Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Где ты живешь?» Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.
Развитие связной речи
• Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке».
Примерный словарь: дети, прогулка, гулять, подъемный кран, новый дом, строить, светофор, красный свет, остановиться, машины, грузовик, автобус, троллейбус, пожарная машина, желтый свет, зеленый свет, люди.
Психоречевая гимнастика
• «Какое слово короче ?»
Дом — домик;
светофор — трамвай; город — перекресток;
дорога — магазин; квартира — этаж.
• Чистоговорка «Этажи» (сопровождается схематическим рисунком дома).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?
Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?
• Считалка под мяч «Дом». Желательно использовать предметные картинки: бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку,
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]
• Характеристика звука (согласный, твердый, глухой, шипящий). Выполнение артикуляционного упражнения «Чашечка».
• «Повтори чистоговорки»
Ша-ша-ша — Маша моет малыша.
Ше-ше-ше — шепчет Маша в шалаше.
Ши-ши-ши — наши уши хороши.
Шо-шо-шо —мы живем хорошо.
Шу-шу-шу — букву ш я напишу.
• Потешки
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Перышки у пташки, ножки у букашки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Обложка у книжки, шапка у мальчишки.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
• «Повтори слова тройками»:
кашка — чашка — Машка;
мошка — кошка — крошка;
пушка — мушка — душка;
мышка — пышка — мишка;
кукушка — лягушка — ватрушка.
• «Какой звук в словах поется ?»
Машка — мышка — мишка — мушка — мошка.
• «Волшебный мешок»: Логопед по очереди вызывает детей. Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и называет его (мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, гармошка, погремушка, матрешка).
• «Живые звуки» (шум, душ, уши).
Тематический цикл «Весна»
(двадцать седьмая неделя)
Дети должны усвоить:когда наступает весна, ее основные признаки.
Лексический материал:весна, солнышко, проталина, ручьи, почки; теплее, ярче; пригреть, таять, журчать, набухать, прилетать и т. д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Почему?» Составление предложений с союзом потому что.
Почему снег тает?
Почему бегут ручьи?
Почему журчат ручьи?
Почему набухают почки?
Почему прилетают птицы?
Почему появляются насекомые? И т. д.
•«Чего не бывает весной?»
Образец ответа: «Весной не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.)».
Развитие связной речи
• Составление рассказа о весне по вопросам логопеда.
Когда наступает весна?
Почему наступает весна?
Как наступает весна? и т.д.
Психоречевая гимнастика
• «Прошагаем загадку»
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
{весна)
• «Хлопни в лодоши». Логопед произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
• «Скажи правильно»::
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лед или ледоход?
Дифференциация звуков [с] и [ш]
• Закрепление артикуляции и произношения звуков (согласные, глухие, твердые, свистящий—шипящий).
• «Повтори слова парами»:
нас — наш; сутки — шутки;
вас — ваш; уши — усы;
плюс — плюш; каша — касса
сок — шок; кашка — каска
сайка — шайка; крыша — крыса.
•«Проговори чистоговорку»:
Язык вверх: ша-ша-ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са-са-са,
Масло, сахар, колбаса.
• « Что с чем рядом?»
На игровом поле в ряд расположено пять-шесть карти-
нок, в названии которых есть звуки [с] или [ш]: маска, кошка, абрикос, рубашка, миска, мишка.
Логопед спрашивает: «Что рядом с кошкой (мишкой, рубашкой и т.д.)?» Ребенок отвечает: «Рядом с кошкой маска и абрикос».
• «Произнеси правильно»
Дети вслед за логопедом четко повторяют (хором и индивидуально) слова, в которых одновременно присутствуют изучаемые звуки: машинист, сынишка, штангист, старушка, шахматист, смешинка, солнышко, сушка.
• «Подбери картинку»
На столе картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Дети делятся на две команды: «Совы» и «Кукушки».
«Совы» должны отбирать картинки со звуком [с], а «Кукушки»—со звуком [ш].
Образец ответа: «Я выбираю самолет, потому что я — „сова"».
• «Повтори скороговорки»
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки.
• Рассказ «Пушок и Машка»:
«У Саши собака Пушок. А у Даши кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка любит ловить мышей. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка спит на кушетке. Даша шьет для Машки подушку. Кошка будет спать на подушке».
Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия насекомых; где они живут, чем питаются; для чего они нужны.
Лексический материал:стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть.