Глава iii. управление системой образования 4 страница
19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;
20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей;
21) участвует в разработке и реализации государственной научной и научно - технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества образовательного процесса;
22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемкости систем и технологий;
23) утверждает межвузовские научные и научно - технические программы и проекты;
24) участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно - технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно - исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере образования;
25) выступает заказчиком государственных научно - технических программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно - технических разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных научных исследований;
26) организует проведение научно - технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования;
27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов;
28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;
29) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;
30) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов;
31) утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;
32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
33) утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;
34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
36) координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования;
37) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
38) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов;
39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
40) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и организаций;
41) организует участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с международными компьютерными сетями;
42) организует и координирует работы по разработке и использованию новых информационных технологий в образовательном процессе и научно - исследовательской деятельности подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования;
43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно - технической информации образовательных учреждений;
44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;
46) организует повышение квалификации и переподготовку научно - педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников;
48) утверждает положение о подготовке научно - педагогических и научных кадров;
49) утверждает положения о порядке замещения должностей педагогического и научно - педагогического персонала государственных образовательных учреждений;
50) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру;
51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной деятельности;
52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно - педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования;
53) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов;
56) согласовывает нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения;
57) обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
58) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования;
59) разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций;
60) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально - технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях;
61) создает в установленном порядке государственные фонды стабилизации и развития сферы образования;
62) готовит с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях;
63) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении сферы образования и сферы научной деятельности;
64) осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества;
65) осуществляет за счет средств федерального бюджета финансирование научных исследований, проводимых государственными учреждениями высшего профессионального образования, независимо от финансирования их образовательной деятельности;
66) обеспечивает развитие материально - технической и экспериментально - производственной базы учебного процесса и научных исследований в подведомственных учреждениях и организациях;
67) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования и сфере научной деятельности;
68) представляет в установленные сроки сводную ежемесячную, квартальную и годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, подведомственных учреждений и организаций;
69) проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно - ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;
70) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования и научной деятельности;
71) заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры межведомственного характера в сфере образования и сфере научной деятельности;
72) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, программ международного научно - технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;
73) устанавливает прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей подведомственных учреждений и организаций;
74) обеспечивает прием иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
75) оказывает помощь в получении виз иностранным студентам и специалистам, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования и обращается за получением виз иностранных государств непосредственно в их дипломатические и консульские представительства в г. Москве;
76) принимает участие в подборе кандидатур на должности сотрудников аппарата по образованию, науке и технологиям посольств Российской Федерации, соответствующих групп постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях, российских центров науки, культуры и образования за рубежом и рекомендует их Министерству иностранных дел Российской Федерации;
77) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ, в получении ими основного общего образования на родном языке, а также в изучении русского языка и литературы за рубежом.
6. Минобразование России имеет право:
1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, включая акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;
2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения и организации;
3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций поддержки развития образования и научно - технической деятельности, в том числе международных;
4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные и координационные советы, научно - технические комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития сферы образования и сферы научной деятельности;
5) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на министерство задач и функций;
6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием;
7) централизовывать до 3 процентов ассигнований из федерального бюджета, выделяемых министерству на содержание подведомственных учреждений и организаций и проведение научно - исследовательских работ, и направлять эти средства на приобретение научно - технического оборудования, бланочно - аттестационной продукции, на обновление библиотечных фондов, а также на организацию оздоровительной работы и санаторно - курортного лечения обучающихся и работников сферы образования, международного сотрудничества, на реализацию других задач, стоящих перед министерством;
8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
7. Минобразование России возглавляет Министр общего и профессионального образования Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Министр осуществляет руководство министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
8. Министр:
1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
2) утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
3) утверждает уставы подведомственных учреждений и организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними;
4) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата министерства;
5) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение;
6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию министерства;
7) представляет в установленном порядке работников сферы образования и сферы научной деятельности, в том числе центрального аппарата министерства, к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников подведомственных учреждений и организаций;
8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. В Минобразовании России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей.
Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решения коллегии оформляются протоколами коллегии и проводятся в жизнь приказами Министра.
10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минобразования России осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
11. Минобразование России является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Местонахождение Минобразования России - г. Москва.
§ 2. Пункт 2 устанавливает порядок создания государственных органов управления образованием - они создаются решением органа исполнительной власти с обязательным согласованием с законодательным (представительным) органом государственной власти.
§ 3. Задачами государственных органов управления образованием являются:
а) обеспечение федеральной программы развития образования;
б) обеспечение реализации государственных образовательных стандартов;
в) обеспечение функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.
§ 4. В пункте 4 статьи перечисляются обязанности государственных органов управления образованием, и следовательно, они несут ответственность за их исполнение перед образовательным учреждением, обучающимся, обществом, государством.
§ 5. Согласно п. 3 статьи органы местного самоуправления могут создавать местные (муниципальные) органы управления образованием. Органы местного самоуправления могут, не создавая местные (муниципальные) органы управления образованием, самостоятельно управлять подведомственной системой образования, создав для этого, например, отдел.
