Программа формирования эколого-краеведческих знаний в 3 классе
Лекция 8. Организация эколого- краеведческой работы в начальной школе
План
1. Краеведческий подход в экологическом образовании младших школьников.
2. Объекты эколого- краеведческой работы в начальной школе.
3. Трудовая природоохранная деятельность младших школьников.
Литература
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240с.
2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2006. – 496 с.
4. Лободина Н. Экологическое воспитание в начальной школе. М.: Учитель, 2007. – 272с.
1.Специфическим принципом естественно-научного образования является краеведческий принцип обучения.
Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
Краеведческий подход в изучении различных тем «Окружающего мира» будет педагогически эффективен при условии:
1) соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса естествознания;
2) взаимосвязи местного и общего материала;
3) учета исторически сложившихся условий края, его специфики;
4) систематичности и планомерности в использовании;
5) использования наглядности;
6) непосредственного участия младших школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;
7) связи учебной и внеклассной краеведческой работы;
8) умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках естествознания в начальной школе.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации младшего школьника. Изучая краеведческий материал, ребенок на доступном для него уровне должен осознать важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывать новые стороны; учиться грамотно взаимодействовать с микромиром. У младших школьников формируются первоначальные природоведческие знания о природе родного края.
Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом. Младшие школьники имеют возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках естествознания для формирования понятий, служащих основой для изучения биологии и географии в средней школе. Наравне с этими характеристиками учащиеся под руководством учителя учатся раскрывать экологические проблемы своего края, высказывать свое отношение к ним.
Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины». На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям.
Основные задачи эколого-краеведческой деятельности:
1. Способствовать формированию представлений о специфике города и своего района как среды обитания и необходимости грамотного взаимодействия человека с природным окружением; о, неповторимости родного края.
2. Содействовать формированию у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к родному краю.
3. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по карте области, пользоваться краеведческими справочниками; описывать памятники, достопримечательности.
Следует отметить, что отбор материала должен производиться с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников. Необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку усвоить основные понятия темы, посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к учащемуся и личностно значим для него.
Включение учащихся в эколого-краеведческую деятельность позволит обеспечить значительную полноту знаний у учащихся о родном крае, приблизить их к тем или иным историческим фактам и событиям, проходившим на территории края, позволит понять явления природы, осмыслить их сезонность, а также глубже уяснить причинно-следственные связи и взаимообусловленность между погодными условиями и жизнедеятельностью растений и животных, а также спецификой труда людей.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьниковявляется осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками.К ним относятся рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы: природа; хозяйство; население; история; искусство края.
Эти объекты можно конкретизировать следующим образом:
- природа — типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края;
- хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства;
- население - особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы;
- искусство - произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами;
- история — происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.
При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды, формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.
Дидактическое оснащение по изучению природы края может быть представлено таким образом:
1. Полезные ископаемые - образцами местных горных пород, минералов, полезных ископаемых.
2. Рельеф - макетами, фотографиями ближайшей долины, реки, оврага, карстовой формы и т.п.
3. Погода, климат - таблицами, графиками годового хода температур, количества осадков.
4. Почвы - макетами основных типов местных почв (лучше всего иметь почвенные монолиты, но они сложны для изготовления).
5. Растительность - гербариями, фотографиями наиболее распространенных растений края.
6. Животный мир - фотографиями, открытками окрестных лесов, лугов, полей, аудио и видеоматериалами.
Здесь же находится и классный календарь природы.
Социальная, производственная и историческая составляющие родного края отражаются по следующим направлениям:
1. Карта своей области (края, республики). Возможен рельефный вариант такой карты. Может быть использован план своего населенного пункта.
2. Наиболее известные люди края (фотографии, портреты).
3. Хозяйство: фотографии предприятий и выпускаемых ими товаров, видеофильмы.
4. Культурные учреждения города (фотографии).
5. Календарь знаменательных событий и дат в жизни края.
6. Книги о своем населенном пункте, районе, области.
Обязательным условием эффективности краеведческой работы является подготовка самого учителя. В решении задач экологического образования можно выделить несколько этапов:
1. Изучение родного края самим учителем.
2. Привлечение учащихся к краеведческой работе и различным видам деятельности по охране природы.
3. Сбор, обработка и хранение материала.
4. Использование краеведческого материала на уроках и внеклассных занятиях.
