Пример урока усвоения новых знаний 7 страница
На основе материальных моделей учащиеся воспринимают и
осознают внешние признаки и свойства предметов и явлений, которые они замещают. Например, на модели вычленяют, из каких элементов состоит цветок, как цветки расположены на стеблях или ветках, каково их строение. Эти- модели целесообразно применять на начальном этапе усвоения знаний, когда учащиеся воспринимают и осознают признаки и свойства изучаемых явлений, предметов, фактов, событий и устанавливают внешние элементарные связи между ними.
Но более существенна роль моделей при раскрытии или осмыслении учащимися внутренних объективных связей и отношений в предметах и явлениях. Здесь используются главным образом абстрагированные графические или знаковые модели. Они являются внешней опорой для мыслительной деятельности учащихся, направленной на выявление или осмысление внутренней сущности изучаемых явлений, теоретической интерпретации результатов наблюдений или экспериментов, проведенных учащимися, или фактов, о которых они узнали от учителя или из учебника. Таким образом, применение моделей в учебном процессе способствует более полному и обстоятельному осмыслению или раскрытию внутренних связей и зависимостей в предметах и явлениях, установлению закономерностей или усвоению понятий и их категорий.
С понятием модели связано понятие «моделирование», которое понимают как исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) на моделях. В школе более распространено моделирование предметное, графическое, математическое и знаковое. Моделирование является для учащихся опорой в процессе выполнения умственных операций и абстрактного мышления. Оно способствует повышению теоретического уровня образования. Особенно важно моделирование при системном подходе к изучению сложного теоретического материала. Сложные системы изображены в виде графических, знаковых или математических моделей. Например, программой по физике предусмотрено ознакомление учащихся с моделью давления газа, моделью опыта Штерна. Примером модели процесса плавления кристаллических веществ и отвердения жидкостей является график изменения температуры во время этого процесса.
В связи с возрастающей ролью системного подхода и моделирования в учебном процессе структура процесса обучения совершенствуется, обогащается педагогический арсенал учителя, расширяются его дидактические возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения качества знаний учащихся.
Кабинетная система создает особенно благоприятные условия для полноценного использования на уроках моделей и моделирования различных видов. Структура занятий с применением системного подхода и моделирования предусматривает следующую последовательность действий и операций учителя: сообщение темы, цели и задач обучения—>мотивация учения школьников, воспроизведение и коррекция изученных прежде опорных знаний—низложение информации о системном объекте—>раскрытие его структуры—
фиксация на доске или проектирование через кодоскоп моделей системы и ее структуры—анализ моделей —и выводы.
Соответственно, деятельность учащихся во время этого обучения: осознание мотивации—>припоминание и воспроизведение опорных знаний и коррекция их в процессе беседы—восприятие и осознание новой информации—фиксация моделей и основных положений информации в тетради—>анализ структуры изученной системы—осмысление существенных связей и зависимостей между элементами системы—> формулирование или осмысление выводов.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО, ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
Традиционными способами организации учебного труда в школе является фронтальное и индивидуальное обучение. При фронтальной организации учитель обращается ко всему классу, ко всем учащимся. Это может быть рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, демонстрация кинофильма, телепередачи к теме урока и др. Методы фронтальной организации обучения достаточно отработаны и зафиксированы в общей дидактике и методиках конкретных учебных предметов. Новым в фронтальной организации учебного труда школьников является применение методов или приемов проблемного обучения, создание проблемной ситуации, раскрытие учителем и поиски учащимися способов решения проблем (например, проблемное изложение).
Организация индивидуального обучения осуществляется на уроках и в других формах обучения во внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной деятельности. Ее суть заключается прежде всего в том, что учитель предлагает учащимся общие или дифференцированные задания, которые выполняются каждым школьником. Индивидуализированные задания способствуют лучшему усвоению знаний, навыков и умений и развитию у учащихся самостоятельности, активности, опыта творческого отношения к делу, особенно если задачи имеют проблемный характер.
Для повышения самостоятельности и познавательной активности всех учащихся в процессе индивидуального обучения во многих школах нашей страны применяются рабочие тетради (их еще называют тетради с печатной основой). Имеется значительный опыт и обширная литература по дидактике и частным методикам по данной проблеме, проведены специальные исследования, рассматривающие суть рабочих тетрадей, их содержание и место в учебном процессе, методы и приемы работы с ними, их эффективность. Наиболее обстоятельное исследование этой проблемы проведено известным эстонским ученым-дидактом О.А. Нильсоном. Согласно его утверждению, в мировой школьной практике в основном применяются рабочие тетради трех типов. Первое место по значимости
принадлежит многоцелевым и комплексным тетрадям. В них входят задания по усвоению знаний, навыков и умений, в частности умений самостоятельно приобретать знания.
