Работа над звуковой стороной речи. Дети-«вороны» произносят кар, логопед заканчивает слово
• «Вороны».
Дети-«вороны» произносят кар, логопед заканчивает слово. Кар...(тошка), кар...(тинка), кар...(ман), кар...(тон), кар... (лик), кар...(ты), кар...(куша).
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.
• «Повтори слова». Игра со словами.
Повторение рифмующихся слов: птичка — синичка; сорока — белобока; сова — голова; совушка — головушка; птичка — невеличка; воробьишка — трусишка.
Физкультминутка -логоритмика
• «Села птичка на окошко». Импровизация движений.
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай.
Улетела. — Аи!
А. Барто
Тематический цикл «Домашние и дикие животные»
(двадцать вторая неделя)
Дети должны усвоить: названия животных; обобщающие понятия — домашние и дикие животные; различия домашних и диких животных по месту обитания и по внешнему виду.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где живет ?» Дифференциация предлогов в, около.
Логопед выставляет по одной картинке на наборное полотно и спрашивает детей: «Где живет волк — в лесу или около человека?» Дети отвечают: «Волк живет в лесу». Или: «Где живет корова — в лесу или около человека?» — «Корова живет около человека».
• «Кто что делает ?» Составление предложений по вопросам.
Логопед, задавая вопрос, называет действие; дети находят соответствующие картинки и составляют предложения. Кто скачет? (Лошадь скачет.)
Словарь: лакает, мычит, клюет, летает, бегает, прыгает, жует, охотится, грызет, воет, лает, ловит, пугает, ревет, обманывает и т. д.
• « Четвертый лишний». Учить различать домашних и диких животных.
На игровом поле лежат четыре картинки: волк, лиса, кошка, медведь. Дети с помощью логопеда учатся находить «лишнюю» картинку.
• «Кто дружит с человеком ?» Практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с. Закрепить знания детей по теме.
На наборном полотне выставлены картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей.
Логопед спрашивает детей: «Кто дружит с человеком?» Дети выбирают картинку и отвечают: Корова дружит с человеком. Собака дружит с человеком. Котенок дружит с человеком. И так далее. Логопед в конце упражнения подводит итог: «С человеком дружат домашние животные и их детеныши».
• «Договори слово». Формирование навыка словоизменения.
Заяц бежал, а зайчата... (бежали).
Медведь ревел, а медвежата... (ревели).
Волк рычал, а волчата... (рычали).
Корова жевала, а телята... (жевали).
Собака лаяла, а щенята... (лаяли).
Лошадь скакала, а жеребята... (скакали). И так далее.
Развитие связной речи
•Рассказы-описания «Корова» и «Ежик».
«Корова — это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши — маленькие телята. Корова и телята едят травку».
«Ежик — это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий — у него иголки. У ежика есть детеныши — ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей».
Сенсорное развитие
• «Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины.
Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.
• «Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше.
Кто меньше — волчонок или корова? (Волчонок меньше.)
Кто меньше — лиса или ежик?
Кто меньше — медведь или медвежонок?
Кто меньше — заяц или лошадь?
Кто меньше — ежонок или медвежонок? И так далее.