Раздел 4. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данном разделе коррекционно-развивающая работа проводится по следующим направлениям:

  1. Формирование навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности
  2. Развитие мелкой моторики
  3. Формирование элементов продуктивных видов детской деятельности (рисование, конструирование и пр.)

4.1. Формирование навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности

Предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех других видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых у него происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности и появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий, у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействия с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Игра формирует личность ребенка. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

4.2. Развитие мелкой моторики

Формирование мышления и речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование данных процессов совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно как при своевременном психическом развитии, так и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Для развития мелкой моторики используются «пальчиковые игры». Они очень эмоциональны и увлекательны. Эти игры способствуют развитию мышления, внимания, памяти и речи ребенка. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы.

4.3. Формирование элементов продуктивных видов детской деятельности

Формирование элементов изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. Занятия в этой области направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики. В процессе продуктивной деятельности происходит формирование и уточнение представлений о предметах и явлениях, ребенок сталкивается с необходимостью усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Коллективные занятия продуктивными видами деятельности способствуют приобретению навыков общения и адекватных форм взаимоотношения с другими детьми. Для освоения техники каждого из видов продуктивной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа. Плавности, ритмичности, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности. Продуктивная деятельность является средством развития ценных качеств детской личности: сознательности, целенаправленности, настойчивости, аккуратности.

Работа по развитию деятельности осуществляется:

  • в процессе непосредственного общения с ребенком на занятиях;
  • в продуктивных видах деятельности – рисовании, аппликации, конструировании;
  • в ходе игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными и качественными свойствами и признаками предметов;
  • в ходе специальных дидактических игр, направленных на формирование ориентировочно-исследовательских действий;
  • в процессе ознакомления с окружающим миром (представления о себе, окружающих людях, животном мире, о деятельности людей);
  • в работе по развитию речи и коммуникативного поведения;
  • в работе по формированию элементарных математических представлений;
  • в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, в ходе подготовки к праздничным утренникам.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации