Тема 3. Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками по месту жительства.
Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Разработка и реализация скоординированной в рамках региона социальной политики по проблемам детства.
2. Принцип связи воспитания с жизнью. Принцип учета специфики микросреды при выборе форм, методов и средств социально-педагогической деятельности.
3. Принцип добровольности и свободы выбора занятий во внеурочное время. Принцип учета возрастных, индивидуально-психологических, гендерных особенностей детей и подростков.
4. Принцип сочетания преемственности и дифференцированной социальной работы с детьми и взрослым населением.
5. Принцип взаимодействия и сотрудничества социальных институтов в социуме.
6. Принцип сочетания организованной деятельности и свободного общения детей и подростков.
7. Принцип защиты как основа индивидуальной работы.
Литература
1. Конвенции ООН о правах ребенка./ Адукация i выхаванне, - 1992, № 6-9.
2. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»/ Звязда, -1993, 11 студзеня.
3. Закон Республики Беларусь «Аб адукации у Рэспублике Беларусь» / Зборнiк нарматуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi, 1992, №3.
4. Законодательные документы и инструктивно-методические материалы по социальной работе. М. 1992.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] – 2012.http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900278&p2={NRPA}. - Дата доступа: 01.03.2012.
Тема 4: Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками. (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-педагогическая сущность проблемы интеграции воспитательных воздействий во внешкольных условиях.
2. Социально-педагогическая характеристика микрорайона. Изучение и анализ воспитательных возможностей микрорайона.
3. Особенности межпоколенных взаимоотношений в микрорайоне и возможности их оптимизации.
4. Организация эффективной жизнедеятельности различных социальных групп в микросоциуме.
Практическое занятие «Методика оценки социально-педагогических ресурсов города».
Задание 1. Проанализировать обеспеченность города (поселка микрорайона) учреждениями культуры, возможности удовлетворения культурных потребностей и потребностей в отдыхе детей и подростков. Оценить рациональность размещения учреждений культуры, их связь с транспортными магистралями и с основными жилыми массивами. Выявить участки города относительно обособленные от культурной жизни.
Задание 2. Обозначить на карте места города (поселка микрорайона) наиболее благоприятные для отдыха, дружеских встреч, полноценного общения.
Задание 3. Обозначить на карте объекты, где имеют место проявления патологии городской жизни (скопление тунеядцев, наркоманов, дебоши, групповые драки, правонарушения и пр.). Проанализировать негативное влияние на окружающую жизнь данных очагов «антикультуры». Обсудить меры социально-воспитательной профилактики.
Задание 4. В ходе коллективной дискуссии приблизительно оценить социально-педагогические ресурсы анализируемого городского поселения (микрорайона), имеющиеся социальные условия для активной и полноценной жизнедеятельности детей и подростков по месту жительства.
Литература
1. Кабуш, В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн., 1995.
2. Основные направления деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях. / Настаунiцкая газета, 28 жнiуня, 1996
3. Бочарова, В. Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива
4. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. / Сост. В. Е. Тридин, М., 1987. Т. А. Шишковец.
5. Справочник социального педагога. М. 2005.
Тема5: Педагогизация социума и основы взаимодействия социальных институтов. (2 часа)
Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Организационные основы системы взаимодействия социальных институтов в условиях различных типов микрорайонов.
2. Роль и место общественных организаций в работе с детьми и подростками детских и молодежных организаций.
3. Особенности социально-педагогической работы с детьми и подростками детских и молодежных организаций.
Литература
1. Конвенции ООН о правах ребенка./ Адукацыя i выхаванне, - 1992, № 6-9
2. Законодательные документы и инструктивно-методические материалы по социальной работе. М. 1992.
3. Воспитание учащихся по месту жительства. / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. 1987.
4. Бочарова, В. Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива
5. Новикова, Л. И. Школа и среда. М. 1985.
6. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981
7. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. 2002.
Тема 6: Школа – социально-педагогический центр работы по месту жительства.
Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Деятельность органов образования по организации работы школы, семьи и общественности.
2. Микрорайон деятельности школы, семьи и общественности как воспитательная среда.
3. Школа – педагогический центр микрорайона.
4. Школа – организатор единства социально-педагогической работы социальных институтов.
5. Функции школы.
.
Литература
1. Бочарова, В. Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива.
2. Кабуш, В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн.,1995
3. Новикова, Л. И. Школа и среда. М. 1985
4. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды, М. 1986.
