ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Учебная программа для студентов заочной формы получения образования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебная программа для студентов заочной формы получения образования

по специальности

1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография»

2014 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Мазурина Н.Г., доцент кафедры теории и методики преподавания искусства учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат филологических наук

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой теории и методики преподавания искусства

(протокол № ___ от «____» ________2014 г.)

Заведующий кафедрой

_________ Ю.Ю. Захарина

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета эстетического образования

(протокол № ___ от «____»_________ 2014 г).

Председатель

Совета факультета

____________Т.С. Богданова

Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Руководитель практики

учебно-методического управления БГПУ

_____________ Г.В. Савицкая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Производственная педагогическая практика (далее – практика) проводится на 3 курсе в 5 семестре (10,5 зачетных единиц) в течение семи недель со студентами заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография».

Практика проводится в учреждениях образования – средних школах, гимназиях, колледжах Республики Беларусь. Студенты-практиканты самостоятельно по месту жительства находят учреждение образования для прохождения практики по рекомендации РОНО, по договоренности с администрацией учреждения либо непосредственно с учителем музыки.

В решении различных вопросов по организации практики, психологической адаптации студентов и их педагогической подготовки принимают непосредственное участие как непосредственный руководитель практики от организации, администрация учреждения образования, так и руководители практики от кафедры и факультета, руководители практики от кафедр психологии и педагогики БГПУ.

Во время практики студенты выполняют отдельные работы, предусмотренные служебными обязанностями квалификационной характеристики «Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности». В период данной практики студенты могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии с законодательством.

Цель практики – овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография».

Цель достигается при решении следующих задач:

- приобретение студентами профессиональных навыков по специальности;

- закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин по профилю специальности;

- ознакомление с общей системой учебно-воспитательной работы школы;

- изучение практики работы учителя музыки по предмету «Музыка»;

- углубленное изучение школьной программы и всего методического комплекса для предмета «Музыка»;

- ознакомление с документацией, которую ведет учитель музыки (календарное и поурочное планирование, журнал, личные дела учащихся и др.);

- наблюдение и анализ уроков учителей музыки школы и студентов-практикантов. Анализ 15-20 уроков с кратким конспектом их в дневнике по педагогической практике, 2 из них – в развернутой письменной форме;

- изучение коллектива учащихся определенного класса, используя методики, предлагаемые для решения этой задачи. Составление письменной психолого-педагогической характеристики класса;

- подготовка и проведение 8 зачетных уроков по предмету «Музыка»;

- выполнение задания по педагогике в соответствии с требованиями программы кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ.

В целях обеспечения практики проводятся курсовые собрания по организационно-методическим вопросам. Организация и руководство практикой осуществляется руководителем практики от факультета, руководителем практики от кафедры. Формой контроля практики является дифференцированный зачет, который выставляется студенту-практиканту по результатам прохождения практики при наличии всей необходимой документации.

Задание по педагогике:

Ø Подготовка и проведение внеклассного мероприятия (в рамках школьного планирования) в форме творческого проекта с представлением его плана-сценария.

Ø Наблюдение и письменный анализ воспитательного мероприятия в школе.

Задание по психологии:

Ø Изучение коллектива учащихся и составление письменной психолого-педагогической характеристики класса (отдельно ученика, участников художественного коллектива)

Руководитель практики от факультета:

1. Ведет работу по подбору организаций и заключению с ними договоров.

2. Готовит проект приказа о практике. Содержание приказа согласовывается с учебно-методическим управлением за 7 дней до начала практики.

3. Информирует студентов о сроках и месте проведения практики, проводит распределение студентов по организациям.

4. Организует проведение курсовых собраний по организационно-методическим вопросам с участием руководителя практики от учреждения высшего образования.

5. Проводит перед началом практики инструктаж студентов по охране труда.

6. Осуществляет текущий контроль проведения практики, анализ и обобщение результатов практики.

7. Ведет работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от организации и иными работниками организаций за проведение занятий, предусмотренных программой практики.

8. Контролирует своевременность сдачи отчетной документации, предусмотренной программой практики (далее – отчетная документация).

9. Организует принятие дифференцированных зачетов у студентов в форме, предусмотренной программой практики.

10. Выставляет и вносит итоговые отметки студентов по практике в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

11. Составляет отчет по итогам практики и представляет его декану факультета.

Руководитель практики от кафедры:

1. Принимает участие в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам.

2. Знакомит студентов с целями, задачами и программой практики, представляет им информацию об организациях, в которых осуществляется проведение практики, их особенностями, традициями.

3. Консультирует студентов при выполнении заданий, определенных программой практики, проверяет и утверждает планы-конспекты пробных и зачетных уроков.

4. Оказывает помощь при подготовке к пробным и зачетным урокам.

5. Организует работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от организации и с иными работниками организаций.

6. Проверяет и оценивает отчетную документацию студентов и принимает дифференцированный зачет.

7. Анализирует выполнение программы практики, обсуждает ее итоги и в течение недели после заседания кафедры представляет декану факультета отчет о результатах проведения практики.

Руководители практики от кафедр психологии и педагогики:

1. Принимают участие в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам практики.

2. Консультируют студентов по вопросам общей, возрастной и педагогической психологии, психологической диагностики; учебной и воспитательной работы в учреждениях образования.

3. Оказывают методическую помощь студентам по выполнению заданий, определенных программой практики.

4. Проверяют и оценивают отчетную документацию студентов по психологии и педагогике, представляют ее руководителю практики от кафедры.

5. Участвуют в принятии дифференцированного зачета по практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Производственная педагогическая практика студентов заочной формы получения образования обобщает содержание предшествующей подготовки студентов на факультете эстетического образования. В то же время она имеет свои особенности, обусловленные формой обучения, имеющимся практическим педагогическим опытом студентов-заочников.

Практику будут проходить:

- студенты, работающие непосредственно по специальности «Учитель музыки» в общеобразовательной школе, а также студенты, преподающие различные музыкальные дисциплины (музыкально-теоретического цикла, обучение игре на музыкальных инструментах, хоровой класс и др.) в ДШИ, студиях, школах, детских дошкольных воспитательных учреждениях;

- студенты, работающие непосредственно по специальности «Преподаватель ритмики и хореографии» в общеобразовательной школе, а также студенты, ведущие различные хореографические занятия в студиях, школах, детских дошкольных воспитательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

Практика включает три этапа: подготовительный, производственно-педагогический и заключительный.

В подготовительный период студенты на основе приобретенных знаний готовят конспекты уроков, разрабатывают воспитательные мероприятия. Руководитель практики от кафедры знакомится с учреждением образования. Проводится курсовое собрание по организационно-методическим вопросам практики, на котором рассматриваются задачи практики, объясняются обязанности практикантов и содержание отчетной документации к дифференцированному зачету.

В основной этап входят: знакомство практикантов с учреждением образования; посещение уроков (до 20), проводимых своими коллегами; осуществляют подготовку и проведение уроков, среди которых 8 – зачетных; анализируют уроки своих коллег и проводят самоанализ учебной деятельности; проводят внеклассное мероприятие; выполняют задания по педагогике и психологии (по изучению коллектива и личности). По результатам практики ведется дневник.

Заключительный этап: подготовка отчетной документации и выступление на итоговом курсовом собрании по организационно-методическим вопросам практики.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации