Реформы для новой эпохи - 05.11.17 1 страница

Предисловие

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Вячеславович. Данное обращение написано лично в поддержку вашего освободительного движения и вас. Мы группа инициативных и неравнодушных граждан в этом обращении, обратим ваше внимание на некоторые проблемы, которыми страдает Россия, и предложим вам своё видение их решения. Будем очень благодарны, если вы примете наши аргументы во внимание, но больше всех будет благодарен народ России.

Проблемы России, которые мы предлагаем решить.

Следующие проблемы вариант решения, которых мы здесь опишем, относятся к общественной и личной жизни граждан, также к уголовному и административному законодательству, затронута и тема образования. Вариант решения этих проблем порой бывает похож на тот, который применяют на западе, но это не слепое копирование западных законов, а подлинная национальная демократия, которая учитывает специфику данных проблем в России и предлагает прогрессивный подход в их решении. Большая часть проблем покажется специфическими, не подлежащими частому обсуждению, но это не отменяет важности их решения как освобождения народа России от тирании. Приступим.

Проблема №1 – Реформа пенитенциарной системы

Известная проблема, которая касается порядка 680.000 граждан России, которые отбывают наказание в виде лишения свободы за различные преступления. Большая часть этих преступлений это убийство, кража, ограбление, угон, но есть и более мелкие преступления. Места лишения свободы, то есть колонии и тюрьмы (кроме пожизненных) созданы для того чтобы гражданин, который совершил преступление и был наказан на определённый срок, исправился и вновь стал полноправным законопослушным членом общества. Однако на данный момент места лишения свободы России и их политика находятся в крайне плачевном состоянии, и вместо того чтобы исправить человека, делают его ещё более опасней и преступней. Отсюда рождаются уголовные субкультуры, которые заманивают на путь преступности молодёжь, рецидивисты, в итоге преступность в обществе растёт. Особенная проблема заключается в том, что внутри тюрьмы уголовники создали свои законы, отличные от гражданских, живя по которым просто невозможно вновь стать нормальным человеком. Всем известна проблема гомосексуальных изнасилований в тюрьмах и колониях, именуемых на жаргоне преступников «опусканием». Ежегодно жертвами таких изнасилований в мужских тюрьмах становятся от 80.000 до 200.000 человек! Не стоит думать, что жертвы этих изнасилований сами виноваты либо совершили преступления, которые заслуживают к ним такое отношение. По «законам» уголовников, именуемых иначе «понятиями», авторитетный заключённый либо просто группа заключённых имеют право изнасиловать другого заключённого порой за то, что у него неправильная фамилия. Часто насилуют и бывших полицейских, и даже людей, которые практиковали некоторые виды сексуальных практик, даже если они не были гомосексуальными. Также в тюрьмах и колониях отсутствует всякий намёк на исправление человека. Всем известно, что многие, кто туда раз попадали, нормальными уже не выходят, за редкими исключениями. Психика человека в российских местах лишения свободы необратимо меняется за 5-7 лет непрерывного нахождения там. В диссертациях юристы писали, что установленная закономерность, согласно которой максимальный срок, в течение которого лица, осужденные на длительные сроки лишения свободы, способны сохранять свои положительные характеристики, позитивно воспринимать средства и методы воспитательного воздействия, а также активно участвовать в исправительном процессе и общественной жизни ИК, поддерживать социально-полезные связи, сохранять свою социальную активность, противостоять негативным воздействиям условий и порядка отбывания наказания, а также обычаям и традициям колонийской, то есть тюремной субкультуры (так называемых "понятий"), составляет 5-6 лет изоляции от общества. Психика этих людей уже никогда не становится прежней, к тому же в российских колониях и тюрьмах обращение с заключенными, условия содержания и ряд других обстоятельств приводят к тому, что даже обычный воришка может научиться более жестоким преступлениям и становится морально искалеченным человеком. На данный момент колонии и тюрьмы являются просто фабриками преступности, а не фактором борьбы с ней. Более того в колониях и тюрьмах отсутствует политика, которая должна исправлять заключённых, а порой и элементарная санитария и нормальные условия нахождения. В женских тюрьмах нравы не лучше и многие проблемы мужских тюрем относятся и к женским. Порой некоторые из них даже более усугублены.

Решение.

Мы предлагаем комплексное решение данной проблемы, и оно заключается в следующих мерах.

1) Перенять финскую модель пенитенциарной системы. Финская система уголовных наказаний уже в течение нескольких десятилетий привлекает внимание специалистов. Для нас она представляет интерес не только потому, что Финляндия занимает одно из последних мест в мире по числу осужденных– в этой стране с населением около 5,5 миллиона человек в настоящее время около трех тысяч осужденных.

С Финляндией Россию объединяет общая столетняя история, когда Великое княжество Финляндия входило в состав России, а также то, что еще в середине двадцатого столетия эту страну называли «страной тюрем».

Доля осужденных в Финляндии тогда была в 3-5 раз выше, чем в Швеции, Дании, Норвегии. Однако во второй половине прошлого века финны успешно осуществили реформу системы наказаний, заменив во многих случаях тюремное заключение альтернативами – штрафами, размер которых зависит как от тяжести правонарушения, так и от уровня дохода правонарушителя, общественными работами, условным осужденных. У нас же в УК РФ есть довольно богатый перечень альтернативных лишению свободы наказаний - штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы, причём последние применяются как раз именно как альтернатива лишению свободы. Финны также существенно сократили сроки лишения свободы в тех случаях, когда оно применяется. Важно отметить, что никакого влияния на уровень преступности сокращение числа осужденных не оказало.

Сроки лишения свободы составляют лишь 10-12 % всех наказаний. При этом средний срок тюремного заключения – около семи месяцев. К лишению свободы приговаривают, главным образом, за тяжкие и особо тяжкие преступления, в основном за убийство и изнасилование.

За впервые совершенную кражу по финскому уголовному законодательству не приговаривают к лишению свободы. В случае рецидива

могут приговорить к нескольким дням или неделям лишения свободы (средний срок лишения свободы за кражу составляет 2,6 месяца). Практически все осужденные освобождаются досрочно. Даже те, кто приговорен к пожизненному сроку. В результате почти никто не содержится в тюрьмах дольше 14 лет. Это будет очень полезный опыт для России.

В Финляндии 17 закрытых тюрем и 15 колоний для осужденных. Все осужденные первоначальный этап проходят в закрытых тюрьмах, затем, при условии хорошего поведения, их отправляют в колонии, и конечный этап - условное осуждение.

В Финляндии тюрьмы делятся на закрытые и открытые. Первые – традиционные тюрьмы с охраной, вторые представляют собой небольшие поселения, как правило, в лесу, неогороженные, с минимальным количеством персонала. Часть осужденных сразу направляют в открытые тюрьмы. Часть — начинают свой срок в закрытых тюрьмах, а затем – переводится в открытые, если не нарушают правила.

Общий принцип состоит в том, что все осужденные должны освобождаться из открытых тюрем, это облегчает, по мнению специалистов, переход к жизни за пределами тюрьмы.

Так, в открытой тюрьме Кеура, среди осужденных достаточно много людей, отбывающих срок за убийство. Разумеется, если осужденный нарушает правила – проявляет агрессию по отношению к другим осужденным или сотрудникам тюрьмы, отказывается работать, потребляет спиртное или наркотики, – его переводят в тюрьму закрытого типа. Что в принципе аналогично и с нарушениями распорядка в исправительных учреждениях России.

Открытая тюрьма Кеура – это несколько деревянных домов в лесу, столовая, библиотека, спортзал, цех по производству мебели и лодок и офис сотрудников.

Распорядок дня во всех тюрьмах примерно один и тот же – в шесть часов подъем, с 7 до 11 часов – работа, с 11 до 12 часов обеденный перерыв, с часу дня до четырех – вторая половина рабочего дня, а потом до 10 вечера – свободное время для спорта, занятий музыкой, звонков домой, просмотра телепередач.

Для того, чтобы не разрывать связи людей с семьей, осужденным финских тюрем по выходным разрешаются встречи с родственниками, а после отбывания двух третьих срока наказания, регулярно предоставляется отпуск (три дня в течение двух месяцев).

Что касается содержания женщин, то в тюрьме города Хамеенлина существует специальное отделение для матерей с детьми. Дети находятся с матерями до трех лет и живут с ними в специальных комнатах. После достижения ребёнком трех лет вопрос о его дальнейшем размещении решается с участием матери, семьи, родственников, или передачи в приемные семьи, либо другие учреждения.

Главная цель – сделать условия для осужденных близкими к свободным. Здесь реализуются специальные программы для наркоманов, обучают профессиональным навыкам, проводится психологическая реабилитация.

Интересно, что всякие телесные контакты между осужденными даже одного пола строго запрещены. Поощрение хорошего поведения – исключение рецидивов – главная задача персонала.

В Финляндии широко применяют электронные способы слежения за осужденными, которым разрешено выходить в город для работы.

Так, часть осужденных открытой тюрьмы Кеура работает за пределами тюрьмы, а другая проходит обучение в образовательных учреждениях. При этом сотрудники тюрьмы могут в любой момент установить их местонахождение с помощью специального электронного устройства.

Это не браслет, а небольшой блок, который должен находиться в сумке или кармане. Вечером эти осужденные прибывают обратно в тюрьму.

Всего в Финляндии 3400 осужденных, из них 3% - женщины и 8% - мигранты. На 100 000 населения приходится 68 осужденных.

Основной принцип в финской системе наказаний таков: «Система исполнения наказаний должна быть организована таким образом, чтобы наказание в виде тюремного срока состояло исключительно в лишении свободы», то есть унижение человеческого достоинства и лишение материальных благ исключаются в финских тюрьмах безоговорочно.

Интересен опыт работы с совершившими правонарушения подростками. Он практически идентичен работе наших комиссий по делам несовершеннолетних, однако большую роль в устройстве подростка несут социальные службы. У них в руках мощный инструмент воздействия, поскольку все вопросы, от получения пособия до получения жилья или изъятия подростка из семьи, находятся в компетенции социальной службы.

Подросток с 17 лет считается вполне взрослым и имеет право жить отдельно от своих родителей. Он обращается в социальную службу, и ему выделяется отдельное жилье с субсидией на оплату аренды.

Несовершеннолетний, подросток может быть привлечен к уголовной ответственности с 15-17 лет. До этого возраста им занимается социальная защита. Если правонарушение несерьезное – применяются административные меры воздействия, если серьезное – условное осуждение или специализированные колонии для подростков. Однако главное, на что нацелены многие службы – обеспечение превентивных мер через реализацию комплекса программ в школах и других учебных заведениях.

Заслуживает особого внимания опыт работы государства с общественными организациями, занимающимися организацией общественных работ. Любой правонарушитель, осужденный на общественные работы, переходит в компетенцию общественных организаций, которые предоставляют ему фронт работ, проверяют качество, следят за исполнением, а в случае халатного отношения к своим обязанностям на него составляют рапорт и продлевают срок общественных работ.

Завершая анализ финского уголовного законодательства, необходимо отметить, что опыт зарубежного законодательства может быть использован как источник совершенствования норм российского уголовного и уголовно-исполнительного права. Но учитывая менталитет России и последствия советской исправительной системы, нужно перенимать указанные реформы с некоторыми изменениями, описанными ниже. Также надо добавить в УК РФ возможность заменить лишение свободы сроком до 3 лет на другие виды наказания (штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы), не связанные с изоляцией виновного от общества.

2) Переделка прежних режимов отбывания лишения свободы. Упразднение колоний особого режима как дискриминирующих мужчин по половому признаку (женщин даже с особо опасным рецидивом в колонии особого режима не помещают), введение следующих правил: впервые осужденные лица любого пола, совершившие преступления любой степени тяжести, должны содержаться в колониях общего режима, лица любого пола с любым рецидивом преступления должны содержаться в колониях строгого режима, при этом каждая колония общего или строгого режима должна быть разделена на два равных сектора - один для осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет, другой - для осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет.

Учитывая вышеописанные изменения в психики у осужденных на длительные сроки лишения свободы, такие лица нуждаются в совершенно иных условиях содержания. Для того, чтобы легче поймать сбежавшего заключенного, рекомендуется всем осужденным любого пола на время отбывания срока вживлять внутрь тела специальные датчики, отслеживающие их местоположение в реальном времени, поскольку браслет можно легко снять, а самостоятельное удаление датчика из тела может повлечь серьёзные последствия (вплоть до заражения крови и смерти) и вообще очень болезненно. При этом за три дня до освобождения у каждого осужденного вживлённый в него датчик слежения должен быть извлечён. В каждом исправительном учреждении должны быть хорошо укомплектованные и профессиональные медицинские работники, включая хирургов (чтобы было кому извлекать датчики слежения из тел осужденных и вообще лечить их), современные и новые медицинские препараты и оснащённые стационары, позволяющие предупреждать и своевременно лечить заболевания у заключенных.

