Задания для обсуждения на занятии. 1. По мнению М. Хайдеггера, «естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников»
1. По мнению М. Хайдеггера, «естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников». (Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993. - С. 42).
Какова, на ваш взгляд, роль эксперимента в гуманитарном исследовании?
2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
«Попытки игнорировать философско-методологические основания педагогики неизбежно приводят к печальным результатам. Из педагогики исчезает рефлексивный слой, выявляющий методологическую специфику науки об образовании как гуманитарной дисциплины. Это исчезновение выражается, прежде всего, во внешнем подражании точным наукам: в искусственном применении математической символики, придании философско- мировоззренческим и социально-гуманитарным рассуждениям формы, характерной для точных наук. Построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественнонаучного цикла не удается. Например, не во всякой научной работе по педагогике возможно и необходимо проведение эксперимента в том виде, как это практикуется в естественных науках. Попытки во что бы то ни стало «ввести» эксперимент в педагогические исследования, независимо от типа исследования и принадлежности к той или иной отрасли педагогики, а также без учета возможностей опытной работы, нередко приводят к формализму и бессодержательным гипотезам, самоочевидным выводам.». (Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики)// Вопросы философии. – 2009. - № 3.)
Означает ли это, что в гуманитарном исследовании совсем не место математическим методам? Или это означает, что педагогике и психологии следует отказать в научности?
Подумайте, в чем же состоит специфика эксперимента в гуманитарном исследовании?
3.Познакомьтесь с фрагментом работы Б.Г. Юдина «Этика науки и ответственность ученого». Сформулируйте этические принципы проведения экспериментальной работы в области гуманитарного знания.
«Технические нормы экспериментирования и методологические нормы выполняют двоякую роль.
– Во-первых, они имеют смысл постольку, поскольку следование им гарантирует получение достоверного результата.
– Во-вторых, они же выступают и как форма социального контроля в рамках научного сообщества. <…>
Становится ясной контролирующая функция таких элементов научной статьи, как описание методики эксперимента или теоретико-методологическое обоснование исследования. Подготовленному специалисту этих сведений обычно бывает достаточно для того, чтобы судить о том, насколько серьезна статья. <…>
Проблемы этики науки в определенных отношениях перекрещиваются с проблемами методологии науки. Одна из задач методологии – анализ и обоснование методов и процедур, применяемых в научной деятельности, а также выявление тех далеко не очевидных предпосылок, которые в основе той или иной теории, того или иного научного направления. Методологию интересуют и нормы научной деятельности, такие, как исторически изменяющиеся стандарты доказательности и обоснованности знания, образцы и идеалы, на которые ориентируются ученые. <…> Как отмечает в связи с этим норвежский философ Г. Скирбекк, «будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами:
«ищи истину»,
«избегай бессмыслицы»,
«выражайся ясно»,
«старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно» –
примерно так выглядят формулировки этих внутренних норм науки».
Следовательно, заключает он, этика в этом смысле содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов». (Юдин, Б. Г. Этика науки и ответственность ученого / Б. Г. Юдин // Философия и методология науки. – Ч. II. – М., 1994. – С. 135–136.)