Анализ ассоциативных реакций педагогов по логическому критерию
Категория стимула | Реакция испытуемого | Рабочий стаж испытуемых | |||||
До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет | |||||
Просоциальный | Центральная Периферическая | 91,0 9,0 | 83,0 17,0 | 88,5 11,5 | |||
Асоциальный | Центральная Периферическая | 92,6 7,4 | 92,6 7,4 | 95,4 4,6 | |||
Профессиональный | Центральная Периферическая | 96,8 3,2 | 82,3 17,7 | 81,6 18,4 | |||
Бытовой | Центральная Периферическая | 97,2 2,8 | 87,8 12,2 | 92,0 8,0 | |||
Среднее | Центральная Периферическая | 94,7 5,3 | 86,4 13,6 | 89,4 10,6 | |||
Определенный интерес представляет собой большее количество центральных реакций на асоциальные стимулы по сравнению с аналогичными реакциями на просоциальные стимулы, что свидетельствует о лучшем знании и понимании именно этой лексической категории. Более того, как это ни парадоксально, с увеличением стажа разница между количеством центральных реакций на просоциальные и асоциальные реакции возрастает в пользу последних. Интерпретация данного феномена позволяет заключить, что негативные проявления в личности воспитателей имеют большую представленность, которая с возрастом увеличивается. Возможно, это вызвано негативной направленностью воспитателей, выделением в первую очередь отрицательных качеств детей и стремлением их ликвидировать при недооценке положительных проявлений. Подобное положение может свидетельствовать об определенной мононаправленности педагогического воздействия воспитателей, которые недооценивают возможности такого пути ликвидации отрицательных личностных качеств, как приоритетное развитие положительных.
Преобладание центральных реакций наблюдается и при сравнении стимулов бытового и профессионально значимого характера, причем во всех возрастных группах категория бытовых стимулов имеет преимущество над профессиональными. Подобный факт скорее всего можно объяснить тем, что для профессии учителя характерна привычка к алгоритмизированному упрощенному подходу к возникающим проблемам. Это качество необходимо в школе, поскольку оно помогает весьма сложные вещи сделать доступными для детей. Однако вне профессионального общения оно порождает излишнюю прямолинейность и негибкость мышления. Кроме того, неразрешенность социально-бытовых проблем, нахождение большей части времени суток не в рабочих условиях, а именно в быту, особенности контингента испытуемых (женщины, как известно, в большей степени, чем мужчины, озабочены проблемами быта) – все это способствует более прочному внедрению бытовых категорий в сознание испытуемых.
Следует отметить прогрессивное падение центральных реакций на профессиональные стимулы, что свидетельствует об уменьшении их представленности в личности испытуемых. Понимание этого обстоятельства лежит в плоскости проблем повышения квалификации и переподготовки кадров, а также может быть объяснено ростом самооценки испытуемых и менее критичным отношением к своим профессиональным обязанностям, что, как следствие, ведет к вымыванию профессиональных категорий из их сознания.
Сравнение средних показателей ассоциативных реакций испытуемых позволяет заметить резкий спад центральных реакций у испытуемых со стажем работы от 5 до 10 лет и увеличение у них периферических ассоциативных реакций. Традиционно данная тенденция связывается с нарушением динамических особенностей и, в частности, со скачкообразностью мыслительных процессов. Однако следует отметить, что именно эта часть испытуемых принадлежит к возрасту, который считается наиболее плодотворным в творческом плане, и, возможно, именно подобная неординарность ассоциаций позволяет этой категории испытуемых более разнообразно подходить к исполнению своих обязанностей, мыслить неординарно. Это также подтверждается при сравнении ассоциативных реакций на стереотипность. Данный показатель определяется по отношению суммы новых, неповторяющихся реакций к общему числу стимулов:
где Rn – новая реакция; S – количество предъявленных стимулов.
Как следует из полученных данных (табл. 7), рост неординарных реакций у испытуемых со стажем от 5 до 10 лет связан с увеличением неординарных ответов на асоциальные стимулы, в то же время наблюдается падение новых реакций на профессиональные категории. Это может рассматриваться как переход определенной части педагогов с ориентации на профессиональные ценности на использование более жестких и непосредственных стимулов в работе с детьми.
Таблица 7