Употребление в практике общения повествовательных и вопросительных простых предложений

Задание 1. Ответы на вопросы.

- Что вяжет бабушка?

- Кому бабушка вяжет ...?

- Что рисует Коля?

- Чем Коля рисует ...? И т. п.

Задание 2. Распространить предложения, последова­тельно отвечая на вопросы.

- Что мама шьет?

- Кому мама шьет платье?

- Какое платье шьет мама дочке?

Задание 3. Ответить на вопросы по картинкам «Куда идут люди?»

Задание 4. Составление предложений с помощью иг­рушек и картинок.

Задание 5. Задай вопрос товарищу. Спроси воспита­теля.

Освоение порядка слов в простом предложении

Задание 1. Ответы на вопросы по картине и составле­ние предложения.

Кто это? Что делает? Чем делает?

Кто это? Что делает? Как делает?

Задание 2. Исправить ошибки

- Коза принесла корм девочке.

- Луга затопили реку.

- Земля освещает солнце.

- Мышка больше кошки.

Задание 3. Дополнить предложения.

- ... катаются на санках.

- ... купаются в реке.

- ... поет песню.

- ... читает книгу

- ... играет куклой.

Распространение простых нераспространенных предложений дополнениями

Задание 1. Закончить предложения.

- Дети катаются на ... .

- Мальчик читает ....

- Девочка играет на ... .

- Ребята купаются в ....

- Дети пошли в лес за ... .

Задание 2. «Чем?» Дополним словом.

Ученик пишет ...

Девочка рисует ...

Дедушка пилит ... .

Папа рубит дрова ... .

Бабушка вяжет ....

Мама стрижет ....

Задание 3. Кому что нужно?

Врачу ....

Повару ....

Учителю ... .

Строителю... .

Распространение простых предложений определениями

Задание 1. Составление словосочетаний.

Лимон (какой?)

Яблоко (какое?) ...

Лекарство (какое?) ...

Конфета (какая?) ...

Задание 2. Составление предложений со словосочета­ниями.

Ранняя весна, густой лес, быстрая речка, сочная и круп­ная морковь, прохладный день.

Словосочетания подбираются с учетом темы занятия. Желательно составлять предложения на одну тему, чтобы приблизить детей к составлению рассказа.

Задание 3. Работа с текстом. Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?, используя словосочетания. Тексты подбираются с учетом возможностей восприятия их детьми.

Голубая пора. Март

У каждого месяца свой цвет. Январь - белый, июнь - зеленый, а вот март - голубой. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени, как синие молнии. Голубая даль, го­лубые льды, голубые на снегу следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя по­лоска далекого леса. Весь мир голубой!

(По Н. Сладкову)

Задание 4. Дополнить предложения словами по вопро­сам: какой? какая? какое? какие?

В ручье (чистая) вода: (красная) ягода смотрит из тра­вы. На (хороший) цветок и пчелка летит. Детям дали (но­вый) мяч.

Распространение простых предложений обстоятельствами

Задание I. Закончить предложение.

- Листья падают (откуда?)...

- Птицы улетают (куда?)...

- Льют дожди (когда?) ...

- Яблоки собираются (где?) ...

- Девочка поет (как?) ...

Задание 2. Продолжите предложение.

- Вчера было холодно, а сегодня ...

- Вчера был вечер, а сегодня ...

- Вчера было пасмурно, а сегодня ...

Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.

петь

работать

читать как? (наречие в качестве признака действия)

мастерить

рисовать

Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, ут­ром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.

Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи.

Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, на­право, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда.

В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словес­ной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, про­читанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.

Наши рекомендации