Катастрофы на чернобыльской аэс 2 страница

Первой ступенью национальной системы специального образования лиц с нарушениями психофизического развития является специальное дошкольное образование, которое рассматривается как процесс воспитания, обучения и разностороннего развития детей с психофизическими нарушениями, осуществляемый в семье и различных образовательных учреждениях с целью ранней коррекции отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции. Реформирование специального дошкольного воспитания и обучения осуществляется в соответствии с общими задачами совершенствования национального образования и обусловлено специальными целями и задачами, сформулированными в Концепции реформирования специального образования в Республике Беларусь (1999 г.).

Специальное дошкольное образование призвано обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения Республики Беларусь в коррекционно-образовательных и реабилитационно-развивающих услугах в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями психофизического развития детей. Наряду с основными функциями национального дошкольного образования система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития призвана выполнять дополнительные функции:

- диагностическую (раннее выявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогического обследования в условиях естественного эксперимента, представляющего собой целенаправленное коррекционно-развивающее воспитание и обучение);

- коррекционно-компенсаторную (своевременное исправление и компенсация имеющихся психофизических нарушений, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии на фоне основной патологии);

- абилитационную (лечебно-профилактическое сопровождение, направленное на формирование жизненно значимого опыта, раннюю социализацию личности и интеграцию в общество);

- социальную (содействие укреплению семьи, ранней социальной интеграции детей, обеспечение реализации прав ребенка и родителей в получении адекватных потребностям коррекционно-развивающих, образовательных услуг; создание возможности родителям участвовать в общественно полезном труде).

Развитие дошкольного образования детей с особенностями развития предусматривает:

- развитие национальной системы дошкольного образования, обеспечивающей раннюю социальную интеграцию и разностороннее развитие детей в процессе оказания адекватной индивидуальным потребностям коррекционно-образовательной помощи;

- обеспечение всем детям дошкольного возраста с особенностями развития оптимальной развивающей социальной и предметно-пространственной среды в семье, интегрированных группах, в других образовательных и медицинских структурах.

Осуществление указанных целей обеспечит не только адекватную коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений развития с первых месяцев жизни ребенка, но и позволит снизить его зависимость от посторонней помощи, повысить уровень его социальной компетенции и готовности к школе.

Основными задачами реформирования специального дошкольного образования являются: дальнейшая разработка законодательной и научно-методической базы, обеспечивающей реализацию поставленных целей; обеспечение многоуровневого, вариативного дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей, способностей и возможностей детей, обусловленных нарушениями психофизического развития; обеспечение приоритета семьи в воспитании и осуществлении ранней психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка с гарантированным участием в этом процессе необходимых специалистов; разработка и производство игрушек, дидактических и вспомогательных средств для оказания образовательных и коррекционно-реабилитационных услуг населению, создание стандартизированного, лицензированного психолого-педагогического инструментария для комплексной ранней диагностики нарушений психофизического развития детей и обязательного обследования с трех лет; обеспечение непрерывности и преемственности коррекционно-образовательной помощи ребенку на занятиях, в повседневной жизни, а также при переходе на следующую ступень национальной образовательной системы, то есть в школу; децентрализация и развитие демократических основ управления специальным образованием, обеспечение социально-правовой поддержки специалистов; разносторонняя подготовка и переподготовка педагогов и психологов для работы в системе специального дошкольного образования и в учреждениях совместного (интегрированного) воспитания и обучения детей нормально развивающихся и с особенностями развития.

Для детей с особенностями психофизического развития особую значимость приобретает непрерывное коррекционно-педагогическое сопровождение с первых дней жизни.

