Глава ii. обучение основным положениям и движениям
Обучение, совершенствование и тренировка фехтовальщика являются единым многолетним педагогическим процессом, решающим задачи не только технической, физической, а также тактической и моральной подготовки спортсмена. Однако для более стройной архитектоники изложения материала и практического применения на каждом этапе главных форм организации занимающихся методы и методические приемы выполнения упражнения рассмотрим отдельно.
Процесс обучения предполагает формирование у занимающихся специализированных двигательных навыков, характерных для вида оружия в соответствии с программой, возможностями и индивидуальными склонностями ученика.
Первый этап разучивания характеризуется овладением формой — основной пространственной структурой движения, составляющей суть приема или действия с оптимальной скоростью. Этому этапу соответствуют следующие формы организации занимающихся: без партнера, с пассивным партнером (подсобные снаряды), начальные упражнения со взаимопомощью и с применением разнообразных методических приемов, характерных для этих форм, с введением комплексов подводящих упражнений и специализированных подвижных игр. Педагогическая задача этого этапа — формирование конкретного, школьного двигательного навыка в неизменяемых, стандартных условиях его выполнения при максимальной сосредоточенности внимания ученика.
После завершения этапа первичной обученности основным положениям и движениям следует довольно продолжительный период закрепления навыков боевых действий, предусматривающий многократное повторение упражнений, по скорости выполнения постепенно приближающееся к боевым, и который затем усложняется простейшими сочетаниями с ранее твердо усвоенными приемами. Этот этап предполагает углубление и расширение возможностей использования боевых действий, создания у спортсмена более гибких вариативных навыков, увеличения фонда динамических стереотипов.
Тренеру следует помнить, что форсирование обучения на первых стадиях, без усвоения школьных приемов, составляющих фундамент спортивного совершенствования, ведет к трудно исправимым в дальнейшем техническим недостаткам. И в то же время одна из трудностей начального обучения состоит в том, что новичок, приступая к овладению этим сложнейшим техническим видом спорта, полон романтического обаяния дуэльных поединков и мечтает о скорейшем переходе к бою, минуя освоение школы.
Высшее педагогическое мастерство тренера-воспитателя на этом этапе состоит в создании увлеченности предметом, в привитии вкуса к самостоятельной работе и в практическом знании всех основных форм, методов выполнения большинства упражнений в индивидуальной работе над собой. Таким образом, с первых шагов должен доминировать основной дидактический принцип — сознательность и активность.
Принцип наглядности при обучении не исчерпывается только образцовой демонстрацией тренером изучаемого приема и предельно образным рассказом о технико-тактической стороне его применения. Монотонность освоения школы должна компенсироваться включением в педагогический процесс наглядных пособий, кинокольцовок, плакатов, демонстрации короткометражных и художественных фильмов, посвященных фехтованию.
Особое значение имеет посещение тренировок и соревнований, разбор боев хорошо подготовленных спортсменов, которым новички в большинстве случаев сознательно подражают.
Соблюдение дидактического принципа доступности обучения способствует постоянной заинтересованности в выполнении программного материала урока, подобранного в соответствии с возможностями занимающихся, и применением форм, методов и методических приемов, соответствующих осваиваемому материалу. Непосильные задания и снижение требовательности ослабляют дисциплину и заинтересованность обучающихся, порождают неуверенность в успехе.
Принцип прочности обучения предусматривает многократное повторение небольшого количества приемов в разнообразных, но доступных ученику ситуациях. Форсированная подготовка, «натаскивание» ученика к предстоящим соревнованиям могут дать только временный эффект.
Для лучшего усвоения программного материала, исходя из практического опыта, занимающиеся делятся на 3 группы: 1-я группа — новички, II юношеский и III разряды; 2-я — I юношеский, II и I взрослые разряды; 3-я группа — кандидаты в мастера, мастера спорта СССР.