5. Влияние социокультурной среды на содержание социальной работы по месту жительства.
6. Литвинович, В. Г. Социум и дети. / Программно-методические рекомендации, Мн., 1996
7. Кабуш, В. Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994
Тема 7: Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения. (4 часа)
Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Интегрированные формы открытых социально-педагогических систем: школа-комплекс, социально-педагогический комплекс, воспитательный центр, социально-педагогическая служба, комплекс внешкольной работы, реабилитационный центр и т.д.
2. Задачи и объекты деятельности социально-педагогических служб. Условия организации деятельности служб.
3. Структура социально-педагогических служб и основные направления и содержание деятельности социально-педагогических служб.
4. Становление и развитие социальных институтов в современном обществе.
Практикум.
1. Из опыта работы социально-педагогических служб в Республике Беларусь, России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
2. Моделирование территориальных социально-педагогических служб. Занятия проводятся в форме организационно-деятельностной игры (работа в малых группах, разработка примерных структур служб, их защита, экспертная оценка).
Литература
1. Бочарова В. Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива.
2. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн.,1995
3. Новикова Л. И. Школа и среда. М. 1985
4. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды, М. 1986.
5. Влияние социокультурной среды на содержание социальной работы по месту жительства.
6. Литвинович В. Г. Социум и дети. / Программно-методические рекомендации, Мн., 1996
7. Кабуш В. Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994
8. Латыш Н. И. Образование на рубеже веков. Мн. 1993
9. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981.
Тема 8: Влияние социокультурной среды на содержание социальной работы по месту жительства. (4 часа)
Семинарское занятие «круглый стол».
«Подросток в неблагоприятной среде: поведение, деятельность, общение».
1. Современная подростковая субкультура и ее влияние на подростков.
2. Инновационные формы и методики работы с детьми «групп социального риска».
Литература
1. Литвинович, В. Г. Социум и дети. / Программно-методические рекомендации, Мн., 1996
2. Кабуш, В. Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994
3. Латыш, Н. И. Образование на рубеже веков. Мн. 1993
4. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981.
5. Семенов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды, М. 1986
6. Костюкова, Т. Молодежь и духовные наркотики // Планета и семья. – 2002, №1
7. Журлова, И.В. Работа социального педагога с агрессивными детьми. // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010, №7.
Тема 9:Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства. (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Сфера социально-педагогического взаимодействия – ведущее направление деятельности социального педагога
2. Этика социально-педагогической работы по месту жительства.
3. Мастерство социально-педагогического сотрудничества.
4. Социальный педагог как координатор международных, республиканских, областных, городских, районных социальных программ.
Семинар-дискуссия.
1. Состояние и перспективы развития социально-педагогической деятельности социального педагога по месту жительства.
2. Обзор и обсуждение проблемных материалов газет и журналов по организации социальной работы с детьми и подростками в социуме.
Литература
1. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
2. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. М. 1997
3. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981
4. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. / Сост. В. Е. Тридин, М., 1987.
5. Социологический словарь. / Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Науч. ред. Т. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. Мн., 1991.
6. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога. М. 2005.
Тема 10:Социально-педагогическая работа по месту жительства. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства.
Вопросы для обсуждения на семинаре.
1.Социальная защищенность детей и подростков по месту жительства.
2. Обеспечение ребенку социальной адаптации в отношении его с самим собой, окружающей средой и миром.
3.Организация свободного времени детей и подростков по месту жительства. Развитие форм работы, организующих совместный досуг детей и их родителей, других взрослых (праздники улиц микрорайонов, массовые гулянья, фестивали и т.д.).
4.Организация спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками в микрорайоне.
5.Организация проведение массовых спортивных праздников..
6. Содержание деятельности с детьми «групп социального риска».
Литература
1. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Левко. Второе издание. Мн. 2003.
2. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога. М. 2005.
3. Костюкова, Т. Молодежь и духовные наркотики // Планета и семья. – 2002, №1
4. Журлова, И.В. Работа социального педагога с агрессивными детьми. // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010, №7.
Тема 11:Организация и методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства. (2 часа)
Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Права ребенка и детское самоуправление по месту жительства.
2. Методики работы с различными категориями детей и подростков (КТД, работа в малой группе, индивидуальные методики).
3. Организованная деятельность и свободное общение детей и подростков в микрорайоне.
Практическое занятие.
