Время рассмотрения вопроса – 20 минут.
Вначале игры команды приветствуют друг друга. Капитаны тянут жребий, согласно которому определяется очередность выступления команд в игре. Преподаватель в ходе жеребьевки напоминает, что древние греки часто прибегали к этой процедуре, считали ее справедливой, так как жребий это воля богов.
Отвечающие вывешивают схемы «Периодизация истории Афинского рабовладельческого государства», или «Периодизация истории древней Спарты», в зависимости от того какая команда будет выступать первыми. Этот этап игры можно назвать – презентация. В презентации уместно задействовать 1-2 учащихся. Например, один представитель спартанцев рассказывает об истории образования и периодизации древней Спарты, второй отвечающий повествует о реформах проведенных Ликургом в Спарте.
Отвечающие одной команды могут выступать поочередно, сменяя друг друга или же вместе, строя ответ виде диалога, используя метод лекции вдвоем.
Цель и задачи презентации: в отведенное время (5 мин.), выступающий(ие) доступно, четко и достаточно полно используя необходимые термины и понятия представляют историю возникновения и развития своего государства.
Время выступления на презентации лимитированное и это не случайно. Из лекций курсанты уже должны знать о том, что спартанцы стремились говорить – лаконично, старались выражать свои мысли по существу, ясно и четко. В самих Афинах речь в суде определялось при помощи водяных часов (клепсиде), верхом совершенства считалось выступление, когда с последней каплей оратор завершал свою речь. Умеющий правильно построить свое выступление нередко и выигрывал судебный процесс. А выражение «лить воду» у древних греков означало говорить много, но не по делу.
В ходе подготовки к семинару докладчики должны не только подготовить правильно сконструированное сообщение, но и уметь изложить содержание в отведенное для этого время. Достигается это путем репетиций, тренировок и здесь неоценимую помощь в ходе подготовки должен оказать преподаватель.
Для создания атмосферы античной Греции, и определения времени можно использовать обыкновенные песочные часы (вместо клепсиды).
Дополнения и вопросы аудитории. После завершения ответа следует предложить слушателям его команды, дополнить ответ отвечающего(их) если они посчитают это необходимым. Оппоненты из команды соперницы имеют право задать дополнительный вопрос, эти вопросы они разрабатывают в ходе подготовки к игре, но обязательно согласовывают заранее с преподавателем. При этом желательно, чтобы этот вопрос носил больше проблемный характер, нежели направлен на простое уточнение основного содержания вопроса. Если нет активности, а преподаватель считает, что не все в выступлении было изложено он побуждает курсантов к формулированию вопросов и поиску слабых мест в ответе обучаемого.
После завершения выступления первой команды наступает очередь второй. Процедура выступлений носит аналогичный характер, отвечающий(ие) рассказывают об особенностях формирования Афинского государства, отмечают роль и значение реформ Солона и Клисфена для формирования демократии. Тем не менее, как мы указывали ранее, игровые действия могут формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации, поэтому допускается элемент самостоятельности, новизны в ходе подготовки презентации как первой, так и второй команды.
Методы контроля знаний и оценка ответов: индивидуальные ответы курсантов, групповое обсуждение ответа, дополнение и исправление ошибок, умение задавать вопросы и участвовать в дискуссии все это должно оцениваться. Так как предлагаемое семинарское занятие это учебная игра, а любой игре присущ элемент состязательности, предлагается следующая система поощрения и оценки действия игроков команд. Преподавателем подготавливаются специальные карточки, например в виде денежных монет того времени. Талант = 10 драхмам = 20 оболам. За блестящее выступление, курсант может получить – талант, что соответствует оценке – «отлично с плюсом», другие ответы, дополнения, вопросы могут, оцениваются от 9 драхм до 1 обола. В конце занятия подсчитывается общее суммарное число набранных баллов командой и на основании этого определяется команда победительница, а также на основании лично набранных очков выставляются индивидуальные оценки участникам учебной игры. Такой способ поощрения должен активизировать и стимулировать участие в игре. Учащиеся будут сражаться как за общий успех команды, стремясь ответами, дополнениями принести дополнительные баллы и одновременно в ходе игры заработать хорошую оценку персонально.