Теории и концепции в социологии молодежи
2.1. Психоанализ и неофрейдизм
Определение молодежи с позиции этой научной ориентации базируется на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах 3. Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдистского направления (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шеллефф, Э. Эриксон и др.). Так, получила признание концепция «Эдипова комплекса», в соответствии с которой делалась попытка объяснить природу межпоколенных конфликтов, осмыслить причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка, а также другие формы сублимации ее энергии как источник развития.
Одним из влиятельных представителей неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста был американский психолог Эрик Эриксон (1902-1982). Развитие человека по Эриксону складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками. Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход в новую стадию развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, то неминуемо скажется позже.
Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества - воспитатели, родители - связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому, хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид решает встающие на его пути жизненные задачи.
Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.
Первая фаза - младенчество. Ее главная задача - выработать у ребенка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.д.
Во второй фазе - раннем детстве - у ребенка формируется чувство своей автономности и личной ценности или их противоположность - стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
Третья фаза - игровой возраст (от 5 до 7 лет) - формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеют групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять различные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
Главное новообразование четвертой фазы - школьного возраста - чувство предприимчивости, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся творчество и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространением на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
Пятая фаза - юность - характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникают диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития - «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их.
Шестая фаза − молодость − характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива - чувство изоляции и одиночества.
Важнейшее приобретение седьмой фазы - взрослости - творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они появляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
Последняя восьмая фаза - зрелый возраст, или старость, - характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае - отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста - отрешенность и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.
Работы Эриксона содержат много ценных наблюдений о развитии эмоций и самосознания в юности, а также типичной для этого возраста психопатологии (расстройство временной перспективы, кризис идентичности и т.д.).
2.2. Структурно-функциональные и культурологические теории
В структурно-функциональных теориях молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли. В результате исследований выявляются фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества - несоответствие профессионального статуса и подготовки, уровня образования и материального положения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений. Введение в научный оборот понятия «жизненное (социальное) самоопределение» расширяет возможности изучения адаптационных и интеграционных процессов в молодежной среде.
Культурологическое направление рассматривает социальные явления, в том числе и специфически молодежные, под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи стремятся осмыслить мир молодежи в соотнесении с конкретными представлениями, идеями, целями и мотивами поведения реально действующих молодых людей. При этом само понятие «культура» используется в нескольких значениях: как степень усвоения социальных норм, как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности. Благодаря использованию культурологической традиции молодежная социология получила возможность системного анализа социальных проблем молодежи во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Например, исследуя феномен поколенческого единства, К. Мангейм раскрыл механизм социального наследования: развитие молодежи он рассматривает как насущную необходимость передачи культурного наследия. В работах отечественных социологов доминирует традиция исследования молодежных субкультур, связанная с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодежной среде, с выделением субкультуры, функционирующей в качестве преступного слоя общества, а также с различиями поведения, внешней атрибутики, формами проведения досуга, неформальными молодежными объединениями. Вместе с тем оказались малоизученными проблемы, связанные с молодежной «субкультурой протеста».
2.3. Альтернативные теории
Особое место в социологии молодежи занимают альтернативные теории юношеского возраста. Они анализируют различные стороны развития − физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д.
Еще в 1920-е годы советские психологи уделяли юношескому возрасту очень много внимания, причем собственно психологические вопросы рассматривались на широком социальном фоне, с учетом многообразных социально-экономических факторов и вариантов взросления. Подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей. Советские ученые прекрасно знали и широко использовали зарубежную психологическую литературу, важнейшие работы иностранных ученых без особой задержки переводились на русский язык.
Одной из заметных работ этого периода является книга В. Е. Смирнова «Психология юношеского возраста (1929 г.). Большое влияние на ученых оказали также лекции Л. С. Выготского «Педология подростка», выходившие отдельными выпусками в 1929 – 1931 гг.
Согласно теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая»[11].
В отличие от механических концепций, рассматривающих развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка, - воздействия среды сами меняются количественно и качественно в зависимости от того, в каких ранее возникших психологических свойствах, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития − натурального и социального.
Здесь возникает два вопроса: 1) какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и 2) какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста?
Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.
Взгляды Л.С. Выготского оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию. Но не все идеи Л. С. Выготского удалось реализовать на практике. Уже в середине 1930-х годов теоретический уровень отечественной психологии начал быстро снижаться. В условиях сталинских репрессий изучать социальные условия формирования личности стало не возможно. Исчезли социология и социальная психология. Стали запретными проблемы полового созревания и юношеской сексуальности. Самосознание стало все чаще оцениваться как проявление «ячества» и буржуазного индивидуализма.