§ 6. Органам управления образованием подконтрольны все образовательные учреждения, которые находятся на территории этого органа управления, за исключением тех из них, которые подчиняются другому органу управления. Например, школа создана государственным органом управления образованием. В этом случае она неподведомственна местному органу самоуправления.
§ 7. Органы управления образованием имеют право своим предписанием приостанавливать деятельность образовательного учреждения до решения суда при следующих условиях:
а) образовательное учреждение должно быть подконтрольно органу управления;
б) образовательное учреждение нарушило законодательство Российской Федерации в области образования и (или) свой устав;
в) приостановить можно лишь ту деятельность, которая нарушает закон или устав;
г) приостановить деятельность можно лишь до решения суда.
В этом случае органы управления образованием издают предписание - письменное распоряжение, приказ. Орган управления образованием должен предусмотреть последствия такого предписания, так как при превышении своего права он может быть привлечен к имущественной ответственности, например за причиненные убытки.
§ 8. Статья говорит об органах управления образованием в РФ, но в п. 5 этой статьи устанавливается компетенция лишь государственных органов управления образованием, а не всех органов управления образованием.
§ 9. Одной из форм самоуправления вузов является Совет ректоров вузов России. Типовое положение о Совете ректоров утверждено Постановлением Госкомвуза России и Российского союза ректоров от 13 июля 1993 г. N 19/12.
Советы ректоров вузов - государственно - общественные органы управления высшими учебными заведениями и учреждениями дополнительного профессионального образования региона, составная часть государственно - общественной системы управления высшим образованием. Они являются одновременно отделениями Российского союза ректоров.
Советы ректоров создаются в целях координации деятельности учебных заведений по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования, обобщения и распространения положительного опыта по организации учебного процесса, научной работы, повышения квалификации научно - педагогических и других работников, совершенствования системы непрерывного образования в регионе, а также социальной поддержки и защиты членов вузовских коллективов, усиления воздействия высшей школы на социально - экономическое и культурное развитие регионов.
§ 10. Частью государственно - общественной системы управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования являются Советы директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - Советы директоров).
Типовое положение о Совете директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования РФ утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. N 11.
Советы директоров создаются в целях координации деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования, расположенных на территории субъектов РФ, независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам развития образования, совершенствования организации образовательного процесса и повышения качества подготовки специалистов среднего звена, распространения передовых педагогических технологий, организации дополнительного профессионального образования, а также социальной поддержки и защиты членов коллективов учебных заведений, усиления роли средней профессиональной школы в социально - экономическом и культурном развитии регионов.
Комментарий к статье 38
§ 1. Настоящая статья имеет своей целью законодательное регулирование деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях.
Государственная аккредитация - процедура, целью которой является выдача образовательному учреждению свидетельства о государственной аккредитации.
Государственная аттестационная служба - служба, осуществляющая аттестацию образовательного учреждения. Положительное заключение по аттестации является основанием для прохождения процедуры государственной аккредитации.
§ 2. Рекламация - документ, направляемый органом государственной аттестационной службы в аккредитованное образовательное учреждение, фиксирующий низкое качество даваемого этим учреждением образования или несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта.
§ 3. В статье 38 закрепляется положение, согласно которому право на выдачу государственного документа об образовании установленного образца предоставляется образовательному учреждению не бессрочно, и оно может быть лишено этого права при получении в течение двух лет рекламаций на качество образования.
При этом повышение действенности государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях не означает усиления закрытости в деятельности государственной аттестационной службы или ограничения влияния на эту деятельность родительской общественности или других государственных служб.
Так, в п. 2 настоящей статьи имеется норма, согласно которой право инициирования рекламации образовательного учреждения закрепляется за общим собранием родителей (лиц, их заменяющих) и государственной службой занятости населения.
На государственную оценку образовательной деятельности учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы, может также определяющим образом повлиять решение общего собрания обучающихся в данном образовательном учреждении.
Принципиальное значение имеет норма, предусмотренная п. 3 настоящей статьи, согласно которой результат государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях может быть зафиксирован не только государственной аттестационной службой в виде рекламации, но и в ходе судебного разбирательства.
§ 4. Ответственность за нарушение настоящей статьи наступает в случае снижения образовательным учреждением качества образования или выявления государственной аттестационной службой несоответствия образования требованиям государственного стандарта, а также при уклонении органа государственной аттестационной службы от оформления и направления в образовательное учреждение рекламации на качество обучения.
§ 5. В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 26 ноября 1996 г. N 370 «О государственной инспекции по аттестации учебных заведений России» в ведении министерства находится Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России.
Численность Государственной инспекции установлена в 95 человек. Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, а также уставом.
§ 6. За период с 1991 г. по январь 1997 г. аттестационную экспертизу прошли 536 вузов, т.е. практически все гражданские вузы РФ, а 45 вузов прошли аттестацию на второй срок.
Аттестацию прошли 84 учреждения дополнительного профессионального образования, в том числе 11 негосударственных.
С 1994 г. ведется аттестация учреждений среднего профессионального образования, аттестовано 160 техникумов, училищ и колледжей.
Аттестацию средних специальных учебных заведений ведут все министерства и ведомства, имеющие в своем ведении учебные заведения. За 1995 - 96 гг. ими была проведена аттестация 340 техникумов и училищ по методике, разработанной Госинспекцией.