ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Абабкова, М.Ю. Экономика образования [Текст]:: учеб

Основная литература:

1. Абабкова, М.Ю. Экономика образования [Текст]:: учеб. пособие / М.Ю. Абабкова – СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. – 92 с.

2. Кольцова, А.А. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие / А.А. Кольцова – СПб: Изд-во РГПУ, 2010. – 202 с.

Дополнительная литература:

3. Соловьева, М.Ф. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие / М. Ф. Соловьева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – 131 с.

4. Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования [Текст]: / С.А. Беляков. – Москва: Макс ПРЕСС, 2007. – 421 с.

5. Саакян, Б.А. Современная экономика образования: теория, практика и методология: [Текст]: учеб. пособие / Б.А. Саакян – СПб: Книжный дом, 2008. – 268 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

7. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: Новый курс: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М., 2003. – 256 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

8. http://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1 Образовательные ресурсы

9. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.

10. http://old.tspu.edu.ru/ Общие основы педагогики.

11. http://www.trizminsk.org/ Педагогические проблемы.

12. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.

13. http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.

14. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.

15. http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.

16. http://www.edu.ru – Российский федеральный портал

17. http://www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет»

18. http://mon.gov.ru/ Сайт Министерства образования и науки РФ

Шкала баллов по учебной дисциплине

№ п/п Показатели Норма баллов
Виды текущей аттестации до межсессионной аттестации  
1. Посещение лекционных занятий 2 (всего-24)  
2. Пропуски лекционных занятий - 1  
3. Посещение семинарских занятий 2 (всего-12)  
4. Пропуски семинарских занятий - 1  
5. Решение задач (кейсов) 4-10  
6. Выполнение самостоятельной работы в малых группах 4-10  
7. Активность на занятиях (в том числе выступление с докладом) 3-10  
8. Выполнение и публичная защита творческих заданий (эссе, рефератов, проектов) 4-15  
9. Создание педагогического портфолио 1-9  
10. Электронное тестирование  
11. Устный ответ на зачете  
  «Зачтено» 60-100  
  «Не зачтено» Менее 60  
  Межсессионная аттестация  
  Промежуточная аттестация 60 и более  
Примечание: для прохождения рубежного контроля студенту необходимо набрать не менее 30 баллов по установленной шкале  
         

6.2.1. Входной контроль знаний студентов

Примерные задания для проверки знаний студентов

1. Педагогика является междисциплинарной наукой, так как «заимствует» у истории, философии, психологии…. (закончите предложение указав не менее 5 пунктов).

2. Экономика образования – дисциплина, изучающая…. (закончите предложение).

3. Напишите эссе на тему «Экономические знания в образовании: pro end contra».

4. Подготовить выступление-спич и принять участие в панельной дискуссии «Экономика образования: теория или практика?».

Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется посредством применения практических материалов, представленных в данном УМК на стр. 22-30.

Рубежный контроль

В данном УМК содержатся практические материалы для рубежного контроля (см. таблицы «Форма отчетности»). Кроме того, дополнительные баллы по дисциплине студенты могут получить в ходе выполнения теста, приведенного ниже.

Перед проведением рубежного контроля в форме тестирования случайным образом выбирается каждый второй вопрос из темы. Шкала перевода тестовых баллов в оценочную шкалу приведена в окончании теста.

V1. Экономика образования в системе наук.

I.

S: Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:

–: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

–: выяснение экономических законов производства материальных благ;

–: передача научных знаний об экономических закономерностях развития образования;

+: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.

I.

S: Верно ли определение: в современных условиях новый тип экономических ресурсов – знания – становится важнейшим из ресурсов

+: да

–: нет

I.

S: Верно ли определение: в современной экономике знания как экономическая категория означают важнейший современный фактор производства, позволяющий достигать качественно более высоких социальных и экономических результатов

+: да

–: нет

I.

S: Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:

в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;

+: имеются не производственные, а экономические отношения;

–: существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;

–: неверно все названное.

I.

Q: Верно ли определение

S: экономика образования исследует особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, воспитания, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и повышения образовательного уровня населения

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение:

S: экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели, то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа

+: да

–: нет

V2. Система образования Российской Федерации. Теория и практика определения эффективности образования.

I.

S: Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.

