ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Абабкова, М.Ю. Экономика образования [Текст]:: учеб
Основная литература:
1. Абабкова, М.Ю. Экономика образования [Текст]:: учеб. пособие / М.Ю. Абабкова – СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. – 92 с.
2. Кольцова, А.А. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие / А.А. Кольцова – СПб: Изд-во РГПУ, 2010. – 202 с.
Дополнительная литература:
3. Соловьева, М.Ф. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие / М. Ф. Соловьева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – 131 с.
4. Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования [Текст]: / С.А. Беляков. – Москва: Макс ПРЕСС, 2007. – 421 с.
5. Саакян, Б.А. Современная экономика образования: теория, практика и методология: [Текст]: учеб. пособие / Б.А. Саакян – СПб: Книжный дом, 2008. – 268 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: Новый курс: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М., 2003. – 256 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
8. http://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1 Образовательные ресурсы
9. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.
10. http://old.tspu.edu.ru/ Общие основы педагогики.
11. http://www.trizminsk.org/ Педагогические проблемы.
12. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.
13. http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.
14. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.
15. http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
16. http://www.edu.ru – Российский федеральный портал
17. http://www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет»
18. http://mon.gov.ru/ Сайт Министерства образования и науки РФ
Шкала баллов по учебной дисциплине
№ п/п | Показатели | Норма баллов | ||
Виды текущей аттестации до межсессионной аттестации | ||||
1. | Посещение лекционных занятий | 2 (всего-24) | ||
2. | Пропуски лекционных занятий | - 1 | ||
3. | Посещение семинарских занятий | 2 (всего-12) | ||
4. | Пропуски семинарских занятий | - 1 | ||
5. | Решение задач (кейсов) | 4-10 | ||
6. | Выполнение самостоятельной работы в малых группах | 4-10 | ||
7. | Активность на занятиях (в том числе выступление с докладом) | 3-10 | ||
8. | Выполнение и публичная защита творческих заданий (эссе, рефератов, проектов) | 4-15 | ||
9. | Создание педагогического портфолио | 1-9 | ||
10. | Электронное тестирование | |||
11. | Устный ответ на зачете | |||
«Зачтено» | 60-100 | |||
«Не зачтено» | Менее 60 | |||
Межсессионная аттестация | ||||
Промежуточная аттестация | 60 и более | |||
Примечание: для прохождения рубежного контроля студенту необходимо набрать не менее 30 баллов по установленной шкале | ||||
6.2.1. Входной контроль знаний студентов
Примерные задания для проверки знаний студентов
1. Педагогика является междисциплинарной наукой, так как «заимствует» у истории, философии, психологии…. (закончите предложение указав не менее 5 пунктов).
2. Экономика образования – дисциплина, изучающая…. (закончите предложение).
3. Напишите эссе на тему «Экономические знания в образовании: pro end contra».
4. Подготовить выступление-спич и принять участие в панельной дискуссии «Экономика образования: теория или практика?».
Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется посредством применения практических материалов, представленных в данном УМК на стр. 22-30.
Рубежный контроль
В данном УМК содержатся практические материалы для рубежного контроля (см. таблицы «Форма отчетности»). Кроме того, дополнительные баллы по дисциплине студенты могут получить в ходе выполнения теста, приведенного ниже.
Перед проведением рубежного контроля в форме тестирования случайным образом выбирается каждый второй вопрос из темы. Шкала перевода тестовых баллов в оценочную шкалу приведена в окончании теста.
V1. Экономика образования в системе наук.
I.
S: Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:
–: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
–: выяснение экономических законов производства материальных благ;
–: передача научных знаний об экономических закономерностях развития образования;
+: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.
I.
S: Верно ли определение: в современных условиях новый тип экономических ресурсов – знания – становится важнейшим из ресурсов
+: да
–: нет
I.
S: Верно ли определение: в современной экономике знания как экономическая категория означают важнейший современный фактор производства, позволяющий достигать качественно более высоких социальных и экономических результатов
+: да
–: нет
I.
S: Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:
в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;
+: имеются не производственные, а экономические отношения;
–: существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;
–: неверно все названное.
I.
Q: Верно ли определение
S: экономика образования исследует особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, воспитания, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и повышения образовательного уровня населения
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение:
S: экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели, то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа
+: да
–: нет
V2. Система образования Российской Федерации. Теория и практика определения эффективности образования.
