Экологическая культура педагога

Воспитательно-образовательной работой занимается взрослый, поэтому прежде всего от него зависит результат — продвижение детей по пути обретения экологической культуры. Педагог, вос­питывающий их в любом образовательном учреждении, должен быть ее носителем.

В подготовке специалиста академик Н. Н. Моисеев выделяет в ка­честве значимых мировоззренческий аспект, аспект экологического про­фессионализма и деятельности. Будущий педагог должен обрести об­щее широкое представление о природе, процессах, происходящих в ней, взаимодействии человека с ней. «Картина мира» станет тем фи­лософским фундаментом, с позиций которого он будет осуществ­лять свою конкретную деятельность с детьми. Экологический про­фессионализм педагога — это способность к принятию правильных технологических, конструктивных решений в любой момент воспи­тательно-образовательного процесса. И. П. Сафронов делает акцент на экологической образованности педагога: систематизированных науч­ных знаниях о природе, знании фундаментальных проблем взаимо­действия общества и природы, эколого-педагогических знаниях, не­обходимых для работы с детьми. Экологическая образованность пе­дагога может выступать мерой его ценностных ориентации в нрав­ственных, эстетических, интеллектуальных устремлениях.

Новое понятие «учитель — человек экологический» вводит Н.С.Дежникова. По ее мнению, перестройка сознания, мышле­ния у педагога должна происходить прежде, чем сложится его кон­такт с детьми. «Человека экологического» отличают нравственно-ценностное отношение к природе, клюдям, ответственность за состояние окружающей среды и готовность к восстановлению на­рушенного равновесия, способность к самоограничению, дисцип­линированность в исполнении закона.

Поиском эффективных путей экологической подготовки сту­дентов педагогических колледжей и вузов все последние годы занимаются различные кафедры педуниверситетов в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Перми и других городах. Определяются содержание и формы обучения студентов: разраба­тываются спецкурсы, семинары, практикумы, по-новому строят­ся учебные планы. Аналогичная работа происходит на дошколь­ных факультетах учреждений среднего и высшего звена, где гото­вят специалистов дошкольного образования. В последние годы вы­полнен ряд исследований (Е. В. Клюева, О. О. Прокофьева, Т. Г. Та-

букашвили, Н.В.Кривощекова), в которых показана значимость и процедура экологической подготовки студентов к их дальней­шей работе по экологическому воспитанию детей.

Правильно воспитать маленьких детей, приобщить их к приро­де в условиях экологического кризиса могут люди, обладающие в должной степени экологической культурой.

Для развития экологической культуры недостаточно лишь обу­чения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспита­ния детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности при­роды, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая обра­зованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Воспитатель, прошедший обстоятельную экологическую под­готовку в учебном заведении, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сло­жившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, вла­деет методикой — профессиональными навыками развития у малень­ких детей начал экологической культуры.

Контрольные вопросы

1. Что такое экологическая культура? Как развивается это понятие?

2. В чем состоит интегративная основа экологической культуры?

3. Нужна ли экологическая культура педагогу? Как она формируется? Что является ее показателями?

Глава 2

НАУЧНАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации