У педагогическихи научно-педагогических работников? 8 страница
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона «Об охране труда» привлечение инвалида к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно лишь с их согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертной комис-
1 Ведомости Верховной Рады Украины.— 1993.— № 16.— Ст. 167.
сии. (Изменения в ст. 12 внесены Законом Украины от 25 ноября 2003 г. № 1331-IV. Урядовий кур'єр, ІЗ грудня, 2003 p., № 236).
В соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защиты инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 г. собственник (независимо от форм собственности) обязан создавать безопасные и безвредные для здоровья условия труда, осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение инвалидности, восстановление трудоспособности инвалидов, правильно осуществлять подбор рабочих мест.
Нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, определяются для всех предприятий (объединений), учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования) в размере не менее 4 процентов от общей численности работающих, если работает от 8 до 25 человек — устанавливается норматив в количестве одного рабочего места1.
Отказ в заключении трудового договора или в продвижении по службе, увольнение по инициативе администрации, перевод инвалида на другую работу (без его согласия) по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда, по заключению медико-социальной экспертизы, состояние здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности иных лиц или продолжение трудовой деятельности, изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья инвалида.
В соответствии со ст. 232 КЗоТ и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 6 ноября 1992 г. « О практике рассмотрения судами трудовых споров» при отказе в приеме на работу инвалидов, направленных в счет брони, их заявления о заключении трудовых договоров могут рассматриваться непосредственно в районных (городских) народных судах2.
^> Какие органы осуществляют государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют как специально уполномоченные на то государственные органы, не зависящие в своей деятельности от руководителя предприятия, так и непосредственно трудовые коллективы, уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда, а также профессиональные союзы.
Система органов, осуществляющих государственный надзор за охраной труда, подвергалась существенным изменениям и в настоящее время идет процесс ее формирования.
1 Ведомости Верховной Рады Украины.— 1991.— № 21.— Ст. 252.
2 Право Украины. — 1993. — № 2. — С. 51.
Государственный надзор за соблюдением законодательства и иных нормативных актов по охране труда осуществляют:
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;
специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то ни было хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.
Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется настоящим Законом, законами Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности, «О пожарной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», иными нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждаются Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.
В современных условиях государственный надзор за охраной труда осуществляет Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора. Его полномочия определены в «Положении о Государственном комитете по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора», утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2006 г. № 1640.1
Госгорпромнадзор:
осуществляет комплексное управление в сфере промышленной безопасности и охраны труда, а также контроль за выполнением функций государственного управления охраной труда, министерствами, иными центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными госадминистрациями и органами местного самоуправления;
организует и осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда в части промышленной безопасности, безопасного ведения работ юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд;
разрабатывает с участием министерств, иных центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-
1 Офіційний вісник України, 2006, № 47, ст. 3133.
ваний, всеукраинских объединений работодателей и профессиональных союзов проект Общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда, производственной среды и контролирует ее выполнение;
проводит расследование и ведет учет аварий и несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию, анализирует их причины, подготавливает предложения по предупреждению таких аварий и случаев;
осуществляет государственный надзор за деятельностью Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части осуществления профилактических мер, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и иных случаев угрозы здоровью застрахованных лиц, причиненных условиями труда, финансирования и выполнения общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;
выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
Госгорпромнадзор имеет право:
беспрепятственно посещать предприятия, объекты производства физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и проводить в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции;
получать от работодателей и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства и осуществлении мер по их ликвидации;
запрещать, останавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, строительств, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных или иных средств производства, выполнение определенных работ, в том числе связанных с использованием недр, применением новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действия выданных разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работников;
привлекать к административной ответственности должностных лиц и работников за нарушение законодательства об охране труда в части безопасного ведения работ и законодательства о недрах;
направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц заменяемым должностям, передавать
материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц кответственности.
Госгорпромнадзор наделен и другими правами.
=> Какими правами наделен Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде?
Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде контролирует соблюдение законодательства о труде и законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, использующих наемный труд.
Полномочия департамента определены в Положении о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 г. № 50.1
Должностные лица Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде (Госнадзортруда) имеют право:
— беспрепятственно в любое время без предварительного уведомления спредъявлением служебного удостоверения посещать предприятия для проверки соблюдения законодательства о труде и об общеобязательном государственном социальном страховании, требовать от работодателей необходимые пояснения, материалы и информацию;
— давать должностным лицам центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и предприятий обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства о труде и условиях работы;
— составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы в соответствии с законодательством;
— вносить работодателям представления о наложении взыскания на отдельных должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и условиях труда, а в отдельных случаях передавать материалы об этих нарушениях в правоохранительные органы.
Для реализации возложенных задач по согласованию с Министерством труда и социальной политики создаются территориальные государственные инспекции труда.
Положения об инспекциях утверждает директор Госнадзортруда.
=> Какие органы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют:
трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных;
профессиональные союзы, их объединения — в лице своих выборных органов и представителей.
Типовое положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда утверждено приказом № 135 Госкомитета Украины по надзору за охраной труда от 28 декабря 1993 г.1
Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются на общих собраниях (конференциях) предприятия или цеха, смены, участка, бригады, звена открытым голосованием из числа инициативных работников.
На предприятии с участием представителей собственника, трудового коллектива и профсоюза на основе Типового положения разрабатывается Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, которое утверждается собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия.
Уполномоченные по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда на объектах предприятия или производственного подразделения, вносить предложения по выявленным нарушениям актов об охране труда, осуществлять контроль за реализацией этих предложений.
Уполномоченный по охране труда может быть отозван до окончания срока действия своих полномочий в случае неудовлетворительного их выполнения только по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива.
На время привлечения к проверкам состояния безопасности и условий труда уполномоченный освобождается от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.
Профессиональные союзы осуществляют контроль за соблюдением собственниками законодательных и других нормативных актов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащего производственного быта для работников и обеспечением их средствами коллективной и индивидуальной защиты.
Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение со-
1 Офіційний вісник України, 2003.— № 4.— Ст. 111.
1 Праця і зарплата. — 1994. — № 6.
ответствующих программ (соглашений), вносить владельцам, государственным органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
В соответствии со ст. 44 Закона Украины «Об охране труда» за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда, создание препятствий для деятельности лиц органов государственного надзора и представителей профсоюзов виновные работники привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
В случае уплаты штрафов за нарушение законодательства об охране труда предприятие может в регрессном порядке привлекать к материальной ответственности лиц, виновных в причинении ему ущерба.
Глава 11. Трудовые споры
<=> Что следует понимать под трудовыми спорами?
Под трудовыми спорами следует понимать неурегулированные разногласия между собственником или уполномоченным им органом и работником (либо его представителем) по поводу применения действующего законодательства о труде, установления новых, а также изменений условий труда.
=> Какие бывают виды трудовых споров?
Взависимости от предмета все трудовые споры подразделяются на индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры.
По характеру спора трудовые споры подразделяются на: а) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им (а также коллективным договором и трудовым договором) прав и обязанностей; б) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта.
■=> Какие органы рассматривают индивидуальные трудовые споры?
Индивидуальные трудовые споры работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственно-
сти вида деятельности и отраслевой принадлежности рассматриваются:
1) комиссиями по трудовым спорам;
2) районными (городскими) судами.
Такой порядок рассмотрения трудовых споров, возникающих между работником и собственником или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.
Установленный порядок рассмотрения трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности членов общественных и иных объединений граждан по решению избравших их органов.
Следует отметить, что работник по своему усмотрению, в случае нарушения трудового законодательства, может обратиться либо в комиссию по трудовым спорам, либо в суд, поскольку ст.ст. 55, 124 Конституции Украины определяют, что каждому гарантируется право на обращение в суд и судебную защиту.
=> Как организуются комиссии по трудовым спорам?
Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не менее половины ее состава.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии.
По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах и других аналогичных подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций.
Комиссия по трудовым спорам должна быть создана на каждом предприятии, учреждении, организации, независимо от того, возникали споры или не возникали.
В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Организационно-техническое обеспечение комиссий по трудовым спорам (предоставление оборудованного помещения, машинописной и иной техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел,
подготовка и выдача копий решений и т. д.) осуществляется собственником или уполномоченным им органом.
Комиссия по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации имеет печать установленного образца.
=> Какой порядок и сроки обращения в комиссию по трудовым спорам?
Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или при участии профсоюзной организации, представляющей его интересы, не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с собственником или уполномоченным им органом.
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А в спорах о выплате причитающейся ему заработной платы — без ограничения каким-либо сроком.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить.
Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации.
^> Какой порядок и сроки рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам?
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, представителей собственника или уполномоченного им органа. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. По желанию работника, при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель профсоюзного органа или, по выбору работника, другое лицо, в том числе адвокат.
В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается до следующего заседания.
При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии этого заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь в пределах трехмесячного срока со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседания свидетелей, поручать специалистам проведение технических,
бухгалтерских и иных проверок, требовать от собственника или уполномоченного им органа необходимые расчеты и документы.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей избранных в ее состав членов.
Работник и собственник или уполномоченный им орган имеют право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии. Причины заявления отвода должны быть уважительными и мотивированными (например, личная заинтересованность члена КТС в исходе дела). Если отвод удовлетворяется, то отведенный член комиссии не участвует далее в разрешении этого спора. Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Член комиссии, которому заявлен отвод, не принимает участия в решении вопроса об отводе.
На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и секретарем.
Заседание комиссии проводится открыто, на нем могут присутствовать желающие, и любой может быть выслушан по обстоятельствам данного спора. Этим обеспечиваются широкая гласность и общественный контроль за ее работой.
Заседание комиссии по трудовым спорам начинается с сообщения председателя комиссии о поданном заявлении и разъяснений права заявителя и собственника (или уполномоченный им орган) сделать отвод любому члену комиссии по трудовым спорам. Если отвода нет, то председатель сообщает о содержании спора и затем предоставляет слово заявителю для аргументации своих требований, а затем для ответа на них — собственнику или уполномоченному им органу.
=> Какой порядок принятия решений комиссией по трудовым спорам?
Комиссия по трудовым спорам должна в полном объеме исследовать все обстоятельства и материалы по делу, выслушать заявителя, опросить свидетелей, ознакомиться со всеми имеющимися в деле документами. Высказывания членов комиссии по рассматриваемому спору и вынесение решения должны происходить публично в присутствии заявителя, свидетелей и других присутствующих на заседании лиц.
Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
В решении указываются: полное наименование предприятия, учреждения, организации, фамилия, имя и отчество работника, обратившегося в комиссию, или его представителя, дата обращения в комиссию и дата рассмотрения спора, существо спора, фамилии
членов комиссии, собственника или представителей уполномоченного им органа, результаты голосования и мотивированное решение комиссии. Решение комиссии по трудовым спорам, как правило, имеет мотивировочную и резолютивную часть.
Копии решения комиссии в трехдневный срок вручаются работнику, собственнику или уполномоченному им органу.
Принятые решения комиссии по трудовым спорам в последующем утверждении не нуждаются, могут исполняться немедленно.
В случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам работник или собственник либо уполномоченный им орган могут обжаловать ее решение в суде в десятидневный срок со дня вручения им выписки из протокола заседания комиссии или его копии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. В случае, когда пропущенный срок не будет восстановлен, заявление не рассматривается, и остается в силе решение комиссии по трудовым спорам.
Решения комиссии по трудовым спорам имеют обязательную силу. Обязательность решений комиссий заключается в необходимости исполнения их собственником или уполномоченным им органом, а в случае отказа добровольно исполнить — в обеспечении принудительного исполнения.
=> В каких случаях трудовые споры рассматриваются в суде?
Главной задачей суда в разрешении трудовых споров является быстрое устранение возникших разногласий между собственником или уполномоченным им органом и работниками на основе сочетания личных, коллективных и общественных интересов, восстановление нарушенных прав и обязанностей.
Одной из важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан Украины является их право на судебную защиту согласно ст.ст. 55 и 124 Конституции. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но одновременно выявляют причины и условия данных нарушений и проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению. Суд может вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, которые приводят к нарушению трудовых прав работников или ущемлению прав собственника или уполномоченного им органа.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Украины № 9 от 1 ноября 1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия», а также Постанов-
ления Пленума Верховного Суда Украины № 13 от 24.12.1999 г. #0 практике применения судами законодательства об оплате труда» индивидуальные трудовые споры по выбору работника могут рассматриваться в суде непосредственно либо после предварительного рассмотрения возникшего трудового спора в комиссии по трудовым спорам.
В районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям: работника или собственника либо уполномоченного им органа, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации (подразделения); работника, если он решил обратиться непосредственно в суд; прокурора, если он считает, что решение комиссии по трудовым спорам противоречит действующему законодательству.
Законодательство о труде устанавливает, что в определенных случаях трудовые споры подлежат непосредственному рассмотрению в районных (городских) судах.
Согласно ст. 232 КЗоТ Украины непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
1) работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;
2) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменении даты и формулировки причины увольнения, оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, указанных в части третьей статьи 221 и в статье 222 КЗоТ Украины;
3) руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и иного обособленного подразделения), его заместителей, главного бухгалтера предприятия, учреждения, организации, его заместителей, а также должностных лиц таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами; руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности государственными органами, органами местного и регионального самоуправления, а также общественными организациями и иными объединениями граждан, по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий, за исключением споров работников, указанных в части третьей статьи 221 и в статье 222 КЗоТ Украины;
4) собственника или уполномоченного им органа о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;
5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с действующим законодательством предварительно был разрешен собственником или уполномоченным им органом и профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.
Непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:
1) работников, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации;
2) молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на данное предприятие, учреждение, организацию;
3) беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет или ребенка-инвалида, а одиноких матерей — при наличии ребенка в возрасте до 14 лет;
4) выборных работников по истечении срока полномочий;
5) работников, которым предоставлено право возвратного приема на работу;
6) других лиц, с которыми собственник или уполномоченный им орган в соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор.
=> Какие существуют сроки обращения всуд?
Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный (городской) суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком.
Для обращения собственника или уполномоченного им органа в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков районный (городской) суд может восстановить эти сроки.
Отказ в принятии искового заявления по мотивам истечения срока исковой давности является незаконным. Вопрос о пропуске срока должен решать суд в судебном заседании при рассмотрении спора. Закон не определяет, какие причины считаются уважитель-