Система образования детей дошкольного возраста с особенностями развития призвана реализовать следующие ключевые положения: обеспечение равных возможностей для всех детей в получении необходимых и адекватных потребностям коррекционно-абилитационных, образовательных услуг с первых дней жизни и создание развивающей предметно-пространственной и социальной среды; приоритет семейного воспитания, в условиях которого обеспечивается разностороннее развитие ребенка и исправление (ослабление) выявленных психофизических нарушений; обеспечение семье помощи в выборе адекватного варианта коррекционно-образовательной поддержки ребенка, соответствующей структуре его психофизических нарушений развития; ранняя социализация и интеграция детей в общество, создание условий с первых дней жизни для формирования максимально возможной социальной компетентности, адаптации в окружающей природной среде; приобщение детей к белорусской национальной культуре и ознакомление с культурой других народов; личностно-ориентированный подход к ребенку в процессе коррекционно-развивающей помощи на дому и в условиях детских учреждений; комплексность психолого-педагогического и клинико-генетического подходов при ранней диагностике и коррекции имеющихся нарушений у детей; приоритет использования адекватных психолого-педагогических средств при коррекции отклонений развития у детей дошкольного возраста; оптимальность программного содержания воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития, устранение перегрузки, обеспечение возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей личности; недопустимость завышенных требований к развитию ребенка, несоответствующих его познавательным возможностям, систематическое психолого-педагогическое сопровождение ребенка в соответствии с оценкой его способностей; приоритет интересов детей и их родителей (лиц их заменяющих) при определении организационных форм дошкольного образования, его содержания и коррекционно-педагогических технологий; открытость, целостность, комплексность системы коррекционно-развивающей помощи детям раннего и дошкольного возраста специалистами в области медицины, педагогики, психологии, социологии и родителями.

Дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития должны строиться по специальным проектам, предусматривающим соответствующую организацию предметно-пространственной среды. Создание оптимальных условий для воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей возможно в детских домах семейного типа, в опекунских семьях.

Одной из важнейших структурных единиц системы образования является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

К основным видам деятельности детского психолога относятся: психологическое просвещение; психологическое консультирование; развивающая и коррекционная деятельность; психологическая диагностика. Особо следует подчеркнуть значимость психопрофилактической направленности деятельности психолога. Психопрофилактическая деятельность может осуществляться как через непосредственную работу с дошкольниками (проведение развивающих занятий, коммуникативных тренингов, психодиагностики, обучения элементам аутотренинга), так и опосредованно через консультативную и просветительскую работу с родителями и педагогами.

Психологическое просвещение является одной из форм психопрофилактики. Основной задачей данного вида деятельности выступает приобщение детей и взрослых к психологическим знаниям.

Психологическое консультирование проводится с целью содействия педагогам и родителям в выборе способов решения имеющихся у них проблем (обучение и воспитание ребенка, внутрисемейные конфликты, затруднения в педагогической деятельности и др.).

Психологическая диагностика - выявление возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, осуществление контроля за ходом их психического и личностного развития, определение причин его отклонения.

Развивающая и коррекционная деятельность обеспечивает соответствие развития возрастным нормативам, помогает индивидуализировать процесс воспитания и обучения, развивать не только актуальные, но и потенциальные возможности детской личности.

Социальная служба в детском дошкольном учреждении призвана создать условия для полноценной социализации, развития и воспитания личности ребенка в сфере ближайшего окружения: образовательном учреждении, семье, по месту жительства, в детских объединениях и т.д. Социальный педагог участвует в создании и реализации региональных программ социального воспитания. Защищает права и интересы детей. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов. Ведет работу с семьями социального риска. Организует учет детей, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке (попечительстве), находятся в экстремальных ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки. Пропагандирует и содействует внедрению среди детей, их семей здорового образа жизни. Обеспечивает социально-педагогическую помощь и поддержку детям с особенностями умственного и физического развития, способствует их социальной адаптации в обществе, способствует становлению и развитию у детей общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил поведения в обществе. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями.

На современном этапе происходит преобразование дошкольного учреждения в научно-методический, психолого-педагогический, социально-культурный центр по работе с семьей, населением.

Реформирование образования требует серьезных перемен в системе управления. Целесообразно создание гибких и разнообразных форм управления, исходя из региональных и местных особенностей реального положения дел на селе, в городе, районе, области, республике.

Перестройка работы дошкольного учреждения включает в себя как изменения в организации и содержании его работы, так и изменения во взаимоотношениях с вышестоящими организациями.

Управление детским садом осуществляется заведующей совместно с педагогическим советом, который является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Он имеет право выбирать программы, образовательные системы, формы планирования и отчетности как отдельных педагогов, так и всего дошкольного учреждения, решать кадровые и финансовые вопросы.

Предполагается изменение существующей модели управления по линии ее демократизации и децентрализации. Пирамиду, "вершина" которой образована из региональных органов управления (области, города, района), а основанием является дошкольное учреждение и конкретный воспитатель, до которого через ряд промежуточных звеньев доводятся решения "вершины" пирамиды, необходимо перевернуть, поставив во главу угла интересы ребенка, педагога, трудовых коллективов дошкольных учреждений. В соответствии с этим координировать деятельность всех звеньев управления. Социальный заказ должен исходить "снизу" и одобряться также "внизу". Только при таком условии могут быть созданы предпосылки для реформирования дошкольного образования и реализации принципа переориентации всей системы управления дошкольным образованием на воспитателя, его нужды и заботы.

Реформа системы дошкольного образования, изменение критериев оценки деятельности педагога, принципиально новые подходы к организации и содержанию образовательного процесса требуют изменений в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Право профессиональной подготовки воспитателя дошкольного учреждения закрепляется за педагогическими колледжами и вузами. Необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работали люди только со специальным педагогическим образованием или имеющие педагогическое образование и прошедшие соответствующую переподготовку.

Общественная значимость, эффективность и престиж труда педагога прямо зависят от уровня его подготовки. Особое значение в этом процессе приобретает реализация принципа дифференциации профессиональной подготовки.

В колледжах:

- подготовка воспитателя дошкольного образовательного учреждения общего профиля;

- подготовка специалистов по новым специальностям (помощник воспитателя, музыкальный работник, младший воспитатель).

В вузах:

- подготовка воспитателей для дошкольных образовательных учреждений новых типов (специальность "педагог детства" сдвоенного профиля для работы в школах - детских садах; центрах, включающих дошкольный, школьный и внешкольный компоненты);

- подготовка педагогов по новым специальностям: социальный педагог, коррекционный педагог, педагог-реабилитолог, психолог, руководитель отдельного профиля;

- подготовка педагогов-управленцев: менеджер образования, организатор дошкольного образования.

Весьма продуктивным средством повышения качества профессиональной подготовки может являться определение профпригодности абитуриентов при поступлении в учебное заведение.

Оптимизации процесса подготовки специалистов в педагогических учебных заведениях будет способствовать представление советам по образованию, заведующим дошкольными образовательными учреждениями, предприятиям осуществлять целевой отбор молодых специалистов, для чего необходимо предусмотреть присутствие на выпускных экзаменах таких заинтересованных лиц, которые могут приглашать выпускников для работы в конкретных дошкольных учреждениях, гарантируя им при этом соответствующие социально-экономические условия жизни и деятельности.

Дифференцирование профессиональной подготовки специалистов дошкольного образовательного учреждения открывает возможность дифференциации процесса повышения их квалификации и переподготовки.

Повышение квалификации является необходимой ступенью подготовки воспитателей. В своей основе оно должно строиться с учетом экономических стимулов. Труд более высокой квалификации следует и более высоко оценивать.

Курсы повышения квалификации должны строить свою работу таким образом, чтобы наряду с ознакомлением слушателей с современными подходами и методиками организации образовательного процесса они могли бы получить в соответствии с их наклонностями и интересами дополнительную специализацию.

Расширение демократических основ дошкольного образования, предоставление финансовой и педагогической самостоятельности дошкольным учреждениям, предъявление в этих условиях самых серьезных требований к уровню управленческого профессионализма остро ставит вопрос о подготовке и особенно переподготовке управленцев, а также заведующих дошкольными учреждениями. Для этого необходимо предусмотреть возможность организации специальных курсов менеджеров дошкольного образования, обратив серьезное внимание на вопросы теории и практики управленческой деятельности, этики и психологии педагогической деятельности, экономики, правовых основ образования и др.

Скорейшая и более полная реализация основных положений концепции дошкольного образования диктует необходимость координации усилий всех подразделений, принимающих участие в разработке проблем дошкольного образования, установления тесных контактов и сотрудничества между ними.

Решение поставленной задачи видится в создании всевозможных центров, союзов, ассоциаций. Одним из таких объединений может стать республиканский научно-методический центр дошкольного образования (далее - Центр), включающий научную, методическую, социологическую, психолого-педагогическую и медико-гигиеническую службы, лабораторию учебно-наглядных пособий, отдел попечительства, опытно-экспериментальные детские сады. В рамках Центра должна быть предусмотрена возможность создания временных творческих научно-методических коллективов для разработки перспективных программ, направлений развития дошкольного образования в республике.

Научная служба призвана заниматься изучением как общих, так и приоритетных региональных проблем, связанных со спецификой дошкольного образования в республике. К ним можно отнести разработку содержания и форм организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях различных типов с учетом особенностей комплектования детских групп и их наполняемости, проблему белорусско-русского двуязычия, методики психологической и педагогической диагностики уровня развития детей и профессионального уровня педагогов, взаимодействия семейного, дошкольного и начального образования, содержания, средств и технологий реализации приоритетной личностно-ориентированной модели образования и ряд других вопросов.

Методическая служба на основе достижений науки и передового педагогического опыта призвана вести разработку методических материалов и учебно-наглядных пособий; апробацию на базе экспериментальных детских садов новейших средств, форм и методов воспитания и обучения дошкольников с целью их дальнейшего внедрения в массовую практику; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, новаторских идей педагогических коллективов и отдельных работников, поддержку их и помощь в поиске новых форм организации педагогического процесса, содействие открытию авторских детских садов, созданию творческих объединений воспитателей и др.

Областью деятельности психолого-педагогической консультационной службы являются консультации педагогам, испытывающим трудности в общении с детьми и родителями, помощь в диагностировании профессиональных личностно-значимых качеств воспитателей, психокоррекция стиля общения, разработка рекомендаций по аттестации педагога, материалов в помощь психологу, срочный прием, обследование детей (специальная лаборатория) с дальнейшим направлением в отдельные дошкольные учреждения.

Социологическая служба призвана изучать потребность населения республики в различных видах, профилях, типах дошкольных учреждений, проводит социологические опросы педагогов, родителей, общественности по различным проблемам дошкольного воспитания, изучать потребности массовой практики, создавать банк идей передового и авторского опыта, вырабатывать рекомендации по реагированию на запросы воспитателей дошкольных учреждений.

Отдел попечительства, ранней поддержки детей и профилактики нарушений психофизического развития организует работу по взаимодействию и координации медицинских, дошкольных, школьных, внешкольных, психологических, социальных и юридических служб.

На базе экспериментальных дошкольных учреждений ведется опытно-экспериментальная работа, апробируются новые программы, пособия, методы воспитания и обучения, внедряются педагогические новации. Воспитатели этих дошкольных учреждений могут работать по совместительству научными сотрудниками. При Центре создается совет по координации научно-методической работы в области дошкольного образования, проводимой кафедрами дошкольной педагогики и методики воспитания и обучения вузов, институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, а также представителями Центра. Центр устанавливает тесные контакты с республиками, творческими союзами (Союзом художников, Союзом композиторов, Союзом писателей), организациями с целью объединения усилий и вовлечения широкой общественности в дело образования дошкольников.

4. Программно-методическое обеспечение образовательного

процесса в дошкольном учреждении

Для реализации принципа функционального единства (взаимодополняемости) воспитания и обучения необходимо соответствующее программно-методическое обеспечение (создание вариативных программ, подпрограмм и методик).

Провозглашение в нашем обществе приоритета принципа единства общечеловеческих и национальных ценностей безусловно должно отражаться в содержании образовательного процесса. Данный принцип позволяет реализовывать в учебно-воспитательном процессе технологические элементы различных вариативных программ (как близкого так и дальнего зарубежья), оставляя приоритет за национальной программой "Пралеска" и другими государственными (утвержденными Министерством образования Республики Беларусь) программами воспитания и обучения дошкольников.

Соблюдение социально значимого подхода при отборе содержания образовательного процесса требует пересмотра существующих программ и более интенсивной разработки методик формирования у детей представлений о явлениях общественной жизни, национального самосознания, патриотизма и интернационализма.

Формирование национального самосознания - это проблема освоения детьми родного языка, истории, культуры; овладение понятием "Родина". В этой связи особое значение придается решению задач речевого развития дошкольника: обучение его двум языкам (белорусскому и русскому). Овладение богатством родного белорусского языка составляет один из основных элементов формирования личности ребенка, освоения им национальной культуры, формирования национального самосознания. В то же время усвоение наряду с белорусским русского языка - это овладение богатейшим источником знаний, средство более глубокого всестороннего развития. Обучение двум близкородственным языкам осуществляется в единстве с решением таких воспитательных задач, как формирование чувства патриотизма, интернационализма. Овладение языками приводит к усвоению общечеловеческих нравственных ценностей; оба народа стремятся к миру, дружбе. Близкородственность белорусского и русского языков позволяет дошкольникам владеть ими на уровне продуктивного билингвизма, т.е. достаточно свободно общаться на каждом из них. В то же время близость языков приводит к интерференции - совмещенному двуязычию, т.е. засоренность того и другого языка. Задача дошкольного учреждения - сделать как можно ниже уровень интерференции.

Реализация процесса воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от обеспеченности образования программами, методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания, отвечающими особенностям психики ребенка-дошкольника (он сам не пишет, не читает, однако обладает необыкновенно высокой степенью активности и желанием быть самостоятельным). В дошкольном детстве особая роль принадлежит игре и игрушке, ведь игрушка информационна, помогает познать отношение предметов и людей, развить ребенка эстетически, интеллектуально, нравственно. В связи с особой значимостью качества игрушек необходимо разработать и ввести в действие механизм экспертизы игрушки, законодательно подтвердить психолого-педагогические и медицинские требования к ней.

Среди средств образования приоритетными должны быть пособия, обеспечивающие личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (индивидуальные тетради, альбомы и др.), преемственность дошкольного и начального школьного образования, единство подходов семьи и детского сада в образовании; пособия, обеспечивающие возможности образования детей с особенностями психофизического развития.

Создаваемый программно-методический комплекс призван обеспечить реализацию стандарта дошкольного образования, основных направлений в работе с детьми, их развитии. В этом комплексе особое место должны занять учебники и учебные пособия нового поколения для будущих воспитателей и других специалистов дошкольного образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 марта 2004 г. N 14

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года) и пунктом 10 Примерного устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. N 1604, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-педагогическом учреждении.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 3 февраля 1999 г. N 41 "Об утверждении Примерного положения о детском социальном приюте" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 16, 8/95);

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 1999 г. N 154 "Аб зацвярджэннi Прыкладнага палажэння аб сацыяльна-педагагiчным цэнтры" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 35, 8/252).

Министр А.М.РАДЬКОВ

ПОЛОЖЕНИЕ

О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о социально-педагогическом учреждении (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 64, 2/949), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. N 1604 "Об утверждении Примерного устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 141, 5/13505).

2. Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально-педагогического учреждения.

3. Социально-педагогическое учреждение является учреждением образования, относится к специализированному учреждению для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

4. Социально-педагогическое учреждение имеет статус юридического лица, является некоммерческой организацией, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Социально-педагогическое учреждение имеет самостоятельный баланс.

5. Социально-педагогическое учреждение может быть государственным и частным, действует на основании устава, утверждаемого учредителем в порядке, установленном законодательством.

Социально-педагогическое учреждение создается, реорганизуется, ликвидируется местными исполнительными и распорядительными органами.

6. Основными задачами социально-педагогического учреждения являются:

обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;

организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации;

обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;

оказание социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам детских интернатных учреждений, специальных школ, несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, испытывающим трудности в социализации;

социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;

профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

организация социального патроната несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, после их возвращения в семьи;

содействие деятельности комиссий по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов.

7. Медицинская помощь несовершеннолетним в социально-педагогическом учреждении обеспечивается штатными медицинскими работниками и медицинскими работниками организаций здравоохранения по месту нахождения учреждения.

8. К социально-педагогическим учреждениям относятся социально-педагогические центры, детские социальные приюты и иные учреждения, деятельность которых регламентируется отдельными положениями и уставами.

9. Социально-педагогический центр в пределах своей компетенции:

Наши рекомендации