–: Конституция РФ;

–: Закон РФ «Об образовании»;

+: Налоговый кодекс РФ;

–: Гражданский кодекс РФ

I.

Q: Верно ли определение

S: система образования – одно из направлений и составляющих частей государственной политики по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для развития общества, по формированию кадрового потенциала и укреплению государственности.

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: система образования – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании.

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: сеть образовательных учреждений – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования

+: да

–: нет

I.

S: Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:

–: совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

–: сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;

–: органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

+: администрация районов и городов.

I.

S: Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:

–: контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;

–: создание учебных заведений регионального уровня;

–: формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;

+: выдачу документов государственного образца об образовании.

I.

Q: Верно ли определение

S: общеобразовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: учреждения профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности

+: да

–: нет

I.

S: Какое из определений верное:

–: аккредитация – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом образовательному учреждению;

+: аккредитация – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ.

I.

S: Какое из определений верное:

–: лицензирование – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ;

+: лицензия – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

I.

S: Какое из определений верное:

+: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из шести главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учащиеся и их родители (законные представители); учредители (собственники) как физические и юридические лица, трудовой коллектив образовательного учреждения;

–: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из трех главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учредители (собственники) как физические и юридические лица.

I.

Q: Верно ли определение

S: мониторинг системы образования - статистическое наблюдение, при котором органы управления образованием различных уровней и органы государственной статистики получают сведения о деятельности учреждений образования

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: нестатистический («мягкий») мониторинг системы образования - основан на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях, шкалах измерения, периодах измерения

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: статистический мониторинг системы образования - базируется на данных государственной статистической отчетности и регламентированной системе сбора информации

+: да

–: нет

I.

S: Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:

–: создание условий для расширения ресурсной базы;

–: совершенствование содержание образования;

–: поощрение интеграционных процессов;

+: верно все перечисленное.

I.

S: Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это:

–: финансирование образования;

+: управление образованием;

–: планирование образования;

–: эффективность образования.

V3. Формы собственности в образовании.

I.

S: Некоммерческий сектор экономики образования включает в себя:

+: предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;

+: частные образовательные учреждения;

+: государственные образовательные учреждения;

–: оптовые базы.

I.

S: Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:

+: обеспечивают систему социальной защиты населения;

+: обеспечивают систему правовой защиты населения;

+: обеспечивают осуществление культурных программ;

+: обеспечивают научный потенциал общества.

I.

S: Материально-техническая база образовательного учреждения – это:

+: совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;

–: учебные и вспомогательные здания;

–: вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;

–: все то, что необходимо для обеспечения.

I.

S: Учредителем учреждения высшего профессионального образования не может быть:

–: орган государственной исполнительной власти;

+: орган законодательной власти субъекта Российской Федерации;

–: физическое лицо;

–: некоммерческая организация.

I.

Q: Верно ли определение

S: учредитель автономного государственного образовательного учреждения не может вмешиваться в деятельность учебного заведения

–: да

+: нет

I.

S: В случае ликвидации областного государственного образовательного учреждения его имущество:

+: передается учредителю;

–: остается в распоряжении органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию образовательной политики на данной территории;

–: может быть реализовано по усмотрению руководителей ликвидационной комиссии на цели, связанные с образованием.

V4. Финансирование образования.

I.

Q: Исключите лишнее

S: Финансирование образования предполагает:

целевое расходование средств – расходование средств на установленные заранее определенные цели;

+: возмещение предоставленных средств по итогам финансового года;

–: безвозвратность – представленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются.

I.

Q: Исключите лишнее

S: Финансирование осуществляется на принципах:

–: плановости – средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

–: целевой направленности – использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

–: безвозвратности – у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

–: выделения средств по мере их расходования;

+: эргономичности – соответствия расходов финансовому плану;

–: экономии – правильного и рационального расходования средств.

I.

S: При разработке сметы на годовое финансирование образовательного учреждения не учитываются:

–: численность обучающихся;

–: сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);

+: квалификация преподавательского состава;

–: материальная база обучения.

I.

S: Образовательная услуга – это:

материальное благо;

+: нематериальное благо личного пользования;

–: нематериальное благо общественного пользования;

–: верно все перечисленное.

Наши рекомендации