Второй тип рабочих тетрадей представляют собой дневники по проведению опытов, наблюдений, практических работ. Иногда эти два типа и применяются в младших и средних классах. В старших классах для самостоятельной работы применяются справочники, энциклопедические словари и т. д. Некоторое значение сохраняют инструкции-дневники по проведению лабораторных и практических работ.
Третий тип рабочих тетрадей образуют комбинированные пособия, в которых, кроме обычных вопросов и заданий, содержатся познавательные тексты. Они громоздкие и экономически невыгодны, поэтому мало распространены.
В эстонских школах рабочие тетради применяются в I—VIII классах почти по всем предметам.
В Украинской ССР разработаны и изданы массовым тиражом рабочие тетради по математике (I—III классы) и природоведению (II—III классы). Так, в тетради по природоведению (III класс) даны задания для самостоятельной работы учащихся с учебником, рисунками, а также задания для наблюдений под руководством учителя за природными явлениями и трудом людей. В них входят вопросы проблемного и непроблемного характера, требующие кратких ответов, задания, задачи, рисунки, таблицы, графики, контурные карты, краткие инструкции, формулы, предложения с пропусками, которые заполняют учащиеся, и т.д.
Рабочие тетради применяются на разных этапах учебного процесса и имеют различное назначение. В начале урока выполняются задания для актуализации опорных знаний, навыков и умений. Это могут быть вопросы и задания для воспроизведения опорных знаний и практических умений. С целью проверки домашних заданий выполняются задачи, аналогичные домашним, предусмотрены вопросы по содержанию учебного материала и т. д.
В процессе изучения нового материала выполняются задания для лучшего осмысления и запоминания, обобщения, систематизации и применения знаний, навыков и умений. Это могут быть задания по группировке предметов, таблицы для их классификации и систематизации и т. п.
Особенно важные системы упражнений для усвоения навыков и умений, вопросы и задания для повторения и закрепления знаний и применение их в знакомых и новых ситуациях. Для проведения лабораторных и практических работ, наблюдений за природой, погодой и общественной жизнью (биология, география, история) разработаны инструкции, таблицы, графики, контурные карты, схемы и т. д. При проверке знаний и навыков предусмотрены различного характера вопросы и задания. Не все эти задания воплощены в имеющихся рабочих тетрадях. Их еще нужно дорабатывать.
Применение рабочих тетрадей в школах сокращает время вы-
полнения заданий, повышает самостоятельность и познавательную активность учащихся. Рабочие тетради могут использоваться для индивидуализации учения. Для этого разрабатываются 3—4 варианта заданий различных уровней (творческий, реконструктивный с небольшими методическими рекомендациями и репродуктивный) с добровольным выбором учащимися варианта и соответствующей дифференциацией отметок.
Как утверждает ряд ученых-педагогов, фронтальный и индивидуальный способы организации учебной деятельности не в состоянии решить сложные задачи, поставленные обществом перед современной школой. Особенно это относится к формированию личности, ее чувств и опыта коммунистических отношений между учащимися и учителем и между собой. Чтобы заполнить этот пробел, ученые исследуют возможности организации коллективной познавательной деятельности школьников, групповой учебной работы на уроке, парной учебной деятельности в сочетании с фронтальным и индивидуальным обучением.
Коллективную деятельность учащихся ученые определяют как такую форму сотрудничества, при которой сами учащиеся являются активными и равноправными участниками достижения общей познавательной задачи совместными усилиями под руководством учителя.
Наиболее простым способом сотрудничества учащихся в решении учебных и воспитательных задач является фронтально-коллективная работа. Она заключается в том, что учитель ставит перед классом проблемные вопросы или познавательные задачи, в решении которых принимают коллективное участие все учащиеся. Это наиболее целесообразно при решении проблемно-поисковых задач. При этом учащиеся предлагают различные варианты решения, проверяют их, обсуждают, развивают наиболее удачные, отвергают неправильные. Роль учителя заключается при этом в руководстве коллективными поисками учащихся, направлении их познавательной деятельности.
Более сложным способом организации познавательной деятельности учащихся на уроке является групповая работа. Она заключается в совместных усилиях учащихся групп по решению поставленных учителем задач — совместное планирование работы, обсуждение и выбор способов решения учебно-познавательных задач,
взаимопомощь и сотрудничество, взаимоконтроль и взаимооценка. Класс (на учебный год или четверть) делится на группы по 4—6 учащихся. Это могут быть группы с одинаковым или смешанным составом учащихся по успеваемости. Первые могут выполнять дифференцированные задания, вторые — одинаковые. Более эффективны группы со смешанным составом учащихся. Групповая учебная работа имеет место при выполнении лабораторных и практических работ на учебно-опытных участках, а также на уроках по основам наук — при усвоении, повторении, применении, обобщении и систематизации знаний. Но групповая работа является одним из способов организации учебной деятельности учащихся и не может быть универсальной — она занимает 12—15% уроков.
По утверждениям ученых, групповая работа более эффективна, если группы возглавляют ассистенты или консультанты, назначенные учителем или избранные комсомольцами. Консультанты по учебному предмету избираются из хорошо успевающих по данному предмету, интересующихся им, желающих помогать товарищам учеников, которым учитель и коллектив класса доверяют эту помощь осуществлять. Консультантами руководит учитель, периодически проводит с ними семинары и инструктажи. Консультанты осуществляют объяснительные и организационные (контрольные) функции.
Наиболее типичная структура и методика группового занятия следующая: учитель проверяет домашнее задание, затем предлагает приготовиться к групповой работе. Учащиеся сдвигают по два стола и садятся лицом к лицу. Учитель кратко инструктирует учащихся о последующей работе и раздает карточки с заданиями — одинаковыми или дифференцированными — для слабых учащихся, ставит проблемы, создает проблемные ситуации, предлагает группам начать работу. Группы знакомятся с заданием, обсуждают, намечают пути их выполнения. Иногда задания в группах делятся на части. Все учащиеся группы индивидуально решают первую часть задания, затем один зачитывает результаты. Если у всех учащихся результаты одинаковые, переходят к выполнению остальной части задания. Если результаты разные, группы повторно обсуждают работу, учащиеся вносят необходимые исправления. Учитель наблюдает за работой групп, где нужно, помогает или косвенно направляет на правильный путь.
После выполнения заданий группы отчитываются перед классом о своей работе.
Как показала практика, групповые занятия увеличивают продуктивность познавательной деятельности учащихся и повышают качество их знаний, способствуют развитию межличностных отношений и формированию нравственных мотивов учения.
При парной работе состав пар определяет учитель, учитывая симпатии или работоспособность учащихся. Пары могут меняться. Цель парной работы заключается в помощи сильного слабым или взаимопомощи, например, при взаимной проверке самостоятельных работ, диктантов, домашних заданий.
6. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Подготовка учителя к занятиям включает два этапа — общую подготовку к преподаванию учебного предмета или отдельного курса и подготовку к каждому уроку.
Общая подготовка к преподаванию предмета начинается задолго до начала учебного года. Для этого прежде всего необходимо, чтобы в марте — апреле учителя знали, какой курс и в каких классах они будут вести в новом учебном году. Если классы новые, а учащиеся незнакомые, учитель изучает индивидуальные особенности детей, их подготовку, развитие, склонности, интересы, отношения к учению, а также стиль и манеру учителя (если это начальные классы) или группы учителей, работавших в данных классах. Важно выяснить, вовлекают ли учителя детей в самостоятельную работу по приобретению новых знаний, приучают ли к выполнению проблемных заданий, как руководят самостоятельной познавательной деятельностью детей. Целесообразно ознакомиться с материалами проверки учебных навыков и умений учащихся— темпами письма и чтения (средним по классу, наиболее низким и наиболее высоким в классе), выявить школьников, работающих в замедленном темпе. Если такие материалы не обнаружены, нужно провести такую проверку совместно с руководителями школы. Если окажется, что часть учащихся III класса по темпам работы не укладывается в нормы, необходимо принимать экстренные меры для исправления положения. Ведь учащиеся, не имеющие необходимых навыков чтения, письма, вычислительных навыков в объеме требований к начальным классам, являются потенциально неуспевающими. В средних классах нет возможности специально обучать на уроках тем навыкам, которыми они должны овладеть в начальных классах. Изучая школьников, с которыми предстоит работать, учитель определяет успехи каждого, причины отставания отдельных учеников с целью диагностирования и определения способов наиболее активного влияния на них.
Изучение учащихся осуществляется различными способами и приемами. Начинать, по-видимому, следует с ознакомления с классным журналом, успеваемостью детей по своему и другим предметам. Затем изучаются письменные работы и тетради учащихся, выявляются аккуратность, прилежание, старательность, систематичность и правильность выполнения классных и домашних заданий, наиболее распространенные ошибки, достижения и недостатки в работе. Во время посещения уроков учитель наблюдает за поведением класса в целом и отдельных учащихся, за трудовой дисциплиной, прилежанием, познавательной активностью, самостоятельностью в выполнении заданий класса в целом и отдельными учащимися.
Обобщенные данные, зафиксированные учителем, станут основой для решения задач по рациональной разработке структуры и методики уроков для каждого класса с учетом состава и под-
готовки учащихся, по проведению воспитательных мероприятий, усилению развивающего эффекта обучения.
Второй задачей общей подготовки учителя к ведению нового курса является подробное изучение содержания учебного материала и в первую очередь программы, чтобы ясно представить себе идейное содержание, образовательное и воспитательное значение курса в целом, его отдельных разделов и тем. На основе ознакомления с программой учебная работа планируется на полугодие. В последние годы многие программы составлены так, что учителю легко превратить их в календарный план, определить содержание материала на каждое занятие и календарную дату его проведения. При составлении календарного плана необходимо предусмотреть уроки применения знаний, навыков и умений, проверки и коррекции, обобщения и систематизации и другие организационные формы учебного процесса (экскурсии, практические занятия, семинары и т. п.). Если в текст программы такие уточнения внести невозможно, к ней составляется специальное дополнение, в котором указываются типы уроков и дата их проведения. Некоторые программы (например, по русской литературе) не предусматривают деления учебного материала на каждое занятие. По этим предметам составляется календарный план, в котором материал расчленяется на каждое занятие и указывается дата его проведения. Здесь предусматриваются типы уроков и виды работы на отдельных занятиях (например, сочинение на уроках применения знаний, контрольные письменные работы на уроке проверки знаний).
Многие учителя, кроме календарного плана на полугодие, составляют тематический план по большим разделам программы. Этот вид планирования не входит в круг обязательных, но он очень удобен для подготовки к занятиям, организации и проведения уроков. Основной смысл тематического планирования в том, чтобы в каждом большом разделе предусмотреть все типы уроков и таким образом охватить все стороны учебно-воспитательного процесса — усвоение знаний, навыков и умений, творческое применение их на практике в измененных условиях, обобщение и систематизацию знаний, проверку и коррекцию знаний в процессе обучения.
В календарных и тематических планах предусматриваются экскурсии, практические занятия как специфическая форма организации учебно-воспитательного процесса.
Общая подготовка к урокам включает упорядочение материально-технической базы занятий — кабинета, наглядных пособий, технических средств обучения, инструментов, приборов, аппаратуры, материалов. Большинство средних и восьмилетних школ перешли на кабинетную систему преподавания. В кабинетах стараниями учителей-энтузиастов проводится большая работа по подготовке наглядных пособий и дидактических материалов. Готовясь к занятиям по новому курсу, учитель заблаговременно изучает состояние материальной базы по своему предмету, чтобы опреде-
лить необходимость в ее пополнении, упорядочении, записывает, что необходимо приобрести в течение лета, что можно подготовить собственными силами и силами учащихся.
Имеющиеся в кабинете наглядные пособия и дидактические материалы следует привести в порядок — подклеить, подремонтировать, приготовить место для постоянного их хранения и для удобного использования. Учитель знакомится с техническими средствами обучения, с их состоянием, оборудованием для демонстрации, принимает меры для более удобного переоборудования. Все работы, связанные с переустройством или дооборудованием кабинетов, выполняются учителем в конце учебного года или к началу занятий.
Наиболее сложной и ответственной является подготовка учителя к каждому отдельному уроку. Первым этапом в этой подготовке является продумывание содержания учебного материала. Учитель анализирует ту часть программы, которая относится к предстоящему уроку, а также к предыдущему и последующему, с целью установления между ними связи и последовательности. Определив четко тему и содержание, следует внимательно изучить характер изложения учебного материала в школьном учебнике — какие приведены тезисы и аргументы, какова последовательность их изложения, доступность материала для учащихся, соответствие примеров изложенным общим положениям. Дидактический аппарат учебника также нуждается в тщательном анализе: насколько иллюстрации к тексту соответствуют содержанию материала, какую познавательную и идейную нагрузку они несут, с какой целью и как их лучше использовать на уроке. Следует проанализировать вопросы и задания, чтобы определить их необходимость в тексте, последовательность их выполнения и доступность для учащихся. Во многих случаях в соответствии с подготовкой учащихся можно изменить их формулировку, упростить или усложнить ее, пересмотреть последовательность выполнения заданий, их характер и целенаправленность. В этом смысле иногда воспроизводящие вопросы следует заменить познавательными, направляющими внимание учащихся на раскрытие связей и отношений между изучаемыми явлениями, или задание стандартного типа, требующее простого исполнения по образцу, заменить проблемным и т. п. Особенно тщательно следует продумать воспитательные возможности содержания учебного материала и пути их использования на уроке для формирования у детей коммунистического мировоззрения.
Однако для успешной подготовки к уроку ознакомления с учебником недостаточно. Учитель должен не только знать больше, чем изложено в учебнике, но и понимать материал глубже и шире. Это даст ему возможность свободно руководить процессом учения, ставить перед учащимися посильные для них творческие задания, а при необходимости — объяснять материал по-иному, чем в учебнике, приводить другие примеры, более близкие учащимся и доступные им или с большей силой влияющие на их эмоции и сознание. Хорошо владея своим предметом, учитель
всегда найдет возможность заинтересовать детей занимательными примерами, необычными задачами и способами добывания новых знаний.
Учитель тщательно продумывает, какое оборудование необходимо на уроке и как оно будет использовано, своевременно приводит его в порядок, подготавливает к работе.
В результате тщательной подготовки к занятиям, продумывания всех элементов урока, учитель составляет письменный план каждого урока. Такой план необходим, без него невозможно успешно проводить занятия. Без тщательно продуманного плана урок будет проходить стихийно и даже у опытного учителя не даст должных результатов. Даже в двух параллельных классах одной и той же школы уроки проходят неодинаково в зависимости от подготовки учащихся: в одном классе дети широко привлекались к самостоятельной работе по приобретению знаний, в другом они не приучены к самостоятельной работе, зато внимательно слушают учителя. Все это необходимо учитывать и определенным образом отражать в поурочных планах.
Насколько подробным должен быть план урока? В этом вопросе следует исходить из принципа: план должен помогать учителю в четкой организации и проведении урока. Его и надо составлять так, чтобы эта помощь была оптимальной. Например, начинающему учителю целесообразно составлять подробный план-конспект урока, в котором отражается как содержание учебного материала, так и способы преподавания и приемы учебной деятельности школьников. Составление конспекта при этом вполне оправдано: подбирая наиболее существенный материал и фиксируя его в конспекте в сокращенном или развернутом виде, учитель одновременно анализирует его и тщательно продумывает методику урока. На второй-третий год преподавания план-конспект может быть более кратким, в нем отражаются наиболее существенные положения в виде тезисов или развернутого плана, отдельные формулировки, формулы, опорные числа, факты и т. п. Но при всех условиях даже наиболее опытным учителям план каждого урока необходим. Нужно взять себе за правило: без плана не проводить ни одного урока. Правда, в последнее время появилось мнение, что иногда можно опытным учителям пользоваться прошлогодними планами при условии внесения в них необходимых уточнений.
Что же должно быть отражено во всех планах? Даже в наиболее сжатом плане целесообразно отразить следующие моменты: дата, класс (если для отдельных классов не выделены тетради), порядковый номер урока, тема, цель образовательная и воспитательная, конкретные задачи урока, темы или разделы, оборудование. После таких общих данных раскрывается ход работы, в котором отражается структура урока — фиксируется каждый его этап, способы мотивации учения школьников, приемы работы учащихся (при изложении учителя или самостоятельной работе учащихся), содержание и форма вопросов и ожидаемых ответов, задачи и ответы на них, задания для познавательной деятельности учащихся,
содержание учебных проблем (при проблемном изложении или проблемном использовании литературы), проверка и коррекция, содержание домашних заданий и возможного инструктажа к ним и т. п. Чем тщательнее и полнее разработан план урока, тем более организованным будет занятие. Важно четко определить и в плане кратко сформулировать образовательную цель, а па уроке сообщить ее учащимся. С целью урока учащихся лучше всего ознакомить в самом начале или при переходе к изучению нового материала. Способы этого ознакомления могут быть различны: в виде описания или краткой формулировки объяснения, постановки проблемы и создания проблемной ситуации, при подведении учащихся к осознанию цели урока на основе эвристической беседы и т. п.
Иногда учащимся сообщают конкретные задачи урока, темы или раздела программы. Ведь образовательная цель урока обычно широкая, общая и распадается на части. Например: тема урока «Страдательные причастия прошедшего времени». Цель урока образовательная: усвоение учащимися навыков и умений правописания страдательных причастий прошедшего времени. Задача урока: 1. Усвоить правила образования страдательных причастий прошедшего времени (от каких глаголов образуются, при помощи каких суффиксов). 2. Усвоить навык правописания -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени -Нн- и -енн-(-ённ-). 3. Усвоить навык правописания причастий, с суффиксом -т-. 4. Усвоить навык правописания причастия, образованного от глагола на -ать-(-ять). 5. Усвоить навык правописания страдательных причастий прошедшего времени с суффиксом -ёнН- после шипящих.
Когда и как сообщаются учащимся дидактические задачи урока? Их можно сообщить в начале урока или перед изучением нового материала, когда формулируется тема и цель урока. Но это не всегда целесообразно. Если общая цель будет понятна сразу, конкретные задачи иногда трудно воспринимаются учащимися до начала работы с материалом. Поэтому, хотя в плане мы их фиксируем в начале урока, после раскрытия дидактической цели, в практике они раскрываются или ставятся перед классом постепенно, в меру овладения учебным материалом. Например: «Переходим к новой задаче—правописанию не с полными причастиями». Можно сообщить и иначе: «Как написать непросохшая земля и не просохшая после дождя земля? Почему? Вот это правило мы и должны сейчас усвоить». В плане урока четко и конкретно формулируются и воспитательные цели или задачи урока, в соответствии с содержанием учебного материала и организацией деятельности и поведения учащихся.
Во многих педагогических публикациях рекомендуют предусматривать и фиксировать в плане, кого из учащихся следует вызвать для ответа на отдельные вопросы или для решения задач. Этот совет заслуживает внимания, и его следует по возможности придерживаться. Трудности в его реализации возникают в связи с
тем, что для правильного решения, кого следует вызвать для выполнения заданий, необходимо вести специальный дневник учителя. В нем условными знаками или в виде кратких записей обозначается, как каждый школьник продвигается в обучении, на какие вопросы он плохо отвечал, какие задачи не сумел решить, какие имеются пробелы в его знаниях, навыках и умениях. В соответствии с этими записями можно правильно наметить отвечающих для проверки и коррекции их знаний, особенно по тем разделам, где зафиксированы пробелы в знаниях.
Некоторые учителя находят, что предложенные нами планы несколько сложнее, чем прежние, предусматривающие структуру по схеме объяснение — закрепление. Но большинство учителей вместе с тем признает, что рассматриваемая в данной работе система уроков и их структур позволяет конкретизировать каждый шаг педагогической деятельности учителя и соответствующей ему учебно-познавательной деятельности учащихся, сделать каждое занятие предельно целенаправленным и интенсивным. Усложнение структур уроков незначительное и вполне педагогически оправдано и целесообразно. Но главное в том, что они отражают деятельность учителя и учащихся на уроке.
Планы учителей избирательно просматриваются и визируются руководителями школы. Более подробно с ними руководители школы знакомятся перед посещением занятия.
Как пользоваться планом во время урока?
Обычно планом на уроке почти не приходится пользоваться. Тщательно разработанный план отражен в сознании учителя как четкая модель занятия, поэтому нет необходимости во время урока заглядывать в записи. Но такая необходимость может возникнуть там, где план составлен небрежно, наспех, формально, механически. В памяти учителя он не оставляет заметных следов. Это приводит к непоследовательности в проведении урока, нечеткости в организации учебной деятельности школьников, расплывчатости в изложении, а нередко и к ошибкам как в содержании, так и методике урока.
Если учитель излагает материал по конспекту или постоянно в него заглядывает, это его сковывает и создает трудности в восприятии материала учащимися. Вполне допустимо прочесть по конспекту или специально подготовленной карточке цитату, отрывок из художественного произведения, числовой материал, таблицу, текст задачи и т. п. Если учитель не очень уверен, что он хорошо запомнит последовательность работы на уроке, можно записать необходимые детали плана на отдельном листе бумаги, с тем чтобы в нужную минуту все данные были под руками и ими легко было бы воспользоваться.