Тема: БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
Задачи:
■ закрепить знания о правилах дорожного движения;
■ развивать логическое мышление, внимание;
■ воспитывать интерес к изучению дорожных знаков и способствовать соблюдению правил дорожного движения в повседневной жизни.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологическиеупражнения «Колечки», «Лезгинка» [3].
II. Чтение отрывка:
Чудеса в решете
Лёка убрала со стола и вымыла посуду мгновенно, потому что ей помогал Саша.
Ровно в 8 часов ребята вышли из своего дома.
— Я знаю, как надо переходить улицу, — сказал Саша. — Только по «зебре», по широким белым полосам. Вот светофор. Для нас выскочил зеленый человечек, можно идти. А когда разрешается мчаться машинам, зеленый человечек убегает и вместо него появляется красный.
— Зеленый — иди, красный — стой! — заключила Маша. И вдруг... И вдруг через улицу побежал мальчишка. Он состроил гримасу, показав руками: «Лопухи, вы, мол, бояки. Стоите, когда дорога свободна!».
Дорога действительно была свободна, но зеленый человечек на указателе уже исчез. И переходить улицу нельзя было ни в коем случае. А Саша решил... Что он решил, Лёке и Маше было неизвестно, но только он сорвался и побежал за этим смельчаком-мальчишкой через улицу. До середины он добежал спокойно, но там ему пришлось остановиться, потому что сразу мимо него понеслись автобусы, мотоциклы, грузовики...
Саша стоял ни жив ни мертв, как вкопанный. И это лучшее, что он мог сделать. А потом он испугался и завертелся из стороны в сторону... В какую-то секунду ему представилось, что огромный КамАЗ летит прямо на него, и надо отступать назад. Саша оглянулся, а там зеленый «Жигуленок» обгоняет желтый автобус. И еще бы крошечное мгновение! Такое совсем крошечное, гораздо меньше секунды. Только и успеешь сказать: «А...».
В отчаянии Саша оглянулся на Лёку, увидел ее побледневшее лицо, ее глаза. И глаза эти прижали его к мостовой — заставили, приказали не шелохнуться.
Лёка одной рукой крепко-накрепко сжимала Машину ладошку, а другую руку, с деревянным колечком, прижала к щеке. Сейчас, если кончится все благополучно, она отругает этого глупого Сашку, она наподдает ему хорошенько, она выдерет его за уши...
Лёка подождала, пока Саша подойдет к вим. Он низко опустил голову, и уши его постепенно все ярче краснели... С. Сахарное
— О чем рассказ?
— Правильно ли поступил Саша?
— Почему?
— Что вам помогает в безопасности движения?
III. «Дорожные знаки» (работа по книге, с. 46, 47).
— Проанализируйте знаки.
— Подберите знаки к рисункам.
IV. «Доигрались» (с. 185).
Рассмотреть рисунки. Составить по ним рассказ.
— Какой вывод вы сделали для себя?
V. Отгадывание загадок:
1. Три глаза — три приказа.
Красный — самый опасный.
(Светофор.)
2. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина.)
— Что объединяет эти два слова-отгадки?
— Зачем на улицах светофоры?
— Что вы знаете о светофорах? Работа по книге (с. 146).
VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 31]:
В автобусе
— Кондуктор, кондуктор, кондуктор дорогой! Прошу тебя, кондуктор, возьми меня с собой.
— Очень рад тебя я взять, Но негде сесть и негде стать. Все места заняты.
Заучивание наизусть (драматизация).
VII. Игра «Водитель».
Езда по игровому полю на машинах. (Рисунок — игровое поле.)
VIII. Комбинированное чтение стихотворения В. Ананьи
на «Посмотри на дорогу».
Выделение главного, заучивание наизусть, выделение строф.
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Какие чувства вызывает у вас нарушитель дорожного движения?
— Какой главный наказ светофора вы передадите друзьям?
Тема: ХИТРЫЕ БУКВЫ
Задачи:
■ развивать зоркость, наблюдательность;
■ совершенствовать знания детей о звуках и буквах;
■ развивать коммуникативные навыки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Во многих сказках люди отправляются за тридевять зе
мель в тридевятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное.
А ведь чудес и вокруг нас великое множество. И одно из них —
обычные буквы, которые таят в себе столько необычного!
II. Игра «Кто больше?» (с. 84).
— Сосчитайте все буквы X.
III.«Путаница».
— Разгадайте и объясните пословицу:
ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО.
(Один за всех, все за одного.)
IV. Работа в парах «Назови нарисованные буквы» (с. 85).
— Запишите все нарисованные буквы.
— Составьте и запишите четыре слова с понравившейся
вам буквой.
V. «Озорные буквы».
— Прочитайте. Определите, какие буквы «озорничают»,
исправьте слово:
1. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
2. Русская красавица
Сцоей козою (косою) славится.
3. На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
4. Я рубашку сшила шишке (Мишке), Я сошью ему штанишки.
VI. Работа по группам:
Десять слов
Десять слов как не читай: С конца либо с начала — Не пострадает, так и знай, Значенье их немало.
Кто отыскать те десять слов В Эльбрусе лексики готов?
В.Крешнев
— Какие есть в русском языке слова, которые одинаково
читаются с начала и с конца? (Шалаш, заказ, доход, казак,
наган, топот, комок, ротор, кабак, потоп.)
VII.Самостоятельная работа «Слово».
— Прочитайте стихотворение, правильно расставляя слоги:
Вот мы ДИМ-ВИ МУ-МА, А у МЫ-МА ЛО-МЫ. МА-МА ЕТ-МО МУ-РА, БЫ-ЧТО ТО-ЧИС ЛО-БЫ.
— Спишите без ошибок.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Если вам было интересно и у вас хорошее настроение
после занятия — оставьте свой след на дорожке в лесу. Если
же у вас не все получилось или вам почему-то грустно —
оставьте свой след на дорожке в поле. (Рисунки.)
Тема: ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ
Задачи:
■ развивать произвольную память, мелкую моторику рук;
■ проводить работу по снятию эмоционального напряжения;
■ развивать умение работать в группе, планировать совместные действия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Встреча друзей
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Дети разыгрывают сценку с выразительными движениями (объятия, улыбки, грусть, эмоции радости).
II. «Будь внимателен».
— Отгадайте, с какими игрушками любят играть мальчики.
Слова написаны на доске: машина, конструктор, велосипед, мяч.
Подчеркнутые буквы закрыты треугольниками красного, желтого, зеленого цветов.
После восстановления слов детям предлагается еще раз внимательно посмотреть на них. Затем отдельные буквы снова закрываются треугольниками.
— Какими треугольниками и какие буквы закрыты в пер
вом слове? во втором? и т. д.
III. Работа по книге (с. 100).
После просмотра детьми материала в течение 30 секунд учитель дает задания:
— Назовите цвет первого, третьего и последнего треугольников.
— Запомните геометрические фигуры, назовите первые три.
IV. Работа в парах по книге (с. 101).
— Называйте числа по порядку.
— Какие цифры пропущены? Запишите их.
V. Работа по группам:
Матрешки Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять. Всех больше первая матрешка: Веселый сарафан, кокошник. А за ней сестра вторая В желтом платье выступает. Третья — меньше второй, Сарафанчик голубой. У четвертой матрешки Рост поменьше немножко — Сарафанчик синий, Яркий и красивый. Пятая матрешка В красненькой одежке. Всех запомнить постарайся, За рисунок принимайся.
Стихотворение читается два раза.
— Выполните задание, данное в стихотворении, и сравни
те свои работы.
VI. Обобщение.
VII. Рефлексия.
— Оцените свое внутреннее состояние с помощью пикто
грамм (см. занятие «Кто есть кто», с. 24 данного пособия).
Тема: ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ
Задачи:
■ упражнять в нахождении знакомого объекта в необычной обстановке;
■ развивать внимательность;
■ развивать конструктивное мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологические упражнения [3].
«Рожицы»: различные мимические движения (надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, высовывать язык).
«Домик»: соединить концевые фаланги пальцев рук; пальцами правой руки с усилием нажимать на пальцы левой, затем наоборот; отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
II.Игра «Торопливый художник» (с 69).
У художника осталось мало бумаги, а нарисовать хотелось многое. Он постарался уместить все на одном листе. Расскажите, что нарисовал художник.
— Определите недорисованную часть предмета (с. 133 или
отдельные рисунки: собака без хвоста, рыба без плавника,
часы без минутной стрелки, лицо без бровей и т. д.).
III.Работа в парах «Отыщи зверей в лесу» (с. 94).
— Запишите названия тех животных, которых вы нашли.
— Подберите к ним слова-прилагательные.
IV. Работа по книге «Кто больше запомнит» (с. 91).
Показать рациональный способ запоминания пар слов (по
ассоциации).
Игра «Опиши товарища».
V. «Кляксография».
Поставить кляксы гуашью разного цвета и формы:
— Хотела написать, что вы молодцы, и случайно поставила кляксу. На что она похожа?
— А вы хотите поставить кляксы? (Ставят гуашью.)
— На что похожи ваши кляксы?
— Дорисуйте детали.
VI.«Исправь ошибку».
— Пока вы работали самостоятельно, я написала назва
ния тех, кого тоже хотела бы нарисовать. Но:
Догадайтесь-ка, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души.
На доске написано: ЕЗКЫ, ЕРШЫ, ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ВОЛ-ЧЯТА.
— Запишите слова без ошибок.
VII.«Разгадай шараду»:
С «Ы» мы мчим вас что есть мочи, С «У» мы ноги вам промочим.
{Лыжи — лужи.)
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Определите свое настроение, поставив кляксу любого
цвета.
Тема: КАК ПОСТУПИТЬ
Задачи:
■ совершенствовать умение находить выход из сложившейся ситуации;
■ развивать смекалку, сообразительность;
■ развивать умение предполагать получаемый результат.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологические упражнения «Колечки», «Ребро, ладонь, кулак» [3].
II.Игра «Перенеси мячи».
Предложить детям перенести в руках одновременно десять мячей от кеглей без помощи подручных средств. После многократных попыток спросить:
— Легко ли это сделать?
— Чем можно воспользоваться?
III. Работа по книге «Как поступить?» (с. 104, 105).
IV. Игра «Бывает, не бывает» (с мячом).
Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч каждому по порядку и произносит фразы: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по кры-
ше гуляет», «По крыше гуляет собака», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку».
Если фраза правильная — ребенок ловит мяч, если неправильная — не ловит.
V. Работа в парах «Чего не бывает?» (с. 168, 169).
Называть по очереди друг другу, что изображено на ри
сунке, и говорить, может такое случиться или нет.
VI. «Что иногда я делаю не так».
Предложить детям подумать и критически взвесить, что они иногда делают не так.
VII. Чтение стихотворения:
Вот так дом
Я и папа — мы вдвоем Для собачки строим дом. Прочный дом, теплый дом, Не замерзнешь в стужу в нем.
Е. Коршунова
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Как бы вы его назвали?
— Почему радуется малыш? Заучивание стихотворения наизусть. Конкурс чтецов.
VIII. Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Бывают ли у вас ошибки?
— Кому вы говорите о своих ошибках? Использование пиктограмм.
Тема: ЦАРСТВО ЦВЕТОВ
Задачи:
■ продолжать знакомство с названиями и жизнью цветов;
■ развивать смысловую сторону речи;
■ упражнять в развитии долговременной памяти;
■ продолжать работу над дифференциацией звуков С — Ш;
■ развивать воображение.
Ход занятия I. Организационный момент.
Ребенок называет свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву имени.
II. Целеполагание.
— Я хочу пригласить вас в царство цветов.
— Вы когда-нибудь там бывали?
— А хотели бы побывать?
— Почему?
— Мы побываем в царстве цветов, и цветы помогут нам почувствовать красоту природы. Мы будем слушать музыку, фантазировать, отгадывать загадки. Потренируем свое внимание, память. Эти качества пригодятся нам не только на уроках, но и во взрослой жизни.
III. «Назови царицу».
— Итак, мы отправляемся в царство. Но если есть цар
ство, то должен быть и царь. А в нашем волшебном царстве
правит царица. Она прислала нам сообщение. Прочитав его,
мы узнаем, как зовут царицу:
Я, ребята, ... (роза), Не люблю мороза. Лепестки мои нежны, Лишь с теплом они дружны.
Мой куст покрыт яркими цветами. (Роза.)
На ветках острые шипы. (Роза.)
Я стала красавицей благодаря людям. (Роза.)
— Ребята, пусть эти три розы украсят наш класс и подни-мут всем настроение.
— Как вы понимаете фразу «поднимут настроение»?
IV. Дифференциация звуков С — Ш.
— Какие еще цветы живут в этом царстве? (Дети вспоми
нают названия цветов, а учитель демонстрирует картинки
с их изображением.)
— Разместите картинки с цветами в таблице (на доске):
прикрепите ромашку в правый нижний угол;
кувшинку — слева от ромашки и т. д.
— Определите место звуков С или Ш в слове (в названиях
цветов).
V. Игра «Что изменилось?».
Дети закрывают глаза, а учитель меняет картинки в таблице местами или убирает ту или иную картинку. Затем спрашивает, что изменилось.
VI. «Будь внимателен».
— Давайте поупражняемся в произношении звуков С — Ш.
Повторяйте за мной:
Са-ша-са, ша-са-са, ша-ша-са, са-ша-ша-са и т. д.
VII. «Отгадай мой любимый цветок».
ПАНТЮЛЬ (тюльпан).
VIII. Пальчиковая гимнастика:
Тюльпан Вырос тюльпанчик в лесу на поляне.
(Руки в вертикальном положении.) Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы и слегка округлить.) Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмичные движения пальцами внизу — «корень*). Дружно дают под землей корешки.
IX. Работа по книге (с. 66).
— Составьте рассказ о том, как рос тюльпан.
«Где растут цветы?» (с. 24).
X. Практическая работа.
Посев семян астр.
XI. Обобщение.
XII. Рефлексия.
— Подарим цветам бабочку: ее цвет зависит от вашего на
строения.
Тема: ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ
Задачи:
■ развивать орфографическую зоркость;
■ развивать устойчивость внимания, эмоции;
■ воспитывать душевную доброту.
Ход занятия I. Организационный момент.
— Человек, занимаясь физкультурой, тренирует мышцы, чтобы быть здоровым и красивым. Мы потренируем внимание, память, поупражняемся в грамотности письма, что пригодится не только на занятиях, но и тогда, когда вы станете взрослыми. Тема нашего занятия — «Поет зима, аукает».
— Сколько слогов в слове «зима»? На какой слог падает ударение?
— Слова можно не только произносить, их можно «отхлопывать» ладошками. Повторите за мной ритмический рисунок (сильный хлопок означает слог, на который падает ударение):
х-Х-х Х-х-х-х х-Х-х-х х-х-Х-х х-х-Х.
II. Графический диктант.
Запись слов с постановкой ударения:
зима (и|а) — мороз (о|о); ком (о) — снеговик (е|о|и); снег (е) — мете'ль (е|е); кормушка (о|у|а) — птицы (и|ы); горка (о|а) — санки (а[и); иней (и|е) — здоровье (о|о|е).
— Кто больше вспомнит и запишет слов, соответствую
щих теме нашего урока?
III. Игра «Какое слово спряталось?» (с. 89).
— Найдите в ряду букв слова и запишите их:
УГОЛВАБОЧКАИГРАКРАНА (угол, гол, бабочка, бочка,
рак, игра, кран, рана).
IV. «Отгадай загадку»:
Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома. Зовут меня... (зима).
— Подберите однокоренные слова к слову «зима». (Зимушка, зимний, зимовье, зимовка, зазимье, зимовать, перезимовать.)
— Вы любите зиму?
— Почему?
V. Работа в парах «Найди отличия» (с. 88).
— Найдите как можно больше отличий между рисунками.
— Чего больше всего на рисунках? (Снега.)
VI. Выразительное чтение (с доски): Снежная сказка
Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки.
С. Погореловский Подчеркните однокоренные слова.
VII. Пальчиковая гимнастика:
Замок
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули. Покрутили. Постучали и открыли.