Цель диагностической работы - изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях. 1 страница
Задачи:
Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Структура диагностического журнала и организация проведения диагностического обследования
Диагностический, журнал включает два диагностических блока: «Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности» и «Диагностика развития базовых личностных качеств».
Структура первого блока соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Соответственно диагностические методики распределены по четырем направлениям, определенным программой «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Диагностика по каждому направлению обеспечивается процедурами педагогической диагностики и психологической диагностики.
В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к которым предлагаются диагностические карты для педагогической диагностики. Она направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и навыки.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. А также педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Побуждения оцениваются по критериям:
- устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия;
- ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
- не проявляет.
Знания, представления оцениваются по критериям:
- четкие, содержательные, системные;
- четкие, краткие;
- отрывочные, фрагментарные;
Не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
- выполняет самостоятельно;
- выполняет с помощью взрослого;
- выполняет в общей со взрослым деятельности;
Не выполняет.
Подведение итогов: по каждому разделу высчитывается средний балл по формуле: А:В=С, где А- сумма баллов, В – количество критериев в разделе, С- средний балл.
Затем высчитывается средний балл по образовательным областям. Итоговые результаты по образовательным областям вносятся в итоговую таблицу «Мониторинг образовательного процесса»
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психологической диагностики, которая направлена на изучение психологических параметров видов деятельности.
Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей.
Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.
Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие'воспитанника под определенный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.
Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы». Мониторинг образовательного процесса - отслеживание результатов освоения образовательной программы - обеспечивается педагогической диагностикой, а мониторинг детского развития - проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка -психологической диагностикой.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработанной нами мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.
Направление педагогической работы «Физическое развитие»
Блок «Педагогическая диагностика»
Образовательная область «Здоровье»
Разделы: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья», «Воспитание культурно – гигиенических навыков» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Диагностическая карта
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Воспитатели:_______________________________
Группа:____________________________________
Срок исполнения:___________________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст ребенка | Примечание | ||||||||||||||||||||
Антонов Евгений | Алексеев Кирилл | Арнст Сергей | Бердышева Валентина | Базыкин Владимир | Горбунов Роман | Захарова Виктория | Жигалова Ксения | Калягина Елена | Морозов Андрей | Марченко Кристина | Останин Артур | Петров Даниил | Рак Сергей | Синейкин Павел | Тропин Владислав | Шмелёва Анастасия | Ядаринкин Илья | Якимов Павел | ||||
Побуждения | ||||||||||||||||||||||
Интерес и любовь к спорту | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Знания, представления | ||||||||||||||||||||||
Особенности строения и функционирования организма человека | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Особенности рационального питания (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим) | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Значение двигательной активности в жизни человека, использование специальных физических упражнений для укрепления своих органов и систем | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Особенности активного отдыха, правила и виды закаливания, польза закаливающих процедур | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Роль солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Умения, навыки | ||||||||||||||||||||||
Быстро и правильно умываться | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Чистить зубы, полоскать рот после еды | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Мыть ноги перед сном | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Правильно пользоваться носовым платком | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Правильно пользоваться расческой | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Следить за своим внешним видом | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Быстро раздеваться и одеваться | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Вешать одежду в определенном порядке | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Следить за чистотой одежды и обуви | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Аккуратно пользоваться столовыми приборами | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Обращаться с просьбой, благодарить | н | |||||||||||||||||||||
к |
Критерии оценки показателей:
1. Побуждения: устойчивые (4б); неустойчивые (3б); ситуативные (2б); не проявляет (1б).
2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
3. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
Характеристики достижений(вносятся в примечание): осознанность, проявления самоконтроля, самооценки, проявления познавательной активности, сообразительность, оригинальность суждений; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных, нравственных, эстетических чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, проблемности, критичности, инициативности.
Образовательная область «Физическая культура»
Разделы: «Развитие физических качеств, накопление о обогащение двигательного опыта»
Диагностическая карта
«Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»
Инструктор по физической культуре:__________
Группа:____________________________________
Срок исполнения:___________________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст ребенка | Примечание | ||||||||||||||||||||
Антонов Евгений | Алексеев Кирилл | Арнст Сергей | Бердышева Валентина | Базыкин Владимир | Горбунов Роман | Захарова Виктория | Жигалова Ксения | Калягина Елена | Морозов Андрей | Марченко Кристина | Останин Артур | Петров Даниил | Рак Сергей | Синейкин Павел | Тропин Владислав | Шмелёва Анастасия | Ядаринкин Илья | Якимов Павел | ||||
Побуждения | ||||||||||||||||||||||
Потребность в ежедневной двигательной деятельности | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Знания, представления | ||||||||||||||||||||||
Виды спорта и спортивных игр | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Умения, навыки | ||||||||||||||||||||||
Сохранять правильную осанку в различных видах деятельности | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Соблюдать заданный темп в ходьбе и беге | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Совершать активные движения кисти руки при броске | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Быстро перестраиваться на месте и во время движения | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Проявлять физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Поддерживать статическое и динамическое равновесие | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Двигаться координирование, в том числе при ориентировке в пространстве | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования) | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности | н | |||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||||
Организовывать подвижные игры | н | |||||||||||||||||||||
к |
Критерии оценки показателей: