Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и интонационной выразительности
Игровое задание
— К нам в гости пришли куклы Лана и Мила.
Произнесение слоговых сочетаний от имени кукол Ланы и Милы.
— Лы-лы-лы. (здороваются радостно)
— Ла-ла-ла?(спрашивают друг у друга, как идут дела)
— Лу-лу-лу!(рассказывают о своих делах)
— Ло-ло-ло. (прощаются с грустью)
Произнесение слогов в сочетании с движениями.
— Подошли Лана и Мила к озеру и увидели волны. Нарисуем пальчиком волны и произнесем слоги ла-ло, лу-лы, ла-ло-лы, лы-ла-ло-лу, ла-ло-лу-лы, лу-лы-ла-ло, ло-лу-лы-ла.
Развитие фонематического восприятия
Дополни слог. Кук...(ла), пи...(ла), Ми...(ла), иг...(ла); сто...(лы), по...(лы); вес...(ло)и т. д.
Анализ и синтез слогов
— Какой первый звук в слоге ла?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге лу?Звук [о] «подружился» со звуком [л]. Какой слог получился?
Обозначение слогов цветовыми символами. Определение позиции звука [л] в словах Лана, кукла, Мила.
Составление слогов из букв разрезной азбуки
Занятие 4
Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных
Оргмомент
Релаксация
Пожарный держит шланг (напряжение), опустил шланг (расслабление).
Развитие пространственного и слухового восприятия
— Где слышится звук радиомаяка?
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Массаж или самомассаж
Развитие артикуляционной моторики
Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Произнесение слоговых сочетаний. Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровое задание
«Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации:
— Пла-пло, плу-плы!(выражение удивления, инопланетяне удивились, увидев нас, дома и деревья)
— Пла-пло-плу, пло-плы-пла. (выражение печали — сломался их космический корабль)
— Бла-бло-блу-блы!(выражение радости — обрадовались тому, что мы помогли починить корабль)
— Фла-фло-флу-флы. (успокоим их, поможем починить корабль)
— Кла-кло-клу-клы. (выражение грусти — грустно им с нами расставаться)
— Гла-гло-глу-глы. (помашем им правой рукой)
— Сла-сло-слу-слы. (помашем двумя руками)
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [л] в словах луна, инопланетянин, планета, гул. Обозначение слогов лы, ло цветовыми символами. Составление слогов лы, ло из букв.
Дополни слог.
— Я скажу часть слова, а ты догадайся, какое слово я задумала? ...нета (планета). Какой слог исчез из слова планета?
Задания, используемые на этапах автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи
Автоматизация звука [л] в словах со слогом и звукосочетанием ал
Произнеси слова правильно
Алфавит, алмаз, пенал, вокзал, бокал, самосвал, овал, галка, палка, балка, халва, скалка, скакалка, балкон, фиалка, халат, палтус, карнавал.
Задания
«Развиваем фонематическое восприятие»
Определение позиции звука. Назови слова, в которых звук [л] слышится в конце слова. Повтори слова, в которых звук [л] слышится в середине слова.
Звуковой анализ слова зал. Обозначь кружочками звуки слова зал.
Замени первый звук в слове галка звуком [п]. Какое слово получилось? (Палка.)
Перед слогом ал поставь звук [м]. Какое слово мы услышали? (Мал)
Аналогичное задание выполняется со звуками [д], [з], [в]. (Дал — зал — вал.)
Повтори слова скалка — скакалка. Чем похожи эти слова? Чем отличаются? «Отправим» второй звук [к] из слова скалка «погулять». Какое новое слово получилось? (Скала.)
«Развиваем память и произвольное внимание»
Посмотри, запомни и назови предметы. Сколько предметов ты хочешь запомнить?
Запомни и повтори за мной. Какое слово не подходит?
Поезд вдаль меня умчал или ломал?
Кот молоко лакал, мяукал, лежал, дремал, спал.
Ушами слышал, слушал или глотал?
«Развиваем грамматический строй речи»
Усвоение глаголов прошедшего времени.
Что ты делал(а) в детском саду?
Рисовал(а), играл(а), читал(а), книжку листал(а), другу помогал(а), посуду расставлял(а), завтракал(а), обедал(а), ужинал(а), стол вытирал(а), на улице гулял(а), грядку копал(а), постель расстилал(а), заправлял(а).
Я нарисовала, а ты что сделал? Овал нарисовал, книгу прочитал, на улице поиграл, погулял и т. д.
Подскажи нужное слово.
На лошадке я ... (скакал),
Да свалился и ... (упал).
Я не плакал, не ... (кричал),
А поднялся и сказал:
— Ал-ал-ал,
На лошадке я скакал.