними - student2.ru

С изменением расстояния между ними - student2.ru



Рис. 2

возможность поиграть с ними. После того как у ребенка снизится интерес к кольцам, перед ним снова помещаются эти кольца и один квадратный брусок.

Взрослый молча, чтобы не отвлекать внимание малыша, размеща­ет дидактический материал и наблюдает за действиями ребенка. Малыш скорее всего возьмет предмет новой для него формы — квад­ратный брусок.

В процессе игры несколько раз изменяется взаимное располо­жение предметов разной формы. При первоначальном показе важно, чтобы новый предмет лежал посередине, в дальнейшем он может находиться и справа и слева в ряду. Промежутки между предметами составляют примерно 5 см. При большем расстоянии малышу труд­нее переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой.

Важно, чтобы малыш, знакомясь с предметами, активно обследо­вал их руками. Предметы разной формы предполагают соответствую­щие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки и т. д. Вначале могут наблюдаться неуклюжие попытки захвата предмета, но постепенно ребенок начинает раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным образом для захвата предмета той или иной формы.

Игра длится около 5 минут. Повторяется в течение трех-четырех дней в зависимости от заинтересованности ребенка.

Рис. 3

Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5—S месяцев)

Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущей игре.

Материал. По три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна при­мерно 3 см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5 см. Толщина предметов равна 1,5 см (рис. 3).

В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы — «крыши».

Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предме­том. После того как ребенок схватит игрушку, взрослый кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Таким образом помещается перед ребенком и еще один «кирпичик».

Игра длится около 5 минут и в течение дня может проводиться дважды. Через день-два среди трех знакомых брусков размешается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имею­щимся в распоряжении ребенка предметам еще две треугольные

призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдает предпочте­ние ребенок.

Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному мате­риалу, особенно к предметам новой формы.

Взрослый хвалит ребенка, гладит его по головке, берет на руки, улыбается ему.

Игра проводится в течение трех-четырех дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь ее целесообразно проводить два-три раза. Продолжительность игры около 5 минут.

/ Рассматриваниедекоративных панно | (организуется с 5—5,5 месяцев)

Дидактическая задача. Обогатить ребенка впечатления­ми при рассматривании яркого живописного изображения.

Материал. Используется жостовский поднос размером 40 X 18 см с изображением цветов (цв. табл. 3).

Руководство. У хорошо освещенной стенки взрослый разме­щает горизонтально живописный поднос. Ребенок лежит на животе на расстоянии 80—100 см от подноса. Взрослый при этом находится позади ребенка или сбоку, стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекает его внимание к ярким цветам, изображенным на подносе-После 2—3 минут рассматривания при энергичных попыткам малыша приблизиться к изображению взрослый приставляет ладонь к стопам ребенка, создавая таким образом упор для йог. Отталкива­ясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к подносу, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.

Затем ребенка опять кладут на живот на прежнем расстоянии от подноса и предоставляют ему возможность снова рассматривать яркие цветы, приблизиться к ним, энергично отталкиваясь ногами от ладони взрослого.

Игра длится 5—7 минут. При этом панно можно размещать как горизонтально, тики вертикально. Важна его хорошая освещенность

При периодической замене предметов для рассматривания ин­терес ребенка к игре не пропадает довольно долго. Интервалы в несколько дней, после которых предмет воспринимается ребенком . как новый, также поддерживают интерес.

В дальнейшем с промежутками в один-два дня игра может про­водиться в течение трех-четырех недель. Продолжительность игры около 5 минут.

Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов (организуется с 6месяцев|

Дидактическая задача. Накопление зрительного, осяза­тельного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.

Материал. Кольца от деревянной пирамидки, соединенные инуром таким образом, чтобы два больших и два маленьких кольца ередовались (рис. 4). Кольца закрепляются в гирлянде на расстоя-ни 2 см одно от другого. Такое расстояние необходимо для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде. Захватывая большие и маленькие кольца, ребенок всякий раз приспо­сабливает руку для захвата в соответствии с величиной предмета. Плотное соединение деталей погремушек и игрушек мешает обследо-lhhjo их формы.

. Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, разме­щается гирлянда колец разных размеров. Взрослый наблюдает за действиями ребенка. Для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо широко раскрыть ладонь, в то время как маленькое кольцо можно захватить пальцами. При захвате колец сбоку за ребро ребенок совершает еще более тонкое движение пальцами. Иногда малыш может взять пальцами шнур, соединяющий кольца.

Вначале, как правило, ребенок шлепает раскрытой ладонью по большому и по маленькому кольцу. Шлепнув ладонью по поверх­ности кольца и не схватив игрушку, он повторяет движение, меняя при этом движение пальцев таким образом, что достигает желаемого результата, схватывает предмет.

Взяв одно кольцо, малыш затем придвигает другие кольца в гирлянде и, привлеченный ими, берет в руки поочередно большие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для схва­тывания и удерживания игрушек.

Очень быстро малыш начинает точно направлять руку к предме­там разной величины без предварительных примеривающих движе­ний. При манипулировании разнообразными предметами у малыша развиваются движения рук, глазомер. Движения рук начинают контролироваться зрением. В результате совершенствуется зрение и общая сенсорная активность ребенка.

Соединенные в гирлянду кольца позволяют малышу действовать какое-то время самостоятельно. Те же предметы, представленные порознь, раскатываются, и малыш не всегда может их достать.

