Освоение и проработка тем лекционного курса
На самостоятельное освоение и проработку тем лекционного курса предусмотрено 26 часов для заочной формы обучения полного срока и 32 часа – сокращенного (таблицы 2, 9, 10).
Освоение и проработка тем лекционного курса в рамках самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения направлены на приобретение, углубление и обобщение теоретических знаний по дисциплине, развивает самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы.
Выполнение самостоятельных работ в течение сессии
На доработку, и оформление аудиторных лабораторных работ в течение сессии студентов заочной формы обучения полного срока предусмотрено в 7 семестре – 14 часов, в 9 семестре – 42 часа; сокращенного срока – в 5 семестре – 14 часов, 6 семестре – 16 часов, 7 семестре – 34 часа.
Задания к контрольным работам по дисциплине и методические указания к их выполнению
В соответствии с учебным планом для студентов заочной формы обучения полного срока предусматриваются выполнение контрольных работ в седьмом и восьмом семестре, сокращенного срока – пятом и шестом семестре.
Контрольные работы выполняются с целью практической проработки разделов дисциплины, что способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивает творческую инициативу и самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки свободного моделирования объемно-пространственных композиций в материалах макетирования.
Контрольные работы по дисциплине выполняются каждым студентом заочной формы обучения в рамках самостоятельной работы.
В процессе выполнения контрольных работ по дисциплине «Архитектоника объемных форм» исследуются средства, приемы и методы моделирования формальной композиции. Первостепенное внимание уделяется разработке пластической идеи формы во взаимной связи с используемым материалом.
При выполнении контрольных работ от студентов требуется обратить особое внимание на методическую последовательность выполнения всех заданий, грамотность и аккуратность в оформлении.
Задания, необходимые для выполнения контрольных работ выдает преподаватель, осуществляющий проведение, практических и лабораторных занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.
Сдача контрольных работ проводится в период экзаменационной сессии.
Студенты, не выполнившие или предоставившие не все элементы контрольной работы к зачету не допускаются. Графический материал и макеты, выполненные небрежно или не в соответствии с предъявляемыми требованиями, к зачету не допускаются. Работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту в период сессии на доработку с учетом всех замечаний, сделанных преподавателем, и только после их исправления оценивается положительно.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Почему в творчестве дизайнера особое значение приобретает знание композиционных закономерностей?
2. Дайте определение понятию «тектоника»
3. Определите понятие «архитектоническая выразительность».
4. Что понимают под тектоническим решением формы?
5. Что определяет систему связей между элементами формы?
6. Каковы законы распознавания структуры формы?
7. Гармония как эстетическая категория.
8. Привести примеры тектонических систем.
9. Определите связь тектонической выразительности, конструкции и материала.
10. Назовите основные свойства объемно-пространственных форм.
11. Что называют элементами объемно-пространственной композиции?
12. Дайте определение понятия « масса» в дизайне.
13. Динамика формы.
14. Статика формы.
15. Технологические средства формообразования.
16. Перечислите свойства материалов, влияющие на тектоническое решение формы.
17. Приведите примеры формы животных, насекомых, растений, которые являются прообразами предметных структур.
18. Приведите примеры геометрической «унификации» в природе.
19. Назовите способы приведения элементов формы к геометрическому подобию приемами пропорционирования.
20. Симметрия и ее виды. Симметричные образования в природе.
21. Как свойства симметрии влияют на восприятие формы?
22. Преобразования классической симметрии. Преобразования симметрии подобия. Преобразования криволинейной симметрии.
23. Перечислите свойства формы. Охарактеризуйте такие основные свойства формы как положение в пространстве и величина.
24. Перечислите свойства формы. Охарактеризуйте одно из основных свойств формы – геометрический вид.
25. Охарактеризуйте особенности линейно-пластической формы.
26. Охарактеризуйте особенности плоскостной формы.
27. Дайте понятие рельефа. Перечислите и охарактеризуйте виды рельефов.
28. Назовите характеристики фронтальной поверхности. Охарактеризуйте приемы выявления фронтальной поверхности.
29. Дайте понятие объемной формы (композиции). Назовите основные виды объемной формы (классификации по структуре и по пластическому характеру).
30. Назовите и охарактеризуйте типы объемной композиции.
31. Охарактеризуйте приемы и средства построения объемной композиции.
32. Назовите характеристики объемной формы. Опишите приемы и средства выявления объемной формы.
33. Дайте определение пространственной композиции. Особенности восприятия пластических форм в пространственной композиции. Виды творческой деятельности, формирующие пространство.
34. Обозначьте особенности фронтально-пространственной композиции.
35. Выявите характерные черты и особенности восприятия объемно-пространственной композиции. Назовите варианты планировки объемно-пространственной композиции.
36. Назовите особенности глубинно-простанственной композиции.Опишите признаки и свойства глубинного пространства.
37. Поясните значение света в раскрытии пластических свойств формы. Виды и особенности естественного света (освещения).
38. Назовите виды и раскройте особенности искусственного освещения.
39. Поясните роль светотеневой структуры в организации композиции.
40. Раскройте понятие массы как одного из основных свойств формы. Факторы, влияющие на зрительное восприятие массы. Массивность формы. Особенности легкой формы. Характерные черты ажурной композиции.
41. Роль макетирования в профессиональной деятельности дизайнера. Задачи макетирования. Виды макетов (назвать и раскрыть особенности).
42. Опишите влияние цвета на другие свойства формы.
43. Опишите действие полихромии в плоскостной и объемной форме.
44. Поясните особенности комбинаторики как метода формообразования объемно-пространственной формы.
45. Поясните, каково значение выбора материала в разработке дизайн-формы.
46. Раскройте понятие масштабности. Обозначьте факторы, определяющие масштабность формы. Поясните, в чем выражается немасштабность формы.
47. Охарактеризуйте методы пропорциональной гармонизации форм. Раскройте, в чем выражаются два подхода к пропорционированию объектов художественного проектирования.
48. Раскройте понятие тектоники. Назовите основные тектонические системы. Каковы средства выявления тектоничности формы?
49. Перечислите факторы, учитываемые при создании тектонически-выразительной формы. Что происходит с формой вследствие нарушения тектонического порядка?
50. Зависимость правильного решения вопросов масштабности от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Связь масштаба с пропорциями и тектоникой.