Пример урока усвоения новых знаний 9 страница
Кратко остановимся на дидактических характеристиках элементов структуры и примерных вариантах методики урока усвоения новых знаний.
1. Проверка домашнего задания. Выше мы останавливались на том, как важно с первых минут урока включить учащихся в активную учебную деятельность. Это создает определенный психологический настрой на производительный труд. Если начало урока энергичное, деловое, то эта деловитость сохранится до конца урока. Для этого учащимся предлагают задание на повторение и закрепление важных элементов знаний, несложные примеры и задачи, познавательные задания. Большинство уроков может начинаться с проверки домашних заданий. Наличие и аккуратность письменных, графических и практических заданий проверяется во время обхода класса. Содержание работы, ее результаты проверяются фронтально, при активном участии всего класса. Более подробному анализу подвергаются трудные или оказавшиеся для многих недоступными задания.
Письменные задания проверяются и оцениваются учителем дома —фронтально или выборочно. Некоторые учителя привлекают для этого актив старшеклассников. В начале урока многие учителя практикуют кратковременные письменные работы для выявления качества усвоения основных элементов учебного материала. В последнее время для проверки знаний используют тестовые задания и программированный опрос — машинный или безмашинный, с использованием перфокарт различных конструкций.
Кратковременная письменная проверка знаний в условиях кабинетной системы проводится так. Сначала подготавливается на пленке для кодоскопа несколько вариантов вопросов и заданий, затем они проектируются на экран. Для сокращения времени учащиеся в тетради или на отдельных листах бумаги фиксируют только номера варианта и заданий и ответы. Варианты для письменной работы должны быть одинаковыми по трудности и сложности и отвечать требованиям действующих учебных программ. Среди вопросов и заданий должны быть работы репродуктивного и творческого характера. Систематический опрос всех учащихся на каждом уроке' определенным образом мобилизует учителя и учащихся на то, чтобы уроки проводились эффективно, чтобы ни одна минута не пропадала даром.
Творческие и познавательные задания дают возможность проверить степень осмысления учащимися теоретического материала, умения раскрывать сущность явления, творчески применять усвоенное на практике.
Знания фактического материала можно быстро проверить с помощью тестового опроса. Тесты требуют кратких ответов — одним словом, словосочетанием или кратким предложением. За 5—10 мин учащиеся могут ответить на 8—10 подобных вопросов. Оценивать такие работы удобно, если вопросов 10. При правильных и полных ответах на 9—10 вопросов ставится оценка «5», 7—8 — «4», 5—6 — «3», меньше 5—«2». Организационно кратковременные письменные работы удобно проводить в конце урока.
Письменный опрос сочетается с устным. Ныне устный опрос занимает меньше времени, чем прежде, чтобы освободить время для
самостоятельной работы учащихся. Он важен не только для выставления в классном журнале отметок, но и для выявления уровня усвоения учащимися основных вопросов, наиболее существенных понятий. Ответы учащихся учитель корригирует, уточняет, дополняет и таким образом подводит их к восприятию нового материала. Устный опрос имеет значение также для развития устной речи и мышления учащихся.
С проверкой домашних заданий, устным и письменным опросом тесно связано воспроизведение учащимися и коррекция учителем опорных знаний, изученных прежде по данному или другому учебному предмету или накопленных учащимися на основе личных наблюдений. Опорой для усвоения знаний могут быть только четкие и правильные представления и знания. Поэтому для успешного обучения в школе важное значение имеет формирование у детей конкретных образов, четких, ярких и правильных представлений об окружающем мире, богатого чувственного опыта.
Как же наиболее эффективно уточнять первоначальные представления детей и использовать их как чувственную опору в формировании понятий?
Прежде всего на основе беседы или письменной (графической) работы учитель выявляет качество опорных представлений школьников, затем на основе применения приема «контробраза» — подведения их к противоречиям между их представлениями и реальной действительностью — исправляет неправильные представления, а неточные — дополняет. Для того чтобы этот процесс осуществлялся всеми учителями организованно, а не стихийно, мы и выделяем в структуре урока в качестве одного из составных элементов воспроизведение и уточнение чувственного опыта и опорных понятий учащихся. Как правило, его место — перед изучением нового материала. Однако практически воспроизведение чувственного опыта и опорных знаний может осуществляться на любом этапе урока или при изучении каждого нового понятия.
В отдельных случаях такая актуализация просто необходима. Например, на уроке ботаники изучается тема «Семейство крестоцветных». Чтобы усвоить эту тему, учащиеся должны четко восстановить в памяти строение и форму стеблей, листьев, плодов и особенно цветков, т. е. тех сведений, которые необходимы как опора для усвоения нового материала.
Актуализация и коррекция опорных представлений и понятий на уроке занимает 5—7 мин. При этом используются метод беседы, письменные работы, краткие записи ответов или заполнение таблиц. Можно применять повторение учащимися материала, используя учебник, научно-популярную или справочную литературу, рисунки, таблицы. Но при этом необходимо четко и конкретно сформулировать задание или вопросы, направляющие внимание учащихся на существенные признаки и свойства объектов.
В отдельных случаях, когда актуализация чувственного опыта особенно необходима для усвоения новых знаний и учитель не уверен, что все учащиеся подготовились к уроку, перед изучением но-
вого материала можно повторить нужный текст, рассмотреть рисунки, обратить внимание на характерные особенности объектов и т.п.
Во многих случаях опорными для усвоения новых знаний являются усвоенные на предыдущем уроке понятия. Здесь важно сосредоточить внимание на тех особенностях усвоенных прежде понятий, на которые опирается изучение нового материала.
Наибольшую роль актуализация чувственного опыта играет в начальных классах, где, как известно, представления детей яркие и живые, но бедные содержанием. Постепенно в средних классах роль чувственного опыта в усвоении новых знаний снижается, а в старших классах все большее значение приобретает актуализация связей и отношений.
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. Тему урока учитель обычно сообщает в начале занятия или при переходе к работе над новым материалом. Большинство учителей сообщает при этом и план содержания или вычленяет основные вопросы, подлежащие усвоению. Однако в условиях современной школы этого недостаточно. Широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике требует четкой целенаправленности этой работы, сообщения учащимся целей и задач каждого урока. Они должны точно представлять, какой должен быть предполагаемый результат их учебной деятельности, какого отчета за эту деятельность обязан от них потребовать учитель, и уметь соответствующим образом спланировать свою работу.
Приемы сообщения учащимся цели урока могут быть разные. Это зависит от содержания материала, поставленных целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Наиболее элементарным и доступным для учащихся является сообщение цели и задач урока одновременно с объявлением темы. Например: «Тема урока «Передняя Азия в первой половине I тысячелетия до н. э.». Вы должны усвоить, как повлияло начало обработки железа на развитие государств в Передней Азии, как возникли и развивались Финикия, Ассирия и Персия». Учитель подчеркивает основные знания, которыми должны овладеть учащиеся в течение урока.
Можно цель и задачи урока сообщить в виде проблемного задания или эвристического вопроса, познавательной задачи, которые создают проблемную ситуацию и вызывают у детей желание преодолеть противоречие, возникшее при этом.
Можно цель и задачи урока предварительно записать и вывесить в кабинете. Во многих школах распространился опыт подготовки специальных стендов «Что сегодня на уроке» из отдельных секций для каждого класса. На стенде к каждому уроку прикрепляется предварительно подготовленный и художественно оформленный плакат, на котором зафиксирована тема урока, цель образова-
тельная и воспитательная, задачи и познавательные или проблемные вопросы и задания, требующие от учащихся определенной мыслительной деятельности. Они организуют учащихся на активную творческую деятельность в процессе усвоения знаний. Например, на одном из таких стендов в историческом кабинете школы Л° 3 г. Снежное Донецкой области записано:
Тема: Начало второй мировой войны. Агрессия фашистской Германии против СССР.
План: 1. Причины второй мировой войны. 2. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. 3. «Странная война» на Западе. 4. Капитуляции Франции и ее причины. 5. Фашистская агрессия на Балканах. 6. Изменение характера второй мировой войны. 7. Подготовка гитлеровской Германии к нападению на СССР. 8. Антифашистская коалиция. 9. Нападение фашистской Германии на СССР. 10. Создание антифашистской коалиции и ее роль в освободительной войне народов. 11. Вступление в войну США. 12. Военные действия в Азии, на Тихом океане и в Африке.
Логические задания: 1. Чем объяснить, что Англия и Франция в начальный период не вели активных действий против фашистской Германии? 2. Почему вооруженное нападение Германии на Советский Союз было реакционным классовым конфликтом на международной арене? 3. На конкретных примерах определите роль коммунистов в организации борьбы против агрессоров.
