Требования к структуре основных образовательных программ
Стандарт образования обучающихся с ОВЗ является основой для разработки структуры Программ - основной образовательной Программы, адаптированной основной образовательной Программы и специальной индивидуальной образовательной Программы - для каждой категории обучающихся с ОВЗ.
Поскольку цель образования обучающихся с ОВЗ едина – введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства - то и структура Программ должна быть единой, хотя результаты образования будут различаться по уровню. В соответствии с этим в структуре образования обучающихся с ОВЗ предполагается выделить семь областей образования. При этом их содержание выстраивается в новой логике.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и «жизненной компетенции», что представляется разумным для образования любого обучающегося и совершенно необходимым для обучающегося с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:
· Язык – знания о языке и речевая практика;
· Математика – знание математики и практика применения математических знаний;
· Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;
· Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;
· Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия;
· Искусство – знания в области искусств и практика художественных ремёсел;
· Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.
В образовании обучающихся с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию их жизненной компетенции. Соотношение компонентов «жизненной компетенции» и «академического» отражает специфику разработки каждой области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории обучающихся с ОВЗ. Это соотношение, по сути своей, отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим обучающегося с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что школьник впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития как нормально развивающегося ребёнка, так и ребёнка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно «здесь и сейчас». В соответствии с этими традициями при разработке «академического» компонента в каждой из семи содержательных областей образования применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребёнка - обучение «ведёт» за собой развитие. Подчеркнём, что этот принцип един для всех вариантов стандарта, включая С и Д.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребёнка с ОВЗ можно обеспечить только с учётом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента «жизненной компетенции» принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребёнку, т. е. может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие. Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остаётся единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента «жизненной компетенции» варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребёнком уровня цензового образования.
В варианте А основная образовательная Программа дополняется специальной индивидуальной Программой, направленной на формирование жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ. Структура специальной индивидуальной Программы в варианте А задается ФГОС обучающихся с ОВЗ и является единой для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
В вариантах В и С, ФГОС обучающихся с ОВЗ задаёт единую структуру адаптированных образовательных Программ и фиксирует семь образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах. Такая структура поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта обучающегося с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Вариативность соотношений этих компонентов и возрастание доли «жизненной компетенции» от варианта А к вариантам В и С, отражает вариативность соотношения общих и особых образовательных потребностей в неоднородной группе обучающихся с ОВЗ Предполагается, что при разработке стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ выделенные образовательные области должны формироваться в соответствии с особыми образовательными потребностями и включать в себя необходимые специфические разделы обоих компонентов, и диапазон требований к результатам освоения содержания образования должен различаться (в соответствии) с возможностями детей разных категорий и их индивидуальными особенностями[12]12.
В варианте Д структура образования сохраняется - предусмотрены те же семь областей образования, в каждой из них значительно превалирует компонент жизненной компетенции, уровень образования определяется индивидуальными возможностями обучающегося и сама программа может быть только индивидуальной.
Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и «жизненной компетенции», в то время как результаты обучения варьируются в зависимости от варианта ФГОС.
Язык и речевая практика Здесь и далее для каждой образовательной области раскрываются составляющие социального компонента, т.е. именно те жизненные компетенции, которые являются специфичными для содержания образования детей с ОВЗ[13]
1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3. Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.