С изменением расстояния между ними - student2.ru

С изменением расстояния между ними - student2.ru Рис. 6

Интерес к ним быстро снижается. Немаловажен и вес предметов. У малышей достаточно сильные руки, поэтому более тяжелые дере­вянные (а не пластмассовые) кольца необходимы для обеспечения нормальной мышечной нагрузки.

Внимание ребенка привлекает и звук игрушек. Потряхивая гирлянду игрушек, малыш прислушивается к звукам. Перевернув­шись на спину, ребенок продолжает манипулировать игрушками, находя их сбоку от себя или в других местах. Продолжительность игры от 5 до 10 минут.

Манипулирование гирляндой предметов разной формы (организуется с 6—7 месяцев)

Дидактическая задача. Накопление зрительного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной формы.

Материал. Гирлянда деревянных предметов разной формы: два бруска и два кольца. Размер брусков: 3X3X1.5 см; ко­лец: диаметр 3 см, толщина 1,5 см. Бруски и кольца соединены шнуром в гирлянду и отстоят один от другого на расстоянии 2 см (рис. 5)

Гирлянду можно также сделать из деревянных шариков и кубиков с отверстиями в центре. Цвет и величина предметов одинаковы.

Руководство. Перед лежащим на животе ребенком разме­шают гирлянду деревянных предметов и предоставляют возмож­ность манипулировать ею.

Если ребенок не видел раньше среди своих нгрушек предметов квадратной формы, то скорее всего его заинтересует квадратный брусок. При первой попытке взять предмет пальцы неуклюже скользнут по квадратному бруску. Тогда малыш возьмет всю гирлян­ду в руки.

Наблюдая за действиями ребенка, можно увидеть, как он повора­чивает в руках квадратный брусок, рассматривает его, держа пальца­ми обеих рук за углы. При последующих манипуляциях ребенок

будет по-разному подготавливать руку к захвату круглых и квадрат­ных предметов. Схватить брусок сложнее, чем кольцо. Захватывая квадратные предметы, малыш распределяет пальцы по сторонам квадрата. При схватывании круглого предмета пальцы руки держат­ся гораздо свободнее. Взрослый периодически размещает гирлянду таким образом, чтобы форма предметов была видна ребенку, и наблюдает за способом их схватывания.

Можно сделать гирлянды и из небольших игрушек, детален от разнообразных погремушек. Именно комплекс игрушек, соединенных между собой, дает ребенку возможность получать разнообразные впечатления, способствующие накапливанию сенсорного опыта.

Продолжительность игры данного типа 5—10 минут в каждый отрезок бодрствования.

Манипулирование бочонком (организуется с 8 месяцев]

Дидактическая задача. Обогащать ребенка впечатле­ниями. Знакомить с элементарными способами совмещения частей

предмета.

М а те р и а л. Хохломской бочонок с крышкой высотой 12—14 см

(цв. табл. 3).

Руководство. Показав ребенку бочонок на расстоянии полу­метра, взрослый вызывает у него желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подполз к бочонку и пытается взять его из рук взрослого, не следует сразу отдавать ему предмет. Держа креп­ко в руках бочонок, взрослый предоставляет возможность взяться за крышку и открыть его. Скорее всего это случится со второй или третьей попытки. Но сколько радости принесет младенцу результат его собственных действий!

Получив крышку от бочонка, малыш начинает рассматривать ее, поворачивает то одной, то другой стороной, перекладывая из руки в руку, а возможно, и тянет в рот. Если ребенок выронит круг­лую крышку, то, покатившись, она снова привлечет его внимание, и он опять потянется к привлекательному предмету.

После непродолжительного манипулирования ребенка крышкой (1—2 минуты) взрослый закрывает бочонок и снова предлагает малышу открыть его. Малыш открывает крышку, может катать бочонок, ползти за ним, когда он откатится. Периодически взрослый закрывает бочонок крышкой, предоставляя ребенку возможность упражняться в открывании. Не сразу малышу удается самостоя­тельно, без помощи взрослого, открывать его. Ведь для этого надо правильно поставить бочонок, придерживая его одной рукой, Дру­гой рукой открывать. Может возникнуть и другой вариант, когда ма­лыш одной рукой прижимает к себе бочонок, а другой открывает.

Если ребенок не пытается открыть крышку, а увлеченно катает бочонок, то взрослый два-три раза отодвигает закрытый бочонок от малыша и держит крепко в своих руках, оставляя ребенку лишь возможность снять крышку.

I

1гра считается успешной, если малыш рассматривал бочонок, катал его и два-три раза снял крышку. Продолжительность игры от 5 до 10 минут в течение нескольких дней.

Знакомство с формойпредметов [организуется< 9 месяцев]

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простей­шие действия с предметами, учитывая их форму.

Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захва­тывания предметы разной формы и цвета; пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10—12 см; размер предметов для вкладывания 3—5 см (цв. табл. 4).

Руководство. Взрослый показывает ребенку ведерко, закры­тое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы (кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик).

Взрослый предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую-либо игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит малыша положить кубик на стол и обра­щает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напомина­ет, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.

В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить игру. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желания сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш пытается снова достать игрушки. В этом случае игра повторяется. Общая продолжительность игры не должна пре­вышать 5-8 минут.

Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется, взрослый делает это сам.

Игра может проводиться с одним и тем же материалом три-четыре раза. При частичной или полной смене игрушек она бывает интерес­ной более длительный период.

Наши рекомендации