Особенности воспитания целомудрия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
М.В. Груздева
Современный информационный мир часто преподносит подрастающему поколению образцы поведения, далёкие от истинных духовно-нравственных ценностей и здравого смысла. Более того, он манипулирует сознанием детей и молодёжи, «активно разрушает истинную суть понятий, внедряя подмену смыслов и значений» [6, с.161]. В повседневной жизни юные граждане России не только перестают различать границы добра и зла, но и, опираясь на внушённый им от нравственно незрелых взрослых людей социально ущербный и логически абсурдный принцип морального релятивизма, пытаются доказывать окружающим и самим себе, что «добро и зло – понятия относительные».
Такие необходимые для развития личности ребёнка нравственные ценности, как целомудрие, ценность материнства, супружеской верности и другие, являющиеся ментальными и напрямую относящиеся к русскому национальному характеру, «массовая культура» (в том числе и информационная) подчас или преподносит подрастающему поколению в искажённом виде, или вообще дискредитирует. В частности, в низкопробной мультипликационной продукции, заимствованной у западных производителей, ценность целомудрия может заменяться вульгарностью и неприличной для отечественной духовной традиции поведенческой раскрепощённостью телевизионных героинь, с которых, к сожалению, дети-зрители начинают брать пример. Как отмечает исследователь Н.Е. Рудова, «распутство и блуд – тот путь, к которому склоняет яркими соблазнами современный мир, оценивая жизнь в денежном эквиваленте… Но никто не предупреждает юную жертву о цене последствий. Чтобы не поддаться соблазну ценой в жизнь и не встать на путь беспечности, а затем и бