Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, в процессе которой студент усваивает под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия, знания по дисциплине «Уголовный процесс».
В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями. Соответственно, основная цель самостоятельной работы студента - научиться осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, выработать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем и при домашней подготовке.
Соответственно, самостоятельная работа по курсу «Уголовный процесс» реализуется во взаимосвязи следующих трех форм:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и практических занятиях;
- в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – при выполнении рефератов, курсовых работ, индивидуальных заданий, на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов и т.д.
- в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Аудиторная самостоятельная работа реализуется во время чтения лекций, а также при проведении практических занятий, выполнении контрольных работ, тестировании и т.д.
Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе, в ходе которой студент знакомится с наукой, расширяет, углубляет и совершенствует ранее полученные знания, формирует научное мировоззрение, учится методике и технике лекционной работы. Лекционное занятие мобилизует студента на творческую работу, главными в которой являются умение слушать, воспринимать и записывать.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы, где он является активным соучастником лекции и ему необходимо мыслить вместе с преподавателем, войти в логику изложения материала, следить за его аргументацией, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями и т.д.
Наиболее распространенной и сравнительно простой формой лекции, в ходе которой студенты активно вовлекаются в учебный процесс, является лекция-беседа. Преимущество данной формы состоит в том, что она позволяет естественным образом привлечь внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, задавая вопросы аудитории. Это позволяет также определить, насколько студенты вникли в суть излагаемого материала и следят за ходом мыслей лектора.
Возможно проведение лекций также в форме дискуссии, когда преподаватель при изложении лекционного материала, организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории возможен контроль усвоения материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опроса по теме, постановки отдельных вопросов, требующих применения полученных по данной теме знаний и логического мышления и т.д.
На практических занятиях используются следующие формы, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе: выполнение контрольных работ; экспресс-тестирование; решение задач; самостоятельная разработка схем по судебной власти, поиск в законодательстве тех или иных положений, касающихся состава, системы, структуры судебных органов, анализ новейших изменений в законодательстве о судебной системе и др.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Уголовный процесс» также разнообразны, к ним относятся:
- непосредственная самостоятельная работа с текстами учебников, учебных пособий и лекций;
- анализ и конспектирование отдельных положений нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность судебной власти;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера: решение тестовых заданий; анализ нормативных правовых актов по заданной теме; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем и др.;
- подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы.
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, выполняемых как индивидуально студентом, так несколькими студентами группы;
- подготовка и участие в научно-теоретических конференциях.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется модульно-рейтинговая система, внедренная в Дагестанском государственном университете. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более динамичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. По дисциплине «Уголовный процесс» используются следующие виды контроля:
- контроль знаний студентов, полученных в результате изучения предыдущей темы и необходимых для изучения очередной темы дисциплины;
- текущий контроль, заключаемый в регулярном отслеживании уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде экзамена.
Контроль осуществляется путем проведения тестирования, письменных контрольных работ по пройденным темам, коллоквиумов, выполнения индивидуальной работы и т.д.
Тестовые задания могут формулироваться в форме тестов с одним правильным ответом, тестов с несколькими правильными ответами, тестов, направленных на сопоставление понятий или расположения в определенной последовательности, а также тестов с открытым ответом. Тестовые задания, которыми студенты могут воспользоваться для самоконтроля знаний, а также используемые для проведения промежуточного и итогового контроля, изданы в виде отдельного учебного пособия.
Вопросы к дисциплине:
1. Понятие, сущность и назначение уголовного процесса.
2. Уголовно-процессуальное право в системе Российского права.
3. Система действующего уголовно-процессуального законодательства.
4. Сущность и значение уголовно-процессуального закона. Его действие во времени, пространстве и по лицам.
5. Значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства.
6. Уголовно-процессуальные отношения, их особенности.
7. Понятие и виды процессуальных функций.
8. Процессуальная форма и её значение. Основные направления развития и совершенствования уголовно- процессуальной формы.
9. Стадии и производства в уголовном процессе.
10. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.
11. Законность при производстве по уголовному делу.
12. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей, народных и присяжных заседателей.
13. Презумпция невиновности, её сущность и значение для уголовно-процессуальной деятельности.
14. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
15. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения чести и достоинства, свободы и неприкосновенности личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
16. Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения неприкосновенности жилища и тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
17. Состязательность и равноправие сторон как принцип уголовного судопроизводства.
18. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, следователя, дознавателя.
19. Уголовно-процессуольные акты, их виды и значение.
20. Сущность, значение и формы реабилитации в уголовном судопроизводстве. .
21. Гражданский иск в уголовном процессе. Действия следователя и дознавателя по обеспечению гражданского иска и конфискации имущества.
22. Уголовное преследование, его понятие и виды.
23. Следователь как субъект уголовно-процессуальной деятельности. Его полномочия и взаимодействие с руководителем следственного органа и прокурором.
24. Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель в уголовном судопроизводстве, их полномочия.
25. Прокурор в уголовном процессе, его задачи и полномочия в различных стадиях уголовного процесса.
26. Процессуальное положение руководителя следственного органа.
27. Потерпевший и его представитель в уголовном судопроизводстве. Их права, обязанности и ответственность.
28. Обвиняемый, его процессуальное положение.
29. Защитник, его полномочия. Начальный момент и основания допуска защитника к участию в деле.
30. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве. Отказ от защитника.
31. Эксперт как участник уголовного судопроизводства.
32. Специалист в уголовном процессе.
33. Сущность, значение и классификация мер процессуального принуждения.
34. Понятие, виды и основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.
35. Задержание лица в качестве подозреваемого. Основания, мотивы и процессуальный порядок.
36. Основания, условия и порядок избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Сроки содержания под стражей при расследовании преступлений и порядок их продления.
37. Понятие и классификация доказательств. Допустимость, относимость и достоверность доказательств.
38. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам. Преюдиция.
39. Доказывание как процесс познания. Цель доказывания в уголовном судопроизводстве.
40. Процесс доказывания и его структура.
41. Способы собирания и проверки доказательств уголовном процессе.
42. Вещественные доказательства: понятие и виды. Проверка и оценка вещественных доказательств.
43. Показания свидетеля как источник доказательств. Проверка и оценка показаний свидетеля.
44. Показания подозреваемого. Предмет и значение показаний подозреваемого, их проверка и оценка.
45. Показания обвиняемого, их виды. Проверка и оценка показаний обвиняемого.
46. Заключение и показания эксперта как источник доказательств. Проверка и оценка заключения эксперта.
47. Заключение и показания специалиста как источник доказательств.
48. Протоколы следственных и судебных действий как источник доказательств. Их проверка и оценка. Иные документы, допускаемые в качестве доказательств. Их отличие от вещественных доказательств.
49. Понятие и значение оценки доказательств в уголовном процессе. Правила оценки доказательств.
50. Стадия возбуждения уголовного дела, её роль и место в уголовно-процессуальной деятельности. Поводы и основания для возбуждения уголовного.
51. Порядок возбуждения уголовного дела. Предварительная проверка сообщений о преступлений. Возбуждение уголовных дел частно-публичного обвинения.
52. Отказ в возбуждении уголовного дела. Основания и порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
53. Понятие, сущность и значение предварительного расследования. Его формы.
54. Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и система.
55. Дознание по уголовным делам. Особенности его производства и окончания.
56. Соединение и выделение уголовных дел.
57. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования на предварительном следствии: основания и порядок.
58. Особенности прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.
59. Основания, условия и порядок приостановления предварительного следствия.
60. Следственные действия: понятие и виды, общие правила производства и оформления, Производство неотложных следственных действий.
61. Участие специалиста в производстве следственных действий.
62. Осмотр, его виды. Основания и порядок производства.
63. Производство освидетельствования по уголовным делам.
64. Обыск, его виды. Основания и порядок производства. Личный обыск, особенности его производства.
65. Выемка, её виды. Основания и порядок производства. Выемка почтово-телеграфных отправлений.
66. Допрос, его виды. Порядок вызова и производства допроса на предварительном следствии. Особенности допроса отдельных лиц.
67. Очная ставка.
68. Следственный эксперимент.
69. Проверка показаний на месте.
70. Предъявление для опознания, виды и процессуальный порядок.
71. Контроль и запись телефонных и иных переговоров.
72. Назначение и производство судебной экспертизы на предварительном следствии. Допрос эксперта.
73. Основания и порядок привлечения лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения. Допрос обвиняемого.
74. Деятельность следователя при окончании предварительного следствия с обвинительным заключением.
75. Обвинительное заключение: понятие, структура, содержание и значение.
76. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
77. Суд, как орган судебной власти. Его полномочия в уголовном судопроизводстве.
78. Сущность и значение судебного разбирательства. Пределы судебного разбирательства в суде 1-ой инстанции. Роль суда и судьи в судебном заседании.
79. Непосредственность и устность судебного разбирательства, неизменность состава суда.
80. Гласность судебного разбирательства. Случаи проведения закрытого судебного разбирательства.
81. Понятие и виды подсудности.
82. Подготовительная часть судебного разбирательства.
83. Вопросы, решаемые судьёй и полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу.
84. Сроки содержания подсудимого под стражей во время рассмотрения дела в суде и порядок их продления.
85. Основания и порядок проведения предварительного слушания. Виды решений, принимаемых на предварительном слушании.
86. Отложение и приостановление судебного разбирательства. Прекращение уголовного дела в судебном заседании: основания и порядок.
87. Основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору.
88. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявлением ему обвинением: основания его применения и порядок постановления приговора.
89. Сущность, значение и содержание судебного следствия. Возобновление судебного следствия.
90. Допрос подсудимого. Оглашение его показаний.
91. Производство экспертизы в суде.
92. Прения сторон и реплики. Последнее слово подсудимого.
93. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол и порядок их рассмотрения.
94. Приговор суда, его понятие, значение и виды. Требования, предъявляемые к приговору.
95. Содержание и форма приговора. Виды приговоров.
96. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора. Провозглашение приговора.
97. Общая характеристика производства у мирового судьи.
98. Полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения.
99. Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел мировым судьёй.
100.Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей.
101.Вынесение вердикта и постановление приговора в суде с участием присяжных заседателей.
102.Судебное следствие и прения сторон в суде с участием присяжных заседателей. Формирование вопросного листа. Напутственное слово председательствующего.
103.Понятие апелляционного производства.
104.Суды апелляционной инстанции.
105.Порядок и сроки рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Решения, принимаемые в суде апелляционной инстанции.
106.Порядок и сроки обжалования приговоров в апелляционном порядке. Субъекты права апелляционного обжалования.
107.Понятие, значение и задачи стадии исполнения приговора. Вопросы, решаемые в этой стадии.
108.Понятие и значение кассационного производства. Основные черты российской кассации.
109.Порядок и сроки кассационного обжалования приговоров (судебных решений), не вступивших в законную силу. Кассационная жалоба и представление.
109.Порядок и сроки рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции.
110.Решения, принимаемые судом кассационной инстанции. Пределы прав суда при рассмотрении дела в кассационном порядке.
111.Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке.
113.Понятие и значение пересмотра приговоров в порядке надзора. Пределы прав суда надзорной инстанции. Отличие надзорного производства от кассационного.
114.Субъекты и порядок обжалования приговора в порядке надзора.
115.Порядок и сроки рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции.
116.Понятие, значение и сроки возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
117.Порядок установления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
118.Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
119.Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
120.Производство о применении принудительных мер медицинского характера.
121.Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
122. Порядок и правовые последствия выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
123.Производство процессуальных действий на территории иностранного государства.
124. Основные черты уголовного процесса зарубежных государств.