Моделирование форм социально-педагогической работы в микрорайоне (напр. Хобби-центр, Пресс-центр, Служба окружающей среды, Служба милосердия, Центр детских социальных инициатив).
Литература
1. Детское движение: вопросы и ответы. Под ред. Т. В. Трухачевой. Кострома, 1994.
2. Молодежный центр: основные направления социальной работы. (В. Ф. Швайко, В. Г. Литвинович и др.)
3. Литвинович В. Г. Социум и дети. / Программно-методические рекомендации, Мн., 1996.
4. Кабуш, В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн., 1995.
5. Литвинович, В. Г. Петрович И. И. Комплекс социально педагогической деятельности “Золак” Мн. 2000.
Основная литература
1. Конвенции ООН о правах ребенка./ Адукация i выхаванне, - 1992, № 6-9.
2. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»/ Звязда, -1993, 11 студзеня.
3. Закон Республики Беларусь «Аб адукации у Рэспублике Беларусь» / Зборнiк нарматуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi, 1992, №3.
4. Законодательные документы и инструктивно-методические материалы по социальной работе. М. 1992.
5. Основные направления деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях. / Настаунiцкая газета, 28 жнiуня, 1996.
6. Воспитание учащихся по месту жительства. / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. 1987.
7. Бочарова В. Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива.
8. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М, 1994.
9. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн., 1995.
10. Коломинский Я. Л., Танько Е. А. Диагностика педагогического взаимодействия. Мн. 1993 г.
11. Латыш Н. И. Образование на рубеже веков. Мн. 1993
12. Лернинг У. Социальная защита человека: региональные модели. М. 1995.
13. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
14. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М. 1997.
15. Новикова Л. И. Школа и среда. М. 1985.
16. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981.
17. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды, М. 1986.
18. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. / Сост. В. Е. Тридин, М., 1987.
19. Социологический словарь. / Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Науч. ред. Т. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. Мн., 1991.
20. Молодежный центр:основные напрвления социальной работы. (В. Ф. Швайко, В. Г. Литвинович и др.)
21. Лексикон социальной работы. (Ред. Кибардина С.М. Михайлова С.И. Чернышева О.М. – Вологда: “Русь”, 1999.)
22. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. 2002.
23. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Левко. Второе издание. Мн. 2003.
24. Т. А. Шишковец. Справочник социального педагога. М. 2005.
25. Костюкова Т. Молодежь и духовные наркотики // Планета и семья. – 2002, №1
26. Журлова И.В. Работа социального педагога с агрессивными детьми. // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010, №7.
27. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] – 2012. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900278&p2={NRPA}. - Дата доступа: 01.03.2012.
28. Положение о приемной семье. [Электронный ресурс] – 2012. – http://www.lawbelarus.com/repub2008/sub30/text30187.htm Дата доступа: 01.03.2012.
29. Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 17 сентября 2007 г., № 114 // [Электронный ресурс] – 2012. – http://www.bankzakonov.com/republic_pravo_by_2010/blockj3/rtf-e8w9u3/index.htm}. - Дата доступа: 26.03.2012.
30. "Об утверждении Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем, и Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты" [Электронный ресурс] – 2012. – http://pmo.by/zakony/5-soczakon/38-2011-01-14-08-26-25.html. - Дата доступа: 26.03.2012.
Дополнительная литература.
1. Бедулина, Г. Ф. Стирание проблемных взаимоотношений между различными категория молодежи в образовательной среде. Мн. 2000.
2. Воспитательное пространство внешкольного учреждения: восхождение к будущему. Сборник материалов. Мн. 2004.
3. Детское движение: вопросы и ответы. Под ред. Т. В. Трухачевой. Кострома, 1994.
4. Кабуш, В. Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994.
5. Литвинович В. Г. Социум и дети. / Программно-методические рекомендации, Мн., 1996.
6. Литвинович, В. Г. Петрович И. И. Комплекс социально педагогической деятельности “Золак” Мн. 2000.
7. Мартынова В. В. Воспитание гражданина: поиски новых путей и форм. / Народная асвета, 1993, № 8-11.
8. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М. Изд. Институт молодежи, 1993.
9. Сацыяльная выхаванне:вопыт i праблемы. (Матьериалы международного семинара-практикума), Мн. 1995.
10. Тимошенко, И. В. Социализация личности: пути становления и развития. / Народная асвета, 1994, №5.