Концепция рабочей программы и выбора УМК.
Основного общего образования
УМК Н.Я. Виленкин и др.
Кострома, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации";
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
· Федерального базисного учебного плана, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 в редакции 2012 года;
· порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 ( в редакции 2014 года);
· письма Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
· Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г.№1089);
· Письма Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
· Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 уч.г.»;
· Концепции математического образования;
· Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 30»;
· образовательной программой основного общего образования;
· Положения о внутришкольном контроле в МБОУ города Костромы СОШ № 30.
Общие сведения об общеобразовательном учреждении, реализующем программу:
Полное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Сокращенное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
Средняя общеобразовательная школа № 30 города Костромы
Тип Учреждения: общеобразовательное учреждение
Вид Учреждения: средняя общеобразовательная школа
Программа реализуется в 5-6-х классах учебного заведения.
Концепция рабочей программы и выбора УМК.
Математика является одним из опорных предметов. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
При обучении математике в средней общеобразовательной школе №30 города Костромы учитывается то, что школа работает над проектом «Школа межкультурной коммуникации». Творческие работы участников образовательного процесса позволяют объединить обучение математике и воспитание гражданина России с активной жизненной позицией.
Состав учащихся ОУ многонациональный, разноуровневый. Большинство учащихся имеют средние способности к обучению. Коллектив педагогов стремится замотивировать как можно большее количество учащихся к овладению математикой не только на базовом уровне, но и более высоком. В школе есть ребята, результативно принимающие участие в различных математических соревнованиях, проходящие итоговую Государственную аттестацию на максимальное количество баллов. Наряду с работой с одаренными детьми педагоги уделяют огромное внимание слабоуспевающим. Своевременная диагностика пробелов знаний учащихся, консультативная помощь детям и родителям, организация дополнительных и индивидуальных занятий являются неотъемлемой частью процесса обучения таких учащихся.
10 – 11 классы УМК Мордкович УМК Атанасян |
7 – 9 классы УМК Макарычев УМК Погорелов |
5 – 6 классы УМК Виленкин |
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие,формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формирование представленийоб идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи программы
· обеспечение преемственности начального общего, основного общего;
· обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
· формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
· обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
· взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
· выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
· социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.