Часть II. Опорные схемы по курсу
Раздел I. Общие вопросы специальной педагогики
Тема 1. Дефектология как наука. Специальная педагогика как отрасль дефектологической науки
Отрасли дефектологии как науки
Основные принципы дефектологии как науки
Сущность принципа коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития
Определение путей и средств компенсации и коррекции нарушений развития | |
Разработка и совершенствование методов изучения детей с отклонениями в развитии | |
Разработка общих основ системы воспитания, обучения и включения детей с нарушениями развития в общественно полезную деятельность | |
Вскрытие закономерностей развития детей с отклонениями в психофизическом развитии | |
Определение сущности специального воспитания и обучения | |
Совершенствование содержания, средств, методов и форм психолого – педагогического воздействия, воспитания и обучения детей разных категорий | |
Поиск оптимальных способов преодоления последствий дефекта | |
Разработка принципов и методов социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями развития | |
Связь специальной педагогики с другими науками
Категории специальной педагогики
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | |
|
| | |
|
| | |
|
| | Методы педагогического исследования | |
|
| | | |
| | |
|
Тема 3. Дети с нарушением психического развития. Состав учащихся специальной школы для детей с нарушением интеллекта
Систематика умственной отсталости
Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции
Дифференциальные критерии | Олигофрения | Деменция |
Причины возникновения дефекта | Эндогенные и экзогенные факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды |
Время возникновения дефекта | Внутриутробный и ранний постнатальный, т.е. доречевой период | Послеречевой период |
Тип дизонтогенеза | Общее стойкое недоразвитие мозговых структур | Поврежденное психическое развитие |
Структура дефекта | Тотальность (диффузность) поражения; иерархичность поражения | Парциальность (локальность) поражения; мозаичность (выборочность) поражения |
Течение заболевания | Непрогредиентный характер течения | Прогредиентный характер течения |
Состав учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью
Психолого – педагогическое изучение учащихся в специальной школе
| | | | | | | | | | |
| | Принципы обследования детей | |
|
| | | | | |
|
| | |
|
| |
Тема 4. Система специального образования в России. Специальная (коррекционная) образовательная школа для детей с нарушением интеллекта
Система специального образования в России
| | | |
| |
|
| | Коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования | |
Основные ступени (компоненты) специального
образования
Коррекционные учреждения начального профессионального образования | |
III
Коррекционные образовательные учреждения | |
II
Структура специального образования | |
i
Специальная (коррекционная) образовательная школа для детей с умственной отсталостью