Глава 1. общая характеристика педагогической профессии
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Рекомендовано
Министерством образования РФ в качестве
учебного пособия для студентов
высших педагогических учебных заведений
Москва
ACADEMIA
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | С.4 | |
Глава 1. | Общая характеристика педагогической профессии………………………………………….. | С.5 |
1.1. | Возникновение и развитие педагогической профессии…………………………………………. | С.5 |
1.2. | Сущность и специфика педагогической деятельности………………………………………. | С.8 |
1.3. | Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя……………………………………… | С.13 |
1.4. | Социальная миссия и профессиональные функции педагога…………………………………. | С.18 |
1.5. | Основные виды профессиональной деятельности педагога…………………………………………… | С.22 |
1.6. | Педагогическая деятельность как система……… | С.28 |
Глава 2. | Учитель как субъект педагогической деятельности………………………………………. | С.39 |
2.1. | Профессионально обусловленные требования к личности педагога ………………………………. | С.36 |
2.2. | Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя ……………………………………………. | С.39 |
2.3. | Профессиональная этика и педагогический такт учителя …………………………………………… | С.42 |
2.4. | Общие и педагогические способности …………. | С.48 |
2.5. | Профессиональная компетентность педагога и ее структура…………………………………………. | С.51 |
2.6. | Индивидуальный стиль деятельности учителя….. | С.58 |
2.7. | Общая и профессиональная культура педагога….. | С.61 |
Глава 3. | Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя……………………………………………. | С.77 |
3.1. | Система профессиональной подготовки педагогических кадров……………………………. | С.77 |
3.2. | Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога… | С.87 |
3.3. | Смысложизненное самоопределение учителя….. | С.97 |
3.4. | Философские истоки профессионально-личностного самосовершенствования………….. | С.103 |
3.5. | Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности ……………………………………. | С.114 |
3.6. | «Я-концепция» учителя ………………………….. | С.122 |
3.7. | Эмоциональное развитие учителя ………………. | С.132 |
3.8. | Педагогическое мышление …………………….. | С.143 |
3.9. | Формирование культуры педагогического общения …………………………………………… | С.152 |
3.10. | Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования ………………………… | С.164 |
Практикум: тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования………………………… | С.172 | |
Занятие 1. | Самопрезентация. Правила работы в группе …… | С.172 |
Занятие 2. | Смысл жизни и призвание педагога ……………… | С.174 |
Занятия 3-5. | Способы самопознания и саморазвития ………… Релаксация ………………………………………… Концентрация ……………………………………. Визуализация …………………………………… | С.176 |
Занятие 6. | Образ «Я» ………………………………………… | С.186 |
Занятие 7. | Самораскрытие. Принятие себя ………………… | С.188 |
Занятие 8. | Мир наших эмоций и чувств ……………………. | С.192 |
Занятие 9. | Как управлять отрицательными эмоциями и создавать положительное настроение ………… | С.196 |
Занятие 10. | Что такое эмпатия ………………………………… | С.198 |
Занятие 11. | Как развивать мышление ………………………… | С.202 |
Занятие 12. | Особенности педагогического мышления ………. | С.206 |
Занятие 13. | Я в ситуациях взаимодействия ………………….. | С.208 |
Занятие 14. | Я – организатор ………………………………….. | С.213 |
Занятие 15. | Профессиональный идеал и профессиограмма учителя. Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации ……………………………………….. | С.214 |
Приложение | …………………………………………………….. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели, наши будущие коллеги!
Вы избрали для себя трудную, но одну из самых благородных профессий на Земле – профессию педагога. Надеемся, что большинство из вас сделало этот выбор осознанно, хорошо взвесив все свои потребности и возможности, и готовы к ее освоению.
Глобальные преобразования, которые происходят во всех сферах современной социальной и духовной жизни, как никогда, остро ставят проблему образования. От ее решения зависит, каким будет человечество в XXI веке, какие приоритеты оно выберет. И в этом первостепенная роль принадлежит учителю. Перед ним стоит задача по-новому осмыслить мироздание, природу человека, одухотворить процесс познания.
Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Рождается новая парадигма мышления. От учителя зависит преображение сознания подрастающего поколения. Ему строить школу на основе законов Бытия, школу сердца и творчества мысли. В этой связи предстоят серьезные преобразования вузовской подготовки учителя, которая должна стать не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей глубокий интерес к вопросам самопознания и самосовершенствования, раскрывающей механизмы этого процесса, созидающей гармонию ума и сердца, формирующей целостную личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира. Учитель своими действиями, оценками, своим миропониманием открывает для учащихся существование социальной жизни, духовной, как особой сферы, регулируемой содержанием обобщенных идей — идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, о его свойствах и качествах, об отношениях между людьми. При этом любым своим действием по отношению к ученикам он проявляет себя как личность, отражая и то конкретное историческое время, и тот индивидуальный жизненный путь, который он прошел до начала своей профессиональной деятельности, и тот идеал, на который ориентируется сам учитель.
Весь опыт подготовки педагогов к профессиональной деятельности и работа по повышению их квалификации показывают, что без осуществления воздействия на собственное сознание взрослый человек очень часто оказывается неспособным даже к пониманию того, что его влияние на учеников обусловлено его собственными качествами, его жизненной концепцией, степенью осознания и принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности, своих профессиональных функций и требований к собственной личности. Большинство проблем, возникающих в процессе работы учителя, связаны с его недостаточной личностной, духовной зрелостью, а порой даже и с отсутствием стремления к ней.
Попытка приблизить педагога к осознанию этого процесса представлена в данном пособии Оно отражает стремление авторов помочь будущему учителю выстроить некоторые ориентиры и основные направления своей педагогической деятельности и профессионально-личностного самосовершенствования. Его основное содержание связано с развитием самосознания педагога, с созданием ситуаций самоопределения в профессии и во всех аспектах своего «Я», построения своих профессионально-личностных перспектив. Авторы надеются, что содержание пособия поможет вам войти в мир педагогической профессии и деятельности, продолжить (или начать) свое профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие.
Успехов вам в освоении педагогической профессии, в вашем личностном и профессиональном росте!
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