Литература: 1. Д. Апиц. В волчьей пасти. 2. Л. Арагон. Коммунисты. 3. Н. Е. Вирта. Катастрофа. 4. С. Гейм. Катастрофа.
Задания к карте: 1. Проследите по карте, как совершалась фашистская агрессия в первый период войны. 2. Используя карту №2, объясните планы фашистских захватчиков.
Прокомментируйте следующее высказывание В. И. Ленина: «Война есть продолжение политики иными средствами. Всякая война нераздельно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает. Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо этот самый класс продолжает во время войны, переменив только форму действия» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 32, с. 79).
Новые слова: «антагонизм», «потенциал».
Во время перемены учащиеся знакомятся с названием темы и планом предстоящего урока, анализируют познавательные задания и проблемные вопросы, продумывают их. Такая предварительная подготовка создает определенный психологический настрой на предполагаемую деятельность, повышает уверенность в своих силах, мобилизует учащихся на последующую работу, направляет их на выполнение поставленных задач и достижение целей.
Подобные стенды нетрудно подготовить в каждом кабинете, по
каждому учебному предмету. Помощь в этом постоянно оказывает актив учащихся — ассистенты и лаборанты. При этом плакаты необходимо готовить заранее и выставлять на предыдущем уроке, с тем, чтобы, дать возможность учащимся продумать проблемные во-
просы и познавательные задания, прочитать рекомендованную литературу, переписать в тетрадь новые слова и их объяснения и таким образом подготовиться к активному участию в обсуждении нового материала.
Важной проблемой современного урока является достижение единства обучения и воспитания, усиление целенаправленности воспитания в процессе обучения. Ведь чтобы воспитать у человека основы коммунистического мировоззрения, следует прежде всего добиться глубокого усвоения им широкого круга знаний. Это необходимая предпосылка, но недостаточная. Следует усвоение знаний сочетать с воспитанием. Обучение и воспитание — две стороны единого процесса. Но каждая из них обеспечивается своей целенаправленностью, своими методами и принципами.
При подготовке к урокам учителю необходимо прежде всего учитывать комплексный характер воспитательных воздействий на учащихся. В каждом учебном курсе необходимо выделить ведущие понятия идейно-политического, трудового и нравственного характера, над которыми будет проводиться работа в течение года.
С идейно-политическим воспитанием тесно связано трудовое и нравственное воспитание школьников. В плане трудового воспитания необходимо выделить такие понятия и идеи, как труд — основа жизни людей и развития общества, источник его материальных и духовных богатств; право на труд в советском обществе и обязанности каждого советского гражданина; принципы распределения результатов труда при социализме и др.
Определяя воспитательные задачи урока с учетом комплексного характера воспитания, следует тщательно продумать методы, приемы и средства ее достижения. Воспитательные задачи урока зависят от содержания учебного материала, возраста детей, их подготовки и воспитанности, качеств личности, уже выработанных и требующих закрепления в поведении и поступках или формирования. Учитываются при этом индивидуальные особенности и нравственные качества отдельных учащихся, нуждающихся в особом внимании. Так, изучение гуманитарных предметов формирует диалектико-материалистическое понимание законов развития общественной жизни, вводит учащихся в социалистические общественные отношения, способствует воспитанию в духе коммунистических идеалов, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Предметы гуманитарного цикла играют ведущую роль в воспитании моральной готовности к труду, Они помогают учащимся осознать свое место в обществе и ответственность перед ним, воспитывают уважение к труду, к коллективу, к людям труда. В условиях острой борьбы с буржуазной идеологией повышается роль учебных предметов, вырабатывающих классовый, партийный подход к явлениям общественной жизни, дающих знание основ теории марксизма-ленинизма и умение творчески применять их в жизни.
Много внимания следует уделить установлению путей и способов превращения знаний в стойкие убеждения учащихся. Добива-
ясь сознательного усвоения системы знаний, стимулируя личностное, активное отношение к изучаемому, воспитывая у школьников стремление к познанию окружающего мира, учитель каждого предмета способствует превращению научных знаний в их личные взгляды и убеждения. Воспитание в процессе обучения — результат системы целенаправленных педагогических воздействий.
Основным источником идеологического влияния на учащихся является содержание учебного предмета, его идейная направленность, научная достоверность и доступность для учащихся. Воспитывающий характер обучения обеспечивается активностью и сознательностью усвоения знаний. Огромное воспитательное значение имеет также организация опыта нравственных взаимоотношений детей в процессе учения.
В отличие от образовательной цели, которая ставится перед учащимися, воспитательные задачи не объявляются. Воспитательные задачи решаются в процессе естественного хода обучения, без искусственного выделения воспитательного момента.
Важной проблемой современной школы является обеспечение развивающего характера обучения. Процесс обучения, воспитания и развития представляет собой единое неразрывное целое. Это закон, имеющий объективный характер. Успешная реализация этого закона зависит в первую очередь от правильного определения целей и выработки мотивов учения.
Выше мы раскрыли сущность, роль и место в учебном процессе мотивов учения. Как же эти мотивы формировать?
Мотивация учения школьников не составляет отдельного этапа урока. Эта работа ведется в течение всего занятия, на каждом его этапе. Даже в процессе изучения нового материала может быть применено несколько приемов мотивации. Например, при изучении темы «Дыхание корней» учитель вначале показывает практическую значимость данной темы (для организации правильного ухода за растениями), затем создает проблемную ситуацию (факт гибели растения при излишней влажности), в конце изучения нового материала создает ситуацию успеха в усвоении знаний.
Однако для четкого и целенаправленного осуществления мотивации учения учитель в поурочном плане предусматривает различные приемы этой работы и их последовательность.
Готовясь к уроку, учитель фиксирует в рабочем плане те приемы, которые наиболее соответствуют содержанию учебного материала, условиям проведения урока (в классе, кабинете, лаборатории, на учебно-опытном участке), уровню подготовки учащихся определенного класса и т. п. Если тема урока делится на части, к каждой части или видам деятельности можно .определить свои возможные мотивы учения.
Многократные наблюдения показывают, что в условиях применения различных способов мотивации заметно повышается успеваемость учащихся и качество их знаний, навыков и умений, а также формируется положительное отношение детей к школе, знаниям и учебной деятельности.
Проверка домашних заданий, актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся, сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учения являются средствами подготовки учащихся к успешному осуществлению основной цели — усвоению новых знаний. Умелое руководство учителя этим процессом — залог педагогического успеха.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Выше мы рассматривали характеристику процесса восприятия с точки зрения гносеологии и психологии. Чтобы не повторяться, остановимся на вопросах педагогического руководства этим процессом с учетом условий кабинетной системы.
В процессе обучения школьники неоднократно сталкиваются с изучаемым материалом. Известно мнение психологов, что для полноценного усвоения учащиеся должны встретиться с материалом в различных ситуациях и сочетаниях не менее шести раз. Наиболее важное значение имеет правильная организация первичного восприятия учащимися нового материала, во время которого закладываются прочные основы усвоения знаний. Наиболее благоприятные условия для полноценного восприятия нового материала создает кабинетная система.
На этапе первичного ознакомления с новым материалом мы встречаемся как с произвольным, так и непроизвольным восприятием.
Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие определяется различными внешними эффектами, отдельными сильно действующими на органы чувств компонентами (силой звука, яркими красками), необычностью предмета или его изображения (привлекает внимание слишком высокая сосна или очень толстый дуб), контрастностью. Усиливают непроизвольное восприятие и преобладающие интересы школьников: радиолюбителей привлекает новая радиодеталь или радиоустановка, натуралисты останавливаются возле невиданного растения. Непроизвольное восприятие играет значительную роль в развитии школьников, в процессе формирования у них представлений, в накоплении и обогащении ими чувственного опыта. Поэтому опытные учителя широко пользуются приемами усиления непроизвольного восприятия.
Но решающее значение в обучении играет произвольное (преднамеренное) восприятие. Не упуская возможности использовать интересы и наклонности учащихся для непроизвольного восприятия, учитель в процессе наблюдений, использования наглядности или устного изложения знаний должен организовать произвольное восприятие нового материала. С целью усиления внимания и познавательной активности учащихся учитель ставит проблемы, познавательные задачи или задания, эвристические или рефлексивные вопросы, которые решаются в процессе восприятия. Таким образом, эффективность произвольного и непроизвольного восприятия зависит главным образом от деятельности учащихся, направляемой и контролируемой учителем.
Восприятие тесно связано с памятью, мышлением и речью. С памятью оно связано через узнавание предметов и явлений и представления, с мышлением и речью — через осознание как первую ступень понимания. Узнавание и осознание — взаимосвязанные процессы. Осознанные предметы (явления) — это те предметы, которые воплощены в слове, мышлении и памяти. Осознание связано с чувственным опытом человека: чем больше представлений в памяти человека о предметах, которые воспринимаются, тем более осознанными являются восприятия. Например, учитель демонстрирует радиодеталь (конденсатор, сопротивление), интегральную схему. Учащиеся, занимающиеся в кружке радиолюбителей, замечают и осознают в данной детали много различных признаков и свойств, характеризуют ее строение, назначение, учащиеся, увидевшие ее впервые, мало что могут заметить и рассказать.
Восприятие всегда основывается на отличительных признаках предметов, например: дерево имеет ствол, река — течение, металл — специфический блеск и т. п. Чем полнее; точнее и четче определены эти признаки, тем правильнее и полнее восприятие предмета (явления). Однако это только первый шаг в восприятии реальной действительности, на котором познание не останавливается и не может остановиться. В природе все целесообразно взаимосвязано. Каждый признак (свойство) является следствием проявления внутренних причин, внутренней сущности явлений. Листья зеленые. Почему? —должен спросить себя ученик и искать ответ на поставленный вопрос. Ствол у сосны высокий и ровный, ветки размещены только на верхушке. Почему? У ели крона густая и ветвистая, ветки расположены до самой земли. Почему правый берег реки всегда крутой, а левый — пологий? Некоторые из этих вопросов, требующие анализа внешних признаков, разрешаются на данном этапе и обеспечивают осознанное восприятие предметов и явлений. Другие вопросы требуют глубокого и всестороннего анализа многих фактов (явлений) и решаются на этапе осмысления знаний, тесно связанном с восприятием; иногда эти два этапа сливаются или органически переходят друг в друга.
Основой осознанного восприятия является взаимодействие двух сигнальных систем. Воспринимая предмет, учащиеся одновременно слышат слово, обозначающее его название, признаки или свойства: «Этот сосуд называется колбой, а этот — мензуркой». Эта ассоциация между предметами и соответствующими словами в процессе практической деятельности закрепляется в памяти, и слово прочно входит в активный словарь школьника. Со временем, увидев колбу, учащийся по определенным признакам узнает ее, определяет, что она относится - к некоторым группам предметов (химический сосуд), определенному виду (колба). Словами обозначаются не только общие названия предметов, но и отдельные их признаки, характерные свойства, особенности: «Колба имеет шарообразную форму, удлиненную горловину, плоское дно». Эти признаки отражаются в сознании учащихся, что дает им возможность пользоваться полученными знаниями, воспринимая новые предметы.
Несколько по-иному осуществляется осознание слов, речи — устной или письменной,— которое в первую очередь зависит от чувственного опыта учащихся. Для того чтобы ученик правильно воспринял и понял речь учителя или текст учебника, он должен осознать значение каждого слова, т. е. установить адекватную связь слова с соответствующим ему предметом или представлением о нем. Знакомые слова осознаются сразу и не требуют специальной подготовки учащихся. Это слова, которые в сознании детей связаны с соответствующими образами и входят в состав их активного словаря. Для того чтобы учащиеся поняли незнакомые слова, необходимо организовать специальную познавательную деятельность. При этом наиболее эффективно непосредственное установление связи слово — предмет. Но и здесь для установления необходимых связей, для осознания слова нужно правильно руководить восприятием учащимися соответствующих предметов.
При этом важно, чтобы учитель вычленил в объектах наиболее существенные признаки, необходимые для восприятия, или направил на них внимание учащихся, предложив им серию последовательных вопросов и заданий. Например, во время наблюдения за погодой учитель не только указывает на то, что следует фиксировать (температуру, давление воздуха, направление и силу ветра), но и как вести наблюдения, т. е. как пользоваться термометром (термографом), барометром (барографом), флюгером, гигрометром, как заполнять таблицу (календарь погоды), чертить графики. Это помогает ориентироваться во время выполнения практических или познавательных действий. Однако правильная ориентировка в задании — это еще не само действие. Необходимо успешно выполнять практические и познавательные операции, связанные с восприятием, наблюдением. Для этого с учащимися проводят упражнения, например для выработки навыков обращения с приборами, умений фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений.
На этапе осмысления знаний можно объяснить материал частично — наиболее необходимое или сложное для самостоятельного понимания учащимися. При этом применяются наглядность и аудиовизуальные средства обучения. В условиях кабинетной системы возможности использования технических средств возрастают. Однако обилие наглядности и дидактических раздаточных материалов порождает новые проблемы — как их наиболее целесообразно применять. Избыточная информация не всегда помогает лучше усвоить материал, нередко затуманивает смысл изучаемого, затрудняет процесс выделения главного, существенного.
Но и там, где аудиовизуальные средства применяются в соответствии с требованиями программы, эффективность их не всегда достаточно высока. Это объясняется тем, что нередко кинофильмы демонстрируются как зрелище, а не источник знаний. Чтобы повысить познавательную эффективность технических средств, необходимо перед демонстрированием фильма ставить перед классом познавательные задания или вопросы, которые учащиеся должны решать в ходе восприятия экранных изображений. Кинофильм или
диафильм должен органически вплетаться в канву учебного процесса и четко увязываться с содержанием устного изложения или самостоятельной работы учащихся.
Школьников необходимо учить слушать устное изложение, приучать их сосредоточиваться на содержании материала, производить краткие записи в виде опорных пунктов, плана, тезисов, конспекта. Приучать школьников к ведению записей в тетрадях следует постепенно, контролируя их работу и в случае необходимости оказывая им помощь. Наблюдения показывают, что учащиеся, систематически составляющие план или конспект изложения, отличаются более глубокими и полными знаниями, богатой лексикой, лучшими умениями выражать свои мысли, четче обосновывать теоретические положения, чем те, которые подобных записей не ведут.
Деятельность учащихся во время объяснения учителя должна быть направлена на лучшее осознание учебного материала. Этому способствуют, кроме записей формулировок, также рисунки и таблицы в тетрадях с соответствующими надписями и подписями к ним.
В процессе устного изложения широко применяются наглядные пособия различных видов. Содержание наглядности раскрывается различными способами. В школьной практике наиболее часто применяется фронтальный разбор объекта — сначала рассматриваются общие особенности предмета, затем производится более подробный анализ его частей. Постепенно анализ переходит в объяснение учителем таких особенностей предмета, которые учащиеся не замечают или о которых ничего не могут сказать. Методом беседы широко пользуются для раскрытия содержания настенных картин по истории и географии.
Содержание многих наглядных пособий раскрывается методом художественного рассказа с включением элементов описания. Например, на уроке истории учащиеся рассматривают1 иллюстрацию «Раненый Спартак». Учитель рассказывает, что этот рисунок, выполненный на стене, был найден во время раскопок в г. Помпея. На нем изображен Спартак во время боя с римскими легионерами. Один из них, не осмеливаясь биться со Спартаком лицом к лицу, ранил его сзади в бедро. Однако, несмотря на тяжелую рану, Спартак продолжал бой с врагами.
Используя наглядность с целью первичного восприятия и осознания учебного материала, целесообразно применять прием сравнения, чтобы четко выделить различные признаки и свойства предметов и установить между ними элементарные связи и отношения, подготавливающие почву для осмысления внутренней сущности объектов.
Сравнивают между собой как натуральные объекты, так и их изображения. Задания для сравнения могут иметь различный характер. Простейшими являются сравнения внешнего вида объектов. Нередко значительный эффект дает сравнение объекта с представлениями детей о других объектах. Например: «Рассмотрите цветок вишни. Чем он отличается от цветка капусты или других
крестоцветных?» Подобным образом рассматривают не только крупные объекты, которые демонстрируют фронтально, но и мелкие, используемые как раздаточный материал.
Важную роль в усвоении нового материала должна играть самостоятельная работа с книгой на уроке. Под самостоятельной работой понимают такую деятельность учащихся, которая направлена на достижение поставленных образовательных целей, выполняется ими без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его контролем.
Самостоятельная работа с учебником может проводиться на различных этапах процесса усвоения знаний, что обусловливает специфические особенности ее методики. Так, на этапе подготовки к усвоению нового материала самостоятельные работы направляют учащихся на воспроизведение ранее изученного материала с целью коррекции знаний и создания в сознании учащихся прочного и надежного фундамента для усвоения новых понятий. На повторение необходимого материала уходит, буквально несколько минут урока. Важно подчеркнуть, что подобные задания должны практиковаться там, где в этом возникает острая необходимость. Они выполняются всеми учащимися — это репродуктивные задания, и каждый с ними легко справится.