Прогнозируемые результаты и способы их проверки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА»
ДОМ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШЕНТАЛИНСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждено: Директор МАУ «Межпоселенческий центр культуры и досуга муниципального района Шенталинский Самарской области» ________________ И.А. Храмов «___» ________________ 2016 г. |
Программа
вокального клуба «ГОЛОС»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Васильева Ольга Сергеевна
Специалист по работе
с молодежью
ж/д. ст. Шентала, 2016 г.
Программа вокального кружка
Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, « Постановка певческого голоса»; « Музыкально–певческое воспитание детей». Возраст детей, на которых рассчитана программа – 14-16 лет.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к вокальному пению, сформировать вокальные навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе вокального кружка
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокальных навыков, знакомство с вокальным репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности возрастной группы детей, на которые ориентирована программа.
Возраст детей 14-16 лет. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Учебно-тематический план
На первый год обучения.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе теоретических практических | |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | |||
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | |||
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | |||
4. | Формирование чувства ансамбля. | |||
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | |||
Итого: |
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.
Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | |||
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | |||
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | |||
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | |||
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. |