Тематика рефератов
1. Понятие и особенности уголовно-процессуальных правоотношений;
2. Уголовно-процессуальная форма как гарантия прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;
3. Понятие и признаки правосудия;
4. Понятие, структура и виды уголовно-процессуальных норм;
5. Ведомственные нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ как источники уголовно-процессуального права.
6. Роль разъяснений пленумов Верховных судов Российской Федерации и решений Конституционного Суда Федерации в регулировании уголовно-процессуальных правоотношений.
7. Презумпция невиновности как принцип уголовного процесса;
8. Публичность как принцип уголовного процесса;
9. Реализация потерпевшим права на участие в уголовном преследовании;
10. Следователь как участник уголовно-процессуальных отношений;
11. Начальник следственного отдела как участник уголовного процесса;
12. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу;
13. Проблема установления истины в уголовном судопроизводстве;
14. Предмет и пределы доказывания;
15. Роль преюдиции в процессе доказывания;
16. Оценка следователем заключения эксперта;
17. Показания и заключение специалиста как источник доказательств;
18. Понятие, сущность и значение уголовно процессуального принуждения.
19. Основания, процессуальный порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу;
20. Избрание следователем в качестве меры пресечения залога;
21. Основания, условия и процессуальный порядок применения домашнего ареста.
22. Основания и процессуальный порядок изменения и отмены мер пресечения;
23. Рассмотрение жалоб прокурором – как одна из форм осуществления надзора за предварительным следствием и дознанием;
24. Значение процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве;
25. Принятие следователем мер обеспечения гражданского иска;
26. Возмещение морального вреда реабилитированному в уголовном процессе.
27. Определение следователем размера имущественного вреда при реабилитации;
28. Прием, рассмотрение и проверка сообщений о преступлениях;.
29. Способы и сроки проверки заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении;
30. Особенности возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения;
31. Непосредственное обнаружение признаков преступления как повод к возбуждению уголовного дела;
32. Процессуальная самостоятельность следователя и правовые способы ее обеспечения;
33. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органом дознания;
34. Обжалование действий и решений следователя как общее условие предварительного расследования;
35. Этика предварительного расследования;
36. Расследование преступлений следственной группой;
37. Взаимодействие следователя со специалистом при производстве следственных действий;
38. Формы взаимодействия следователя с руководителем судебно-экспертного учреждения и экспертом.
39. Восстановление уголовных дел;
40. Проблема принуждения в следственных действиях;
41. Меры безопасности и меры социальной защиты участников предварительного расследования;
42. Участие защитника при предъявлении обвинения и допросе обвиняемого;
43. Деятельность следователя по приостановленному производством уголовному делу;
44. Объявление обвиняемого в розыск;
45. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон;
46. Разрешение следователем ходатайств, заявленных в ходе ознакомления с материалами уголовного дела;
47. Соотношение дознания и предварительного следствия как форм предварительного расследования;
48. Ведомственный контроль за органами предварительного следствия;
49. Основания проведения предварительного слушания;
50. Регламент судебного заседания и меры, принимаемые за нарушения порядка в судебном заседании.
51. Соотношение судебного разбирательства и предварительного расследования;
52. Участие эксперта и специалиста в суде;
53. Оглашение в суде показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетелей;
54. Приговор как акт правосудия судебной власти;
55. Пределы обжалования приговора при особом порядке судебного разбирательства;
56. Возбуждение уголовного дела у мирового судьи;
57. История развития суда присяжных;
58. Особенности судебного следствия в суде присяжных;
59. Сущность и значение апелляционного производства;
60. Субъекты и порядок кассационного обжалования приговора;
61. Проблемы обеспечения прав личности на стадии исполнения приговора;
62. Пределы прав надзорной инстанции;
63. Возбуждение производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
64. Процессуальные гарантии реализации прав несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное судопроизводство;
65. Участие законного представителя и защитника по делам о применении принудительных мер медицинского характера.
66. Процессуальные особенности предварительного расследования в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда;
67. Проблемы взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств;
68. Принципы уголовного процесса зарубежных государств.
1.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»
1. Перечень основной литературы