Сами же заключенные в колониях должны содержаться в отдельных камерах или бараках с изолированными участками со строгим ограничением числа осужденных - не более двух-четырех человек на одну камеру, чтобы искоренить тюремные субкультуры. Очень хорошим выглядит в данном случае опыт ИК "Чёрный Дельфин", где осужденные содержатся в условиях строжайшего контроля и ограничения контактов друг с другом, и как следствие - в Чёрном Дельфине нет ни блатных понятий, ни "опущенных", ни других особенностей тюремных субкультур. Конечно "Чёрный Дельфин" является колонией для пожизненно осужденных, но его условия и порядки неплохо подошли бы для осужденных на короткие сроки (до 5 лет), хотя со многими послаблениями в виде либерализации распорядка (разрешения садиться и ложиться на кровати в течении дня, возможность перемещения за пределами камеры отрядами не более 10-20 человек и не с завязанными глазами и т. д.) их можно предусмотреть для осужденных практически на любой срок. При этом у осужденных должна быть возможность независимо от времени суток ложиться и садиться на кровать, независимо от пола (неважно, мужчина это или женщина) - получать любое количество посылок, передач или бандеролей, а также краткосрочных и длительных свиданий в течении года, но не чаще одного раза в две недели чтобы сохранить социальные связи с семьёй.

Осужденных за сексуальные преступления (изнасилования, насильственные действия сексуального характера и особенно половое сношение с лицом, не достигшим возраста согласия или его развращение) следует содержать в специальных изолированных участках отдельно от других заключённых, чтобы не допустить издевательств над ними в виде "опускания" и прочих видов дискриминации. Не всякий насильник совершил реальное изнасилование, а уж если и совершил, то его не надо дальше превращать в опасного зверя, подсаживая к тем, кто его может "опустить". Бывали случаи, когда женщины из корыстных побуждений (шантаж, вымогательство с целью наживы) или мести или просто из желания прославиться обвиняли мужчин в изнасиловании, когда на самом деле всё было по обоюдному согласию и никакого изнасилования не было. К тому же если человек будет долго подвергаться насилию и унижениям, которые сопровождают "опущенных" (попросту - изгоев) каждый день на протяжении длительного времени (сроки за сексуальные преступления в текущей редакции УК РФ на момент 10.09.2016 могут доходить до 20 лет, что само по себе немало), то он нормальным из колонии или тюрьмы уже не выйдет и будет представлять намного более высокую опасность для общества, чем если бы его не наказали вообще, что само по себе противоречит политике пенитенциарной системы России. Конечно за изнасилования надо наказывать, но указанные последствия и особенности колонийской культуры, описанные в проблеме №1, у сексуальных преступников наиболее усугублены - почти каждый из них становится "опущенным" уже за ту статью, которая привела его в колонию, поэтому все они нуждаются в специальных условиях содержания, а именно - отдельно от остальных заключённых, осужденных по другим статьям УК РФ (т. е. насильников держать только рядом с такими же насильниками, осужденных за развратные действия с осужденными за развратные действия), чтобы они своим варварским обращением не выбили из сексуальных преступников последние остатки человечности и не лишили их надежды на реальное исправление. Это сделает условия отбытия наказания у сексуальных преступников более безопасными и человечными, позволив им исправиться, а не деградировать.

У осужденных на срок свыше пяти лет после отбытия пяти лет лишения свободы должна быть возможность 45 дней в году проводить дома, а после отбытия 15 лет лишения свободы - 75 дней в году дома как это делается в странах Европы (Дании, Италии и других), чтобы осужденный не только сохранял социальные связи, но и мог ориентироваться за пределами мест заключения. Осужденные на срок более пяти, но менее пятнадцати лет, отбывшие девять десятых срока, должны этапироваться в колонию-поселение, а осужденные на срок свыше пятнадцати лет - за два года до освобождения. Колонии-поселения должны быть двух режимов - общего и специального. В колонию-поселение общего режима должны направляться лица, осужденные за преступления небольшой или средней тяжести, а также лица, осужденные за преступления по неосторожности в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 58 УК РФ. В Колонию-поселение специализированного режима должны направляться осужденные к лишению свободы незадолго до освобождения. Также как в Финляндии освобождаются через открытые тюрьмы, также и в России должны освобождаться через колонии-поселения.

Лица любого пола, совершившие в колонии новые насильственные преступления (изнасилования, избиения других заключенных с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, убийства, вымогательства), а также члены преступных группировок и "воры в законе" должны содержаться отдельно от остальных заключенных в тюрьмах.

Сейчас в тюрьму могут быть направлены только мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений.

