Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным».
Ча, та, ща, шо, що, чо, чи... Ащ, ач, ощ, ош, ищ, ить, ощ, ач...
Игра «Услышишь {щ] - подними букву».
Овощ, шапка, плющ, шарф, мяч, прыщ, кошка, щука, чай, щи.
«Какой по счету /щ/?»: щит, лещ, вещь, щетка.
9. Произнесение слогов (громко, тихо, со сменным ударением).
ащ-ощ-ущ-ыщ ащ-ящ-ащ
ящ-ёщ-ющ-ищ ощ-ёщ-ощ
ащ-ящ-ущ-ющ ущ-ющ-ущ
ощ-ёщ-ыщ-ищ ыщ-ищ-ыщ
Итог, оценка деятельности детей.
Занятие 2
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [Щ] изолированно, в слогах и словах; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мыслительные операции; воспитывать активность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сложи разрезную картинку. Какая это буква? (Щ.) Сегодня будем тренироваться произносить звук [щ].
Игры на звукоподражание.
«Змея». Сердитая змея в траве лежит, на всех зверюшек злобно так шипит: «Щщщ» (кнстыо руки изобразить змею).
«Чистим зубки» (выполнять движения как при чистке зубов). Звук [щ] поможет нам чистить зубы по утрам: щ-щ-щ.
«Пальчики здороваются»: большой палец левой руки соприкасается с большим пальцем правой руки, указательный палец левой руки соприкасается с указательным пальцем правой руки и т. д., при этом произносить: щ-щ-щ-щ.
ащ | ащ-ты | ащ-ды | ащ-ящ | ащ-я |
ощ | ощ-ты | ощ-ды | ощ-ёщ | ощ-ё |
ущ | ущ-ты | ущ-ды | ощ-ю | ущ-ю |
ищ | ищ-ты | ищ-ды | ищ-и | эщ-е |
ещ | ещ-ты | ещ-ды | эщ-ещ | ыш-и |
ящ | ящ-ты | ящ-ды | ущ-ю | ящ-а |
ащ-та | ащ-тэ | ащ-то | ащ-ты | ащ-ту |
«Игра па пианино»: подушечками пальцев поочередно нажимать на поверхность стола и произносить: щ-щ-щ-щ.
3. Игра «Повтори за мной».
4. Игра «Выдели ударный слог»,
ащ-ащ-ащ-ащ
ащ-ощ-ущ-ыщ
ощ-ощ-ощ-ощ
ощ-ущ-ыщ-ащ
ущ-ущ-ущ-ущ
ущ-ыщ-ащ-ощ
ыщ-ыщ-ыщ-ыщ
ыщ-ущ-ащ-ощ
5. Физкультминутка «Ракета».
Пять, четыре, три, два, один! Поднимать руки рывками через
стороны.
Вот мы в космос летим! Соединить поднятые руки
«в замок».
Проверяем топливо, Произносить «щ-щ-щ», выполняя движения руками вверх-вниз
Открываем и закрываем люки . Движения туловища вниз-вверх.
Проверяем радио, Произносить отраженно за логопедом словосочетания «ащ-ощ-ущ...».
Включаем двигатель! Вращать кулачками перед грудью и произносить «щщщ»
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро,
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым. Свободно бегать по комнате.
Чистоговорки.
ащ-ащ-ащ - плащ ящ-ящ-ящ-хрящ
ощ-ощ-ощ - овощ ощ-ощ-ощ-борщ
ещ-ещ-ещ - лещ ещ-ещ-ещ-клещ
ющ-ющ-ющ – плющ ыщ-ыщ-ыщ-прыщ
7. Игра « Угадай слово».
- Угадай слово, покажи картинку.
Ле... ово.., пла.., бор.., плю.., ее.., товары.. .
- Произнеси эти слова со словом «мой», «моя».
8. Игра «Слушай и отвечай» (с теми же словами).
- Назови вьющееся растение. (Плющ.)
- Что можно есть? (Овощ, борщ.)
-Назови предметы, которые могут двигаться сами. (Товарищ, лещ.)
- Назови живые предметы. (Лещ, товарищ.)
- Назови неживые предметы. (Овощ, плащ, борщ, плющ, вещь.)
9. Игра «Один - много».
Лещи -..., вещи - ..., овощи –
товарищи - ..., плащи - ... .
10. Итог, оценка деятельности детей
А н я т и е 3
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Ход занятия
Организационный момент.
- Послушай и скажи, какой звук слышится чаще других.
Два щенка щека к щеке
Щетку щиплют в уголке.
(Звук Щ.)
- Звук [щ] какой? (Согласный, мягкий.)
Игры на звукоподражание.
«Киски сердится».
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. Плечи поднять, втянуть шею, изображая сердитую кошку, и проговорить «щщщщ».
«Дворник».
Одна рука наверху, другая внизу - обхватывают рукоятку воображаемой метлы, имитируя подметание пола щеткой, произносить «щщщ».
«Пилим дрова».
Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя. Произносить «щщщ».
«Дровосеки».
Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами - над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз и произносить «щщщ».
3. Игра «Повтори за мной».
ща-ща-ща ща-аща щу-щу-щу щу-ащу
щи-щи-щи щи-ащи
ще-ще-ще ще-аще
4. Игра «Слушай и повторяй!» (выделить ударный слог).
щи-ще щи-щи-щи ще-ще-ще-ще
щи-ще щи-щи-щи ще-ще-ще-ще
ще-ще щи-щи-щи ще-ще-ще-ще
ще-ще-ще-ще
ат-щи-щи щи-ащи
ат-ще-ще ще-аще
ащи-аще щи-аще
5. Игра «Запомни, повтори».
ща-що-щу-щи що-щу-щи-ща шу-щи-ща-що щи-ща-що-щу
Физкультминутка.
Игра с мячом «Повторяй-ка!».
у-ще-ще ще-у-ще ащу-ащу
у-щи-щи щи-у-щи ощу-ощу
у-ща-ща ща-ущау щу-ущу
у-щу-щу щу-у-щу ищу-ищу
у-ще-ще ще-у-ще эщу-эщу
Чистоговоркн.
Ща – ща – ща - пища
Ща – ща – ща - роща
Щи – щи - щи - овощи
Щи –щи - щи - клещи
Щу – щу – щу - щука
Щу – щу – щу - щупать
Щё - щё - щё - щёки
8. Игра «Скажи иначе».
Хищная речная рыба - ... (щука), похлебка из рубленной и квашенной капусты - ... (щи), познавать ощупью - ... (щупать): свёкла, лук - это ... (овощи); инструмент - ... (клещи); часть лица - (щёки), заповедный лес - ... (роща).
9. Игра «Говори - не ошибись!».
- Назови предметы: щука, пища, роща, щи, овощи, клещи, щёки.
- Назови съедобные предметы.
- Назови несъедобные предметы.
- Назови слова, которые обозначают один предмет.
- Назови слова, которые обозначают много предметов.