Употребление в практике общения повествовательных и вопросительных простых предложений
Задание 1. Ответы на вопросы.
- Что вяжет бабушка?
- Кому бабушка вяжет ...?
- Что рисует Коля?
- Чем Коля рисует ...? И т. п.
Задание 2. Распространить предложения, последовательно отвечая на вопросы.
- Что мама шьет?
- Кому мама шьет платье?
- Какое платье шьет мама дочке?
Задание 3. Ответить на вопросы по картинкам «Куда идут люди?»
Задание 4. Составление предложений с помощью игрушек и картинок.
Задание 5. Задай вопрос товарищу. Спроси воспитателя.
Освоение порядка слов в простом предложении
Задание 1. Ответы на вопросы по картине и составление предложения.
Кто это? Что делает? Чем делает?
Кто это? Что делает? Как делает?
Задание 2. Исправить ошибки
- Коза принесла корм девочке.
- Луга затопили реку.
- Земля освещает солнце.
- Мышка больше кошки.
Задание 3. Дополнить предложения.
- ... катаются на санках.
- ... купаются в реке.
- ... поет песню.
- ... читает книгу
- ... играет куклой.
Распространение простых нераспространенных предложений дополнениями
Задание 1. Закончить предложения.
- Дети катаются на ... .
- Мальчик читает ....
- Девочка играет на ... .
- Ребята купаются в ....
- Дети пошли в лес за ... .
Задание 2. «Чем?» Дополним словом.
Ученик пишет ...
Девочка рисует ...
Дедушка пилит ... .
Папа рубит дрова ... .
Бабушка вяжет ....
Мама стрижет ....
Задание 3. Кому что нужно?
Врачу ....
Повару ....
Учителю ... .
Строителю... .
Распространение простых предложений определениями
Задание 1. Составление словосочетаний.
Лимон (какой?)
Яблоко (какое?) ...
Лекарство (какое?) ...
Конфета (какая?) ...
Задание 2. Составление предложений со словосочетаниями.
Ранняя весна, густой лес, быстрая речка, сочная и крупная морковь, прохладный день.
Словосочетания подбираются с учетом темы занятия. Желательно составлять предложения на одну тему, чтобы приблизить детей к составлению рассказа.
Задание 3. Работа с текстом. Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?, используя словосочетания. Тексты подбираются с учетом возможностей восприятия их детьми.
Голубая пора. Март
У каждого месяца свой цвет. Январь - белый, июнь - зеленый, а вот март - голубой. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени, как синие молнии. Голубая даль, голубые льды, голубые на снегу следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далекого леса. Весь мир голубой!
(По Н. Сладкову)
Задание 4. Дополнить предложения словами по вопросам: какой? какая? какое? какие?
В ручье (чистая) вода: (красная) ягода смотрит из травы. На (хороший) цветок и пчелка летит. Детям дали (новый) мяч.
Распространение простых предложений обстоятельствами
Задание I. Закончить предложение.
- Листья падают (откуда?)...
- Птицы улетают (куда?)...
- Льют дожди (когда?) ...
- Яблоки собираются (где?) ...
- Девочка поет (как?) ...
Задание 2. Продолжите предложение.
- Вчера было холодно, а сегодня ...
- Вчера был вечер, а сегодня ...
- Вчера было пасмурно, а сегодня ...
Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.
петь
работать
читать как? (наречие в качестве признака действия)
мастерить
рисовать
Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, утром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.
Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи.
Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, направо, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда.
В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словесной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, прочитанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.