I.
S: Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.
–: Конституция РФ;
–: Закон РФ «Об образовании»;
+: Налоговый кодекс РФ;
–: Гражданский кодекс РФ
I.
Q: Верно ли определение
S: система образования – одно из направлений и составляющих частей государственной политики по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для развития общества, по формированию кадрового потенциала и укреплению государственности.
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: система образования – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании.
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: сеть образовательных учреждений – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования
+: да
–: нет
I.
S: Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:
–: совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
–: сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;
–: органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
+: администрация районов и городов.
I.
S: Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:
–: контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;
–: создание учебных заведений регионального уровня;
–: формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;
+: выдачу документов государственного образца об образовании.
I.
Q: Верно ли определение
S: общеобразовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: учреждения профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности
+: да
–: нет
I.
S: Какое из определений верное:
–: аккредитация – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом образовательному учреждению;
+: аккредитация – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ.
I.
S: Какое из определений верное:
–: лицензирование – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ;
+: лицензия – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
I.
S: Какое из определений верное:
+: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из шести главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учащиеся и их родители (законные представители); учредители (собственники) как физические и юридические лица, трудовой коллектив образовательного учреждения;
–: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из трех главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учредители (собственники) как физические и юридические лица.
I.
Q: Верно ли определение
S: мониторинг системы образования - статистическое наблюдение, при котором органы управления образованием различных уровней и органы государственной статистики получают сведения о деятельности учреждений образования
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: нестатистический («мягкий») мониторинг системы образования - основан на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях, шкалах измерения, периодах измерения
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: статистический мониторинг системы образования - базируется на данных государственной статистической отчетности и регламентированной системе сбора информации
+: да
–: нет
I.
S: Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:
–: создание условий для расширения ресурсной базы;
–: совершенствование содержание образования;
–: поощрение интеграционных процессов;
+: верно все перечисленное.
I.
S: Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это:
–: финансирование образования;
+: управление образованием;
–: планирование образования;
–: эффективность образования.
V3. Формы собственности в образовании.
I.
S: Некоммерческий сектор экономики образования включает в себя:
+: предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;
+: частные образовательные учреждения;
+: государственные образовательные учреждения;
–: оптовые базы.
I.
S: Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:
+: обеспечивают систему социальной защиты населения;
+: обеспечивают систему правовой защиты населения;
+: обеспечивают осуществление культурных программ;
+: обеспечивают научный потенциал общества.
I.
S: Материально-техническая база образовательного учреждения – это:
+: совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;
–: учебные и вспомогательные здания;
–: вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;
–: все то, что необходимо для обеспечения.
I.
S: Учредителем учреждения высшего профессионального образования не может быть:
–: орган государственной исполнительной власти;
+: орган законодательной власти субъекта Российской Федерации;
–: физическое лицо;
–: некоммерческая организация.
I.
Q: Верно ли определение
S: учредитель автономного государственного образовательного учреждения не может вмешиваться в деятельность учебного заведения
–: да
+: нет
I.
S: В случае ликвидации областного государственного образовательного учреждения его имущество:
+: передается учредителю;
–: остается в распоряжении органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию образовательной политики на данной территории;
–: может быть реализовано по усмотрению руководителей ликвидационной комиссии на цели, связанные с образованием.
V4. Финансирование образования.
I.
Q: Исключите лишнее
S: Финансирование образования предполагает:
целевое расходование средств – расходование средств на установленные заранее определенные цели;
+: возмещение предоставленных средств по итогам финансового года;
–: безвозвратность – представленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются.
I.
Q: Исключите лишнее
S: Финансирование осуществляется на принципах:
–: плановости – средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
–: целевой направленности – использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;
–: безвозвратности – у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;
–: выделения средств по мере их расходования;
+: эргономичности – соответствия расходов финансовому плану;
–: экономии – правильного и рационального расходования средств.
I.
S: При разработке сметы на годовое финансирование образовательного учреждения не учитываются:
–: численность обучающихся;
–: сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);
+: квалификация преподавательского состава;
–: материальная база обучения.
I.
S: Образовательная услуга – это:
материальное благо;
+: нематериальное благо личного пользования;
–: нематериальное благо общественного пользования;
–: верно все перечисленное.