Информирование родителей об особенностях проведения групповой работы и ее целях.

Перед началом проведения групповой работы должна быть представлена вся необходимая информация, что позволит сформировать четкое и ясное представление у родителей о конкретной группе. Сообщаются сроки проведения групповых занятий и количество занятий в неделю. Предоставляется информация о том, какие специалисты будут участвовать в процессе (терапевт языка и речи — логопед, и психолог). А также говориться о том, какие общие цели будут реализовываться:

§ помочь ребенку овладеть навыками общения и совместной игры с другими детьми;

§ стимулировать речь ребенка;

§ развивать познавательную активность;

§ совершенствовать крупные и мелкие движения ребенка, его ориентацию в пространстве.

Когда работа в группе заканчивается, родителям предлагается заполнить анкету, которая позволяет ведущим оценить эффективность проделанной работы, а родителями лучше понять, что происходило с ними и их ребенком.

II. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Педагогическая группа.

Цели создания группы:

• Объединить нескольких детей со сходными проблемами, что позволяет экономно использовать время родителей и специалистов.

• Обучать детей коммуникативным, когнитивным, двигательным навыкам, вызвать или стимулировать речь.

• Знакомить родителей с наиболее эффективными способами воспитания и обучения детей.

• Помочь маме найти наиболее разумный и адекватный способ взаимодействия со своим ребенком, учитывающий индивидуальные особенности и уровень его развития.

Длительность проведения групповой работы: Целесообразно для достижения определенных целей, вести группу в течение 3—4 месяцев. Это позволяет детям овладеть некоторыми навыками, повысить компетентность родителей и не допустить их зависимости от специалистов.

Отбор детей в группы.

В группу приглашаются дети от 1,5 до 3 лет с хорошим пониманием языка, но имеющие отставание в развитии экспрессивной речи. Также это могут быть дети с небольшим отставанием в понимании языка, с нарушением коммуникации и отставанием в развитии когнитивных, двигательных, социальных навыков. В одной группе могут заниматься дети разного возраста.

а) Традиционная модель

Основные характеристики.

• Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.

• Используются специальные подсказки и подкрепления, а так же частая прямая оценка успехов ребенка,

• Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.

• Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.

Данная модель оказывается особенно эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика модели.

• «Правила игры» в группе задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. «Образец для подражания» для детей и родителей — это специалист.

• Руководит процессом ведущий, все внимание которого направлено в основном на детей, а маме отводится роль помощника, выполняющего инструкции специалиста.

• Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

б) Современная модель

Основные характеристики.

• Ребенок и взрослый — партнеры, они примерно равны. Работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.

• Работа нацелена на сам процесс взаимодействия между родителем и ребенком, который является предметом работы.

• Внимание фокусируется не актуально развитии ребенка. То есть, акцент делается на то, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего (зона ближайшего развития).

Специфика модели.

§ Большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.

Эта модель позволяет родителям быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями, а приобретенные навыки ребенок выносит и использует и за пределами группы.

Организация групповой работы по данной модели предполагает:

• создание безопасной атмосферы;

• время для свободной игры;

• знание этапов развития ребенка;

• партнерские взаимоотношения.

Преимущества.

• У детей имеется больше возможностей для развития вербальной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.

• Дети раньше начинают говорить.

• Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в детскому саду.

• Взаимодействие между мамой и ребенком оптимизируется. Они оказываются способными лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.

II. Группа социализации.

Цели создания группы:

• Помочь детям в возрастеот 1 года до 2,5-3 лет решить задачу «отделения» от мамы, что будет способствовать лучшей адаптации в детскому саду.

• Создать оптимальные условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: умения общаться, разрешать конфликты, навыков саморегуляции, совместной игры со сверстниками и самостоятельной игры.

• Предоставить родителям возможность общаться с другими родителями, имеющими детей аналогичного возраста, и таким образом получать больше информации об особенностях детей данной возрастной группы и укреплять собственный родительский потенциал.

Длительность группового занятия. Группу социализации лучше всего планировать на длительный срок, около года, так как это позволяет действительно разрешить проблемы семьи, касающиеся налаживания отношений в паре, и закрепляет достигнутый результат.

Отбор детей.

В группу приглашаются дети от 1 года до 2,5-3 лет, имеющие проблемы в социально-эмоциональном развитии. В группу могут быть приглашены и родители, испытывающие серьезные трудности в воспитании или во взаимодействии с ребенком, а также дети с особыми потребностями, если у них отмечаются социально-эмоциональные нарушения в развитии.

Основные характеристики.

§ При проведении занятий в группе социализации в задачи ведущих не входит обучение ребенка каким-либо конкретным навыкам.

§ Пространство группы быть организовано так, чтоб развитие ребенка и формирование навыков происходило само собой, когда дети подражают друг другу или их обучают родители.

§ Акцент при работе в группе ставится на взаимодействие в паре «мама-ребенок».

§ Действия ведущих преимущественно направлены на укрепление взаимоотношений в паре, а не на руководство родителем или ребенком.

§ В группе получают развитие различные социальные ситуации(ребенок капризничает, дерется, не отдает игрушки или хочет помочь другому, делится чем-то с мамой и.т.д.), причем «трудные» ситуации не разрешаются насильно, а используются ведущими для разговора с родителями об особенностях развития ребенка.

§ Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет родителям учиться лучше понимать своего ребенка и чувствовать себя более уверенными.

III. Группа интеграции.

Цели создания группы:

• Включить детей с особыми потребностями в группу обычно развивающихся сверстников.

• Обучать детей с особыми потребностями доступным им коммуникативным, когнитивным, двигательным, социальным навыкам.

• Способствовать формированию у нормально развивающихся детей чувства сопереживания, эмпатии и социальной компетентности.

Длительность проведения групповой работы. Группу интеграции лучше всего проводить в течение 4-6 месяцев, так как этот срок позволяет семьям образовать прочные связи и в дальнейшем самостоятельно оказывать друг другу помощь и поддержку.

Отбор детей.

Один или два ребенка с особыми потребностями приглашаются в педагогическую группу или в группу социализации.

Основные характеристики:

§ За основу может быть взята традиционная или современная модели педагогической группы, либо группа социализации.

§ Подбор игрушек и игровых заданий проводится с учетом индивидуальных возможностей ребенка с особыми потребностями.

§ Ведущие своим поведением моделируют отношение других участников группы к ребенку с особыми потребностями и его родителям.

§ Большое значение имеет организация взаимопомощи и взаимовыручки детей в группе. Это позволяет нормально развивающимся детям чувствовать свою компетентность, а детям с особыми потребностями научиться принимать помощь и находить области деятельности, в которых они чувствовали бы себя способными достичь успеха.

§ Родителей, имеющие детей с особыми потребностями, преодолевают боязнь и предубеждение, что другие родители всегда будут плохо к ним относиться.

§ Участие в группах подобного рода тех родителей, чьи дети не имеют каких-либо нарушений развития, позволяет им стать более чувствительными, понимающими и социально компетентными.

Таким образом:

§ Выбор модели групповой работы зависит от того, сколько ведущих работает с группой и каким навыкам планируется обучить детей.

§ Занятия, проводимые при организации выше перечисленных моделей групповой работы должны в рамках каждой модели начинаться и заканчиваться одинаково.

§ Важное значение имеет четкое определение цели занятия в соответствии, с которой будет осуществляться подбор заданий и игрового материала.

§ При выборе тех или иных заданий и игрушек следует также учитывать возраст ребенка и его индивидуальных особенностей, уровень развития предметной игры.

Для детей до 1,5 лет это: мыльные пузыри, воздушные шары, лабиринты и шарики, заводные игрушки, музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон, дудочки), коробки с различными предметами (украшения, фигурки, посуда, машинки), куклы-марионетки (надеваемые на руку), мягкие игрушки.

В возрасте от 1,5 лет, когда развитие предметной игры ребенка усложняется, могут быть полезными следующие игрушки: телефоны, куклы и кукольные принадлежности, кукольный дом, игрушечный гараж с машинками и человечками, ферма с животными, касса, одежда, посуда и игрушечная еда, кухонные принадлежности, пазлы, конструкторы, лото, песок, бобы, рис. фасоль, пластилин, тесто и формочки, карандаши, краски, кисти и бумага, ножницы и цветная бумага, крупные бусины с большими отверстиями и прочные шнурки, лабиринты, обручи, маты, подушки, горки, мячи, книги.

Многие игрушки можно использовать по-разному, в зависимости от того, на каком уровне ребенок играет (например, музыкальные инструменты: вначале ребенок может слушать звучание и искать источник звука; позже ребенок может самостоятельно пользоваться инструментами и сам извлекать звук), так что они годятся для любого уровня развития. Игрушек должно быть достаточное количество, но не слишком много. Когда дети начинают терять интерес к игрушкам, одна треть игрушек заменяется на новые.

Использование на занятиях различных игрушек и включение детей в разнообразные виды деятельности, позволяют предупредить утомление детей.

Заключение.

В настоящее время активному участию родителей в процессе развития ребенка отдается большое значение. Включенность родителей в совместные с ребенком занятия (пение, танцы, помощь в выполнении каких либо упражнений, складывание игрушек) позволяет не только улучшить взаимопонимание между ними, но является очень важным условием для достижения эффективных результатов развития у ребенка необходимых навыков (интеллектуальных, двигательных, речевых, социальных).

На групповых занятиях статус родитель или ребенок, на время отодвигается и они становятся партнерами.

Причем роль родителей велика как при работе с нормально развивающимися детьми , так и с детьми имеющими отклонение в развитии. Не все родители , к сожалению, понимают что, то каким будет ребенок, что он будет знать и уметь , зависит от них самих, от их стремления обеспечить ребенку хорошее будущее. А роль специалистов поддерживать их, помогать им в разрешении каких-либо затруднительных ситуаций.

Список литературы.

1.Балабанова В.П.,Пасторова А.Ю. «Групповая работа с детьми раннего возраста»:

Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими

детьми.СПб.:ИРАВ,2001.-24 с.

2. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. \ Общ. Ред. и вступит. статья Г.В.

Бруменской. – М.: Гардарики, 2003.-477 с.

Наши рекомендации