Для лиц старше 65 лет должны быть созданы отдельные колонии для престарелых, при этом у лиц старше 65 лет не должно быть разделения на осужденных впервые и рецидивистов, поскольку в силу возраста влияние рецидивиста на отбывающего свой первый срок старика будет гораздо менее значимым, чем на осужденного более молодой возрастной группы. В колониях для престарелых должны быть максимально комфортные условия и возможность безопасно передвигаться, коляски, ходунки, трости, костыли для тех, кто испытывает затруднения в самостоятельном передвижении или не может передвигаться без посторонней помощи.

В связи с вышеперечисленными изменениями, изложить статью 58 Уголовного Кодекса Российской Федерации в следующей редакции:

1. Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях общего режима. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;

б) лицам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в исправительных колониях общего режима;

в) лицам, осужденным к лишению свободы при любой форме рецидива преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима;

г) утратил силу.

2. Рэкетирам и лицам, занимающим высшее положение в преступной иерархии, включая членов общества "вор в законе" и лицам, совершившим в местах лишения свободы изнасилование другого осужденного либо причинение ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или его убийство, отбывание лишения свободы назначается в тюрьмах.

3. Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста и ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях общего режима, а при любой форме рецидива преступлений - в воспитательной колонии усиленного режима.

3.1. Лицам, осужденным к лишению свободы, достигшим на момент вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, отбывание наказания назначается в исправительных колониях для престарелых.

3.2. Лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи, после отбытия девяти десятых срока направляются в колонию-поселение специализированного типа, а лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше пятнадцати лет - за два года до окончания срока.

4. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

А также дополнить его статьей 18.1, дающей определение рэкета и рэкетира следующего содержания:

Статья 18.1. Рэкет, занимающаяся рэкетом преступная группировка, рэкетир

1. Рэкет - неоднократная и организованная деятельность, осуществляемая в целях систематического извлечения дохода или иной имущественной выгоды, связанная с совершением умышленного преступления (если судимость не погашена или не снята), если она осуществлялась не менее чем дважды в течение пяти лет, в которые не входят срок ареста и отбытия наказания рэкетиром.

2. Занимающейся рэкетом группировкой признаются юридическое лицо, деятельность которого связана с рэкетом, а также любое объединение физических или(и) юридических лиц.

3. Рэкетир - лицо, самостоятельно или совместно с другим лицом (лицами) направляющее деятельность занимающейся рэкетом группировки или иным образом участвующее в деятельности занимающейся рэкетом группировки, и которому известно, что эта группировка - группировка, занимающаяся рэкетом, а также которое незаконно разрешает или участвует в разрешении споров между занимающимися рэкетом группировками или занимающимися рэкетом группировками и другими лицами.

Изложить статьи 74, 78, 87, 88, 90, 97, 109, 110, 112, 121, 123, 128, 129, 130, 131, 132 и 133 УИК РФ в следующей редакции:

Статья 74. Виды исправительных учреждений

1. Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

2. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии для престарелых. Каждая исправительная колония общего или строгого режима должна быть разделена на два больших изолированных сектора с различными режимами содержания, один из которых предназначен для содержания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет, а второй - для осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет в целях раздельного содержания осужденных на длительный срок лишения свободы от остальных. В указанных секторах могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3. В колониях-поселениях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести на срок не свыше пяти лет.

3.1. В колониях-поселениях специализированного типа отбывают наказание осужденные к лишению свободы, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами "в" и "г" части второй статьи 78 настоящего Кодекса, а также осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет, отбывшие девять десятых срока наказания и осужденные к лишению свободы на срок свыше пятнадцати лет не менее, чем за два года до окончания назначенного судом срока лишения свободы.

4. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, ранее не отбывавшие лишение свободы.

5. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание осужденные с рецидивом преступлений, ранее отбывавшие лишение свободы.

6. Утратила силу.

7. В тюрьмах отбывают наказание осужденные рэкетиры, лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии, включая членов общества "вор в законе", а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний и осужденные, совершившие изнасилование другого осужденного в местах лишения свободы либо причинение ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или его убийство.

8. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

9. В воспитательных колониях общего режима отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы и ранее не отбывавшие лишение свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях общего режима могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

10. В воспитательных колониях усиленного режима отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях усиленного режима могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии строгого режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

11. В исправительных колониях для престарелых отбывают наказание осужденные к лишению свободы, достигшие шестидесятипятилетнего возраста, а также осужденные, достигшие шестидесятипятилетнего возраста, переведенные из исправительных колоний общего или строгого режима по причине достижения шестидесятипятилетнего возраста.

Наши рекомендации