Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия
Предлагается начать объяснять новый материал (в роли уче-ников — коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогиче-ские жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Од-новременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях.
УПРАВАЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ
Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.
1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необхо-димо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.
2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней.
3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить.
4. На перемене старшеклассник обидел второклассника — по-говорите со старшеклассником.
МОБИАИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ ПЕРЕД ОБЩЕНИЕМ С КААССОМ
Участнику нужно действовать в следующей ситуации. Надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизо-вать себя к уроку, следуя схеме. Мысленно пробежать конспект Урока. Если не возникло желание преподавать эту тему, нужно
попытаться найти в теме, в плане урока что-нибудь привлека-тельное. Представить себе класс, как вы входите, начинаете го-ворить... После того, как мысленно воспроизведена общая логи-ка стимулирования творческого самочувствия перед уроком, пред-лагается проиграть все это.
Учитель должен «владеть своим вдохновением» (К.С.Станис-лавский). Представьте, что сегодня нет желания давать урок. Нуж-но мобилизовать свое творческое самочувствие перед общением, действуйте в ситуации «если бы»: «Если бы я был в хорошем настроении, я торопился бы в класс» и т.п. Почувствуйте по-требность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем настроении, у вас много педагогических планов, рука ощущает тяжесть портфеля, в нем хорошие учебные пособия. Вы идете по коридору, улыбнитесь доброжелательно детям, вспомните инте-ресные, привлекательные для вас моменты будущего урока... вой-дите в класс, начинайте урок. Эти задания сопровождаются кон-тролем за мышечным напряжением.
Упражнение продолжается на нескольких занятиях и предлага-ется в качестве систематической самостоятельной работы над собой.
Участникам предлагается составить конспект урока дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в себе творческое самочувствие и начать урок в хорошем, продуктивном состоянии.
Обучение целостному процессу педагогического
Обіцения
Вэтой группе упражнений можно выделить две большие под-группы.
1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в типичных педагогических си-туациях сообразно условиям педагогической деятельности.
2. Упражнения на развитие педагогического воображения, ин-туиции, навыков импровизации в общении.
Действия в типичных ситуациях
В этот раздел включены занятия по развитию навыков педа-гогической наблюдательности, педагогического зрения и внима-
ния при наблюдении. Все эти упражнения можно проводить в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся помо-жет понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность.