Экономическая, социальная и политическая география США

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Познакомить студентов с основными фактами и концепциями экономической, социальной и политической географии США; расширить их страноведческий кругозор; помочь студентам понять, каким образом параметры физической географии влияют на экономику страны, жизнь людей в этой стране, их политическую активность, и, наоборот, как демографические параметры, технический прогресс, экономическое развитие, политический уклад могут изменить окружающий мир.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «П. В.02.3 Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП «Лингвострановедение», «История языка», ГСЕ подготовки бакалавра филологии «География англоязычных стран», «Социология», «Языковые контакты)», «Этнография».

Данная учебная дисциплина входит в систему курсов по выбору; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение культуры стран изучаемого языка, расширение страноведческого кругозора. Курс рассчитан на обеспечение студентов сведениями по истории страны изучаемого языка, обращая особое внимание на те события, которые оказали большое влияние на её развитие, приобретение ею новой роли в мировом сообществе; понимание экономической структуры США. Связан с такими дисциплинами как лексикология, страноведение, практика перевода и т.д.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

б) профессиональными (ПК)

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

- владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные термины и понятия экономической, социальной и политической географии США; основные экономические районы страны, сведения о современном состоянии экономической, политической системы страны, социальные ценности современного общества, его структуру; тенденции развития различных отраслей хозяйства.

· Уметь: критически анализировать тексты соответствующего содержания, применяя полученные теоретические знания на практике; описывать экономическое состояние хозяйства различных регионов,; описывать их политическую и социальную структуру, опираясь на данные статистики и сведения, приобретенные на занятиях по курсу экономической, социальной и политической географии США.

Владеть: основными методами проведения проектной работы и затем представления ее результатов, выполнения устных презентаций и письменного оформления результатов самостоятельных исследований; приемами работы с географическими картами, с поисковыми системами сети Интернет, анализа статистических данных по соответствующей проблематике.

Содержание разделов дисциплины

1. Introduction

2. Social Geography of the USA

3. Political Geography of the USA

4. Economic Geography of the USA

5. Regional Geography of the USA

Детский билингвизм

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

1) Выработать у студентов систему знаний о принципах и методах билингвального воспитания в семье и школе.

2) Научить анализировать положительные и отрицательные стороны формирования конкретных случаев детского билингвизма.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Детский билингвизм» включена в вариативную часть (по выбору студентов) профессионального цикла. Она изучается в 7 семестре и является последней в серии дисциплин по билингвизму и одной из последних в теоретическом лингвистическом образовании студентов.

К моменту изучения данной дисциплины студенты получили знания по всем основным курсам, связанным с изучением теории языка и литературы, методикой преподавания иностранных языков, а также практических курсов основного и второго иностранных языков. Все эти знания необходимы студентам для эффективного усвоения истории, теории и практики детского билингвизма в разных ситуациях его формирования, для оценки применяемых принципов и методов.

Параллельно данному курсу студенты продолжают изучать практический курс основного и второго иностранного языков, осваивают курсы по выбору «Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» и «Средства обучения иностранным языкам».

Знания, полученные в курсе «Детского билингвизма», необходимы студентам для усвоения дисциплин «Типология языков», «История лингвистических учений», «Билингвальная речь», для проведения исследований по проблематике билингвизма, языковых контактов, типологии языков, детской речи, билингвальной речи.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общекультурные компетенции (формируются частично):

ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

ОК-4: способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации;

Профессиональные компетенции (формируются частично):

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-11: готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися.

ПК-12: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать:

1. основные методы двуязычного воспитания;

2. историю применения различных методов и их комбинации по работам билингвологов.

3. систему методов билингвального обучения;

4. особенности коррекции детских высказываний на разных этапах билингвального развития.

· Уметь

1. выбирать наиболее эффективный принцип, схему и вариант его применения в зависимости от языковой ситуации в семье и обществе;

2. определять методику билингвального усвоения звуков речи, словаря, грамматики, выработки переводческих навыков;

3. анализировать характер применения того или иного принципа и метода билингвального воспитания по записи речи билингвального ребенка.

· Владеть навыками

1. определения эффективности принципа билингвального воспитания на материале видеозаписей и аудиозаписей общения ребенка с его родителями или воспитателями;

2. установления оптимальной методики билингвального воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей-билингвов.

Содержание разделов дисциплины

История изучения детского билингвизма

Периодизация истории изучения детского билингвизма. Начальный период. Классический период. Современный период. Основные работы и достижения каждого этапа. Количественные параметры. Комбинации языков. Проблематика исследований. Теории и гипотезы. Современные мифы о детском билингвизме

Принципы формирования детского билингвизма

Персональный принцип «один человек – один язык». «Метод гувернантки». Схемы и варианты использования персонального принципа в семье. Варианты общения детей билингвов в двуязычной семье. Применение персонального принципа в школе. Локальный принцип. «Одно место – один язык». «Одна страна – один язык». Примеры применения локального принципа. Темпоральный принцип в семье и школе. Предметно-тематический принцип в семье и школе. Принцип «постороннего слушателя».Комбинация принципов. Динамика применения принципов. Эффективность принципов билингвального воспитания.

