Особенности детей с задержкой развития
В 1900 году появился термин и понятие задержки психического развития (ЗПР). Эмиль Кренилин предложил принимать ЗПР как легкую степень умственной отсталости. Сегодня под задержкой психического развития понимается легкая степень умственной отсталости, проявляющаяся в основном в нарушениях интеллектуального развития личности, которая может носить как стойкий, так и нестойкий характер. Такие дети составляют около 4% от всей детской популяции [8].
В настоящее время проблема детей с задержкой психического развития в России является крайне острой еще и в связи с «размытой» системой дошкольного воспитания и обучения в начальной школе. Используемые программы часто бывают слишком сложными и для детей с нормальным развитием.
Симптомы ЗПР проявляются только в процессе обучения. Выделяются следующие симптомы ЗПР [8]:
1. ведущим фактором деятельности ребенка долгое время остается игра;
2. формирование учебного процесса затруднено, а также затруднено формирование позиции «школьник»;
3. слабо развита производительность всех психических функций (память, внимание и пр.);
4. быстрая утомленность (в основе лежит истощенность нервной системы);
5. снижение всех интеллектуальных процессов (сравнивание, обобщение, анализ);
6. слабая способность звукового анализа слов и букв (поэтому дети плохо осваивают чтение и письмо).
Особенностью задержки психического развития(ЗПР) является иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций, при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
Кроме того, в отличии от олигофрении, у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. А в дошкольном возрасте проявляется недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у них определяют ограниченность и фрагментарность представлений об окружающем мире. Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей.
Таким образом, одной из основных особенностей детей с ЗПР является недостаточность образования связи между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Одной из характерных особенностей детей с ЗПР в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, недостаточность тонкой моторики.
При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.
Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.
Одной из часто встречающихся особенностей нарушений внимания у детей с ЗПР является его недостаточная концентрация на существенных признаках. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.
Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.
Категория детей с ЗПР крайне неоднородна в связи с чем существует множество подходов к выделению основных признаков.
Дети с задержкой психического развития имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивостью, импульсивности, эффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они предпочитают подвижную игру без правил.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способов действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. В целом, решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с задержкой психического развития от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и является той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.
Совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми с задержкой психического развития выдвигает необходимость улучшения их подготовки к последующему школьному обучению в адекватных условиях социальных подготовительных групп детского сада.