Сенсорная интеграция в диалоге за пределами терапевтического кабинета
Разобравшись в вопросе, родители меняют свои взгляды - это позволяет им найти новые бытовые ситуации, дающие возможность пополнить чувственный опыт или по-новому оценить старые, используя их для сенсорной интеграции.
- Пока ребенок мал, процедуру одевания и раздевания можно превратить в игру «надавливаний и потягиваний» (кинестетическая информация), тем самым помогая малышу лучше ощутить свое тело.
- Ребенка можно купать в маленькой ванночке, поставленной в ванну. После купания воду выплескивают в большую ванну - один ребенок называл эту игру «Капитан в тазу», - а малыша мажут кремом с легким массажем, если, конечно, ему это нравится. Полезны только те ощущения, которые доставляют удовольствие.
фото 41: Самостоятельное использование крема
фото 42: Иссследование собственных ощущений
- Отцы предпочитают нежным объятиям дружеские потасовки. В общении со своими сыновьями они стараются найти какое-то общее дело (поход с палаткой, рыбалка, поездка на велосипеде;, плавание на байдарке, катание на горных лыжах, парусный спорт, футбол и т.д.).
- Родителям легче понять, почему дети затевают дружеские потасовки, «если им известно, что такие упражнения с собственным телом шри участии партнера (не врага) чрезвычайно важны и полезны для развития (фото 43).
- Даже упражнение со скользким кремом (см. пример Флориана на с. 1359) можно проделать дома в саду всей семьей. В жаркий летний [ день для этого понадобится только большая клеенка, пара башок крема, вода, детское масло или жидкое мыло.
- Прогу/лка по лесу, соединяющая в себе приключения и исследованию, викторина (Ивановы против Петровых) как любое «общее ; дело» способствуют социальной интеграции и помогают ребеенку почувствовать себя частью семьи (мы - одна команда).
Если основной принцип ясен, для подвижной игры сгодятся все идеи. (Некоторые мамы регулярно ездят со своими детьми в ИКЕА, чтобы те могли вдоволь «накупаться» в большом бассейне с шариками.)
фото 44: Хоп!
На хорошо оборудованных детских площадках можно тренировать вестибулярную систему: качаться, прыгать, кружиться, лазать, скатываться с горки (фото 45). Играя с песком и водой, ребенок не только стимулирует тактильное восприятие. Малыши любят таскать ведерки, полные песка или воды: пока они не удовлетворят свою потребность в мышечных ощущениях, эта каторжная работа им не надоест. Они с энтузиазмом волокут тяжело нагруженную тачку или, напрягая все свои силы, сражаются с тяжелой дверью, не позволяя себе помочь.
- В саду, где играют дети, обязательно должен быть гамак или качели (фото 46).
- В наше время почти не осталось деревьев, по которым разрешается лазать (фото 47).
- Большая пластмассовая бочка таит в себе богатые возможности экспериментов с силой притяжения.
- Если голеностопные суставы уже сформировались, я рекомендую детям катание на коньках и роликах (при покупке следует обратить внимание на качество). Ноги не должны подвертываться внутрь, поэтому предпочтительнее ролики с высокими сапожками, хорошо фиксирующие ногу. Пока ребенок не научится переносить вес с одной ноги на другую, осваивая катание, ему следует двигаться как на самокате, отталкиваясь одной ногой.
- Катание на трехколесном велосипеде, самокате, карте, скейтборде, одноколесном и двухколесном велосипеде в безопасном месте чрезвычайно способствует интеграции ощущений.
- Без страха играя в теплой воде, дети сами постепенно учатся плавать. Многие непоседы предпочитают держать голову под, а не над водой. Так им легче приспособиться к воздействию земного тяготения, сохраняя под водой привычное положение головы. Ведь чтобы удерживать голову над водой, нужно нарочно тянуть ее вверх. Такое положение непривычно, мешает установить равновесие. Эти же дети обычно не любят лежать на животе, а ложась на спину, неохотно опускают голову на пол, подчиняясь силе притяжения.
Другие дети боятся нырять, пока не научатся открывать под водой глаза. Им не хватает «зрительной поддержки равновесия» (см. главу «Основы сенсорной интеграции в диалоге», раздел «Вестибулярная система»).
Вот перечень видов спорта, совместимых с терапевтическими занятиями по методу сенсорной интеграции или, в легких случаях, даже заменяющих их: верховая езда, вольтижировка, плавание, парусный спорт, гребля, дзюдо, прыжки на батуте, некоторые цирковые трюки, к примеру, жонглирование (см. главу «Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную интеграцию в диалоге!», фото 49, 50), лыжи, коньки и серфинг.
фото 49: Цирк Миньон - на манеже клоуны (фото - цирк Миньон)
фото 50: Клоун на канате (фото - цирк Миньон)
Игра на музыкальном инструменте, ритмика помогает достичь большего равновесия детям с музыкальным дарованием. Важно, чтобы инструмент соответствовал темпераменту и характеру ребенка, чтобы он сам выбирал, на чем играть. Тому, кто с трудом справляется со своими порывами, больше подойдут ударные или труба, чем скрипка.
Дети, одаренные способностями к рисованию, могут научиться выражать свои чувства с помощью цветов и форм, в картинах. Таким образом тоже можно достичь большей уравновешенности.
Где лучше отдыхать
Пока дети не подросли, я советую проводить отпуск на море, у воды. Весной или осенью можно поехать для этого в теплые страны. Копание в песке, самостоятельное или при участии родителей, игры с водой и в воде очень полезны для интеграции всех ощущений. Они дают сильную нагрузку на кожу, мышцы и вестибулярную систему одновременно. После такого полезного отдыха дети демонстрируют невероятные успехи. Для родителей же отпуск оказывается тем более удачным, чем спокойнее ведут себя дети.
фото 51: Игры с мокрым песком на берегу Балтийского моря
Маленькие надувные лодки и большие матрасы даже взрослых побуждают к дерзким экспериментам с равновесием. На пляже гамак могут заменить простыни, для которых и без того найдется самое разнообразное применение.
Зимний отдых в снегу с катанием на лыжах и санках часто вызывает настоящий скачок в развитии у детей, уже научившихся в достаточной мере ощущать свое тело.
То же касается и парусного спорта, серфинга, всех прочих водных развлечений (если вестибулярная система ребенка справляется с ними).
Крупные перемены происходят не на одном занятии с терапевтом в неделю, а в промежутке между занятиями. Дети должны проживать эту неделю в размеренном темпе, занимаясь тем, что приносит удовольствие и полезно для органов чувств.
Детям прежде всего нужно время и место для спонтанных игр!
«Больше вовсе не значит лучше!» Залог успеха в том, чтобы давать ребенку то, что ему нужно, в разумных количествах и в подходящий момент. Свободная игра служит паузой, необходимой для обработки впечатлений. Без таких пауз наплыв впечатлений не позволит им отложиться в памяти или вызовет неадекватную реакцию, хаос. Стремясь всячески способствовать развитию своих детей, мы часто забываем об этом. Чем выше социальное положение семьи, тем более плотно расписан день ребенка.