Стратегии формирования детского билингвизма

Родительские стратегии. Ориентация на коммуникацию и ориентация на контроль. Речевые акты и родительские стратегии. Стратегия, ориентированная на ребенка. Характер инициирующих и реагирующих реплик в диалоге «ребенок – родитель». Стратегии детей в усвоении языков. Стратегия «облегчения усилий». Консервативная, либеральная и крайне либеральная стратегии ребенка в усвоении двух языков.

Методика одновременного обучения языкам в семье

Методы моделирования. Методы повторения усвоенного. Проверочные методы. Перевод как способ семантизации лексики. Корректирующие методы. Приемы коррекции одноязычных и двуязычных высказываний билингвального ребенка.

Способности билингвального ребенка

Металингвистические способности. Лингвокреативная деятельность. Переводческие способности. Ранний трилингвизм на основе билингвизма. Биграмотность и проблемы ее формирования.

Детская речь

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

1). Ознакомить студентов с основными понятиями, теориями и концепциями усвоения языка детьми.

2). Научить студентов анализировать детскую речь с точки зрения ее фонетических, лексических, грамматических и прагматических особенностей.

3). Показать значимость исследований детской речи в процессе формирования языковой компетенции человека.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Детская речь» включен в вариативную часть (по выбору студентов) профессионального цикла. Он читается в 7-м семестре и является одной из дисциплин в теоретической лингвистической подготовке студентов-филологов. Это курс лекций и практических занятий в серии дисциплин по психолингвистике и усвоению языка (в 3 семестре предлагаются курсы по выбору «Введение в билингвологию» и «Языковые контакты», в 7 семестре – «Детский билингвизм», в 8 семестре «Билингвальная речь»).

Ему предшествуют все теоретические лингвистические дисциплины, из которых наиболее значимы для подготовки к усвоению и теснее всего с данным курсом связаны «Социолингвистика» и «Прагмалингвистика», а также дисциплина гуманитарного цикла «Педагогика и психология».

Те знания и умения, которые студенты получают в ходе производственной (школьной) практики, также важны для усвоения курса по детской речи.

Параллельно с данным курсом студенты усваивают дисциплины «Методика преподавания иностранных языков», «Раннее обучение иностранным языкам», в ходе изучения которых они могут найти практическое применение знаниям и умениям, полученным при изучении данного курса.

Таким образом, данный курс взаимодействует со значительной частью дисциплин лингвистической подготовки студентов, а также с дисциплинами гуманитарного цикла.

Знания, полученные в процессе изучения материала данного курса, и умение анализировать факты усвоения языка детьми важны для тех студентов, которые продолжат обучение в магистратуре по филологии (профиль: Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика), а также в аспирантуре по специальности 10.02.19 – Теория языка.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общекультурные компетенции (формируются частично):

ОК-1:владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-6:стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-7:умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;

ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13:владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

Профессиональные компетенции (формируются частично):

ПК-1:способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3:свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-6:способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов);

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· Теоретические вопросы усвоения языка (факторы речевого развития, периодизация речевого развития, словарь ребенка и его формирование);

· Основные проблемы онтогенеза речевой деятельности;

· Основные проблемы формирования языковой способности.

Уметь:

· Анализировать детские высказывания с точки зрения их фонетических, лексических, грамматических, прагматических особенностей.

Владеть:

· Навыками выявления в структуре детского высказывания явлений, соответствующих языковой норме, явлений, соответствующих языковой системе ребенка на определенный момент его речевого развития, а также явлений, подлежащих усвоению.

Содержание разделов дисциплины

1. Исследования детской речи.

История изучения детской речи в лингвистике 19-20 вв. Вопросы усвоения языка в трудах психологов (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Зарождение психолингвистики. Теории усвоения языка. Основные направления и аспекты изучения детской речи на современном этапе.

2. Периодизация онтогенеза речевого развития.

Речевое развитие на довербальном этапе. Речевое развитие на этапе однословных высказываний. Речевое развитие на этапе многословных высказываний.

3. Формирование словаря ребенка.

Соотношение пассивного и активного словаря. Начальный лексикон. Типы слов в начальном лексиконе, их функции. Усвоение лексического значения. Явление сверхгенерализации. Источники пополнения словаря.

4. Словообразование в детской речи.

Словообразовательные модели. Виды инноваций в детской речи. Словообразовательные инновации.

5. Усвоение грамматики.

Теории и подходы к усвоению грамматики ребенком. Основные этапы овладения грамматикой.

Наши рекомендации