Исследовательское обучение и образовательные традиции
Савенков А.И.
С12 Методика исследовательского обучения младшихшколь
ников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.-
80с. - ISBN 5-9507-0177-1
ISBN 5-9507-0177-1
©А.И. Савенков, 2004 © Издательство
«Учебная литература», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Решить практические задачи исследовательского обучения младших школьников поможет данное пособие.
Его первая глава «Исследовательское обучение в современной образовательной практике» кратко вводит читателя в контекст рассуждений о роли и месте исследовательского поведения в развитии личности ребенка и о роли исследовательского обучения в практике современного образования.
Вторая глава «Методика проведения учебных исследований с первоклассниками» посвящена описанию методики, разработанной для самых маленьких школьников - первоклассников. Эта методика призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска. Она включает в себя два уровня: первый - условно назван «тренировочным», второй - «основным». Тренировочные занятия направлены на знакомство детей с методикой поиска, сбора и представления информации. Последующие занятия, названные основными, построены на самостоятельном исследовательском поиске каждого ребенка.
Отметим, что несмотря на то, что изложенная во второй главе методика адресуется первоклассникам, возрастной диапазон ее применения гораздо шире. Специальные исследования, проведенные в ходе ее разработки, показывают, что она хорошо работает и со старшими дошкольниками, и со студентами университетов. Представление ее как методики для первоклассников в данном тексте объясняется тем, что ее использование наиболее логично, а потому и более
результативно на начальных этапах приобщения учащихся к исследовательскому поиску.
В третьей главе «Методы и приемы активизации поисковой активности младших школьников» излагается материал, который в одинаковой степени может быть востребован в работе с учащимися вторых, третьих и четвертых классов. В этой части текста содержатся методические рекомендации по реализации исследовательского обучения в современной начальной школе.
Материал четвертой главы «Исследовательская практика младших школьников» ориентирован на разрешение самых проблемных практических вопросов организации и методики исследовательского обучения младших школьников. Таких например: как помочь ребенку выбрать тему исследования; как включить детей в коллективный исследовательский поиск; как вести сбор материала; как подготовить и провести защиту детских исследовательских работ и выполненных ими проектов и др.
Работа с данным методическим пособием будет существенно облегчена, если каждый ребенок в классе будет иметь учебник-тетрадь «Я - исследователь»*, разработанный специально для диалога с ребенком.
* Савенков А.И. Я - исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература». - 2004. -32с.
Глава 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Исследовательское обучение и образовательные традиции
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания - и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на ожесточенные споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой.
Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды реальной демократизации образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребенка к познавательной. Главная цель исследовательского обучения -формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.
Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих современных специалистов. Эти протесты в основном справедливы, но отмечая важность внедрения исследовательских (продуктивных) методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д.
Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочета-
нии с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения. Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.