Необходимо вовлекать младших школьников в краеведческую деятельность. Формы участия детей в краеведческой деятельности разнообразны. К ним относятся: систематические, организованные, целенаправленные наблюдения за природой и трудом людей, экскурсии в природу и на производство; посильная помощь в составлении летописей отдельных предприятий и населенных пунктов; участие в общей работе по охране природы и ее улучшению: озеленение, очистка лесов и охрана их от пожаров, охрана водного мира и памятников природы; встречи с известными людьми, знакомство с произведениями местных писателей, композиторов, художников, скульпторов, с шедеврами местного народно творчества, посильное участие в сельскохозяйственном труде, работа на при школьных участках, в школьных садах, парках.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.
С I по IV класс учащиеся изучают свою местность, ведут наблюдения, проводят экскурсии, у них накапливается материал, характеризующий местность, окружающую школу, население и его занятия, экологические проблемы. Все эти материалы размещают в краеведческом уголке.
Краеведческий уголок устраивают в специально отведенном месте в классе. Он может освещать разделы: 1. Календарь погоды. 2. Наш край. 3. Приметы погоды. 4. Экологические проблемы края.
В четвертом разделе краеведческого уголка необходимо отразить вопросы охраны природы: указать виды растений, фотографии животных, взятых под охрану государством. Указать названия заповедников и заказников, расположенных в области, крае.
Для оформления краеведческого отдела может быть использован материал наблюдений в природе, экскурсий, местной печати, материалы местного краеведческого музея, некоторые изделия промышленных предприятий своего города, картографический материал и др. Значимость краеведческого отдела состоит не только в том, что его материалы будут использованы учителем при изучении тех или иных тем «Окружающего мира». Уже само создание краеведческого уголка, в котором принимают участие и школьники, помогает изучению учащимися своего края, прививает навыки сбора краеведческого материала.
Учитель должен показать уникальные особенности (природные, этнические или культурные) своего края (города, деревни); научить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное (пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию; гордость за своих соотечественников); приступить к начальному формированию умений пользоваться упрощенной картой, краеведческими справочниками, описывать достопримечательности.Важно, чтобы дети узнавали изученные объекты. Неоценимую помощь при этом оказывает сочетание разнообразной наглядности (аппликаций, фотографий, слайдов, видеофильмов и обязательно "живых" объектов). Акцентируется внимание младших школьников на то, что природа всесторонне используется человеком, поэтому он должен бережно относиться к ней, охранять ее богатства. Учащиеся на уроках изучения краеведческого материала приобретают первоначальные природоохранительные знания.
В начальной школе учитель также должен отрабатывать приемы организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труда в уголке природы, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного общения на природе, продуктивной деятельности).
Опора на положительное становится условием воспитания эмпатических чувств — способности к пониманию эмоциональных состоянии других и сопереживание им. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояния («беспокоится», «нездоров», «радуется», «приветствует», «боится», «просит ласки» и т.д.). Основой эмпатического чувства ребенка в этом случае является феномен децентрации — способности встать на позицию другого, понять его, «влезть в его шкуру», увидеть ситуацию чужими глазами (например, «животное, так же как и я, — живет, питается, дышит, чувствует, болеет, растет»).
Очень интересны и целесообразны для этого игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились еж с белкой и разговорились...»; «Осенью в лесу проходило собрание животных на тему «Кто как готовится к зиме?»; «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал...»; «В новогоднюю ночь разговорились шишки на елке...»; «Стояли в вазе цветы: гордый пион, скромная бегония, длинноногая ромашка. Пион сказал...»
Особое значение для экологического воспитания приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе. Этот труд обладает рядом особенностей, что повышает его значение как средства формирования экологически целесообразной деятельности. Труд — наиболее естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром с давних времен, многие разновидности труда в природе бескорыстны и по своей мотивации приближаются к общественно значимым деятельностям. Его результат часто отделен во времени, эффект трудового усилия проявляется не сразу или выражен не ярко, поэтому особое значение приобретает процесс трудаи качественная оценка отношения ребенка к нему. Таким образом, труд в природе несет в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является ее значение для блага природы, природоохранная направленность.
У школьников отсутствуют знания и конкретные трудовые умения, они не осознают необходимости труда в природе, равнодушны к неблагополучию ее объектов, не устанавливают связи между ее состоянием и своим трудом. Часто преобладает эгоистический мотив деятельности: «растим лук для себя», «заведем аквариум и будем любоваться» и т.п. Это требует необходимости изменять организацию труда в природе, обратить особое внимание на реализацию следующих принципов:
- приступая к трудовому процессу, школьник должен хорошо знать нравственные правила обращения с объектом природы, которые предлагаются детям в позитивной формулировке: «Так нужно и можно»;
- в процессе труда должны совершенствоваться трудовые умения и навыки природоохранного характера. Труд должен быть доступным, но предоставлять определенную физическую нагрузку;
- необходимо, чтобы дети оставались участниками всего процесса труда от его начала до получения результата. Например: посев семян — уход за рассадой — высадка рассады в грунт — уход за растущим растением — сбор плодов и семян.
Таким образом эффективное формирование экологической культуры у младших школьников возможно лишь при организации различных видов эколого-краеведческой деятельности в их совокупности: познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой.
Ценностно-ориентационная деятельностьнаправлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.
По мнению педагогов, коммуникативная деятельностьпредполагает активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов практических природоохранных дел.
Художественно-эстетическая деятельностьзаключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства.
Включение младших школьников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании.Осознание специфики каждой деятельности и их взаимосвязи позволяет учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
экологическая модель изучения окружающей среды родного края (Рис. 3.)
Рис. 3.Экологическая модель изучения окружающей среды родного края
Программа формирования эколого-краеведческих знаний в 3 классе
Объекты изучения | Положительное и отрицательное воздействие на природу | Основное содержание | Пути и средства познания окружающей среды |
Окружающее пространство | Фиксация экологических нарушений и отображение на плане местности участков с неблагоприятной экологической ситуацией | Окружающее школу пространство, план местности | Осенняя экскурсия в природу целью формирования представлений о природных объектах, нуждающихся в охране |
Окружающая природа: — хвойные и лиственные деревья | Выявление растений — индикаторов загрязнения воздуха (ель, сосна, пихта, лиственница, ольха) | Состояние растений, изменяющих окраску листьев (хвои) и факторов загрязнения воздуха, способствующих преждевременному их опаду (сера, фтористый и хлористый водород) | Весенняя экскурсия в природу с целью проведения маленьких исследований «Что дают человеку растения и как улучшить условия их жизни» |
Зимующие и перелетные птицы | Выявление факторов, нарушающих нормальную жизнь птиц | Особенности поведения птиц в различных природных условиях | Организация наблюдений за зимующими птицами своей местности с целью создания наилучших условий их существования (подкормка) |
Человек и природа | Значение природы для жизни человека па Земле, выявление факторов положительного воздействия природы на здоровье человека | Человек и охрана его здоровья | СО — таблицы по охране природы; диапозитивы «Организм человека», «Охрана природы», «Охрана здоровья и режим дня школьника»; беседа на тему «Человек — часть природы» |
Суша и ее поверхность | Изменение поверхности суши под воздействием природных сил и хозяйственной деятельности человека | Формы поверхности суши своей местности | Знакомство с мерами предупреждения отрицательных воздействий на рельеф местности, предотвращение образования оврагов |
Вода в природе и жизни людей | Значение воды для жизни человека: питьевая вода — источник жизни, примеры правильного и неправильного использования водных источников в хозяйстве | Охрана воды. Экономия воды в быту и на производстве. Очистка водных источников от загрязнения. Меры по охране воды в природе | Организация наблюдений за использованием водоемов своей местности с целью определения мер по их охране. Сбор материалов для стенда «Водоемы в опасности. Как сохранить чистоту воды в природе |
Воздух — природное тело | Выявление факторов использования воздушного пространства в хозяйственной деятельности человека. Фиксация факторов загрязнения воздуха промышленностью и транспортом | Освоение воздушного пространства. Охрана чистоты воздуха. Способы борьбы с загрязнением воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле | Наблюдения за основными погодными явлениями. Выявление причин загрязнения воздуха местными предприятиями. Сбор материалов для стенда «Меры по охране воздуха в городе» |
Почвы | Использование почв в хозяйственной деятельности человека. Выявление причин разрушения почвенного покрова и истощения почв | Почвы и их хозяйственное значение. Обработка и удобрение почв. Охрана почв | Знакомство с типами и свойствами почв своей местности и их хозяйственным использованием. Определение мер по охране почв. Сбор материалов для плаката «Почему земля такая добрая?» |
Растения — обитатели суши и водоемов | Значение растений в жизни человека. Сохранение условий обитания растений в родной среде и их охрана | Растения и внешняя среда. Роль растений в природе и жизни человека. Красная книга растений | Экскурсия с целью ознакомления с условиями обитания растений на суше и в водоемах своей местности. Определение мер по охране растений |
Животные — обитатели суши и водоемов | Определение адаптации животных к условиям обитания. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на среду обитания животных | Животные и внешняя среда. Использование животных человеком. Красная книга животных. Охрана «братьев наших меньших» | Ознакомление с животными своей местности. Выявление факторов исчезновения и сокращения численности животных своей местности. Участие школьников в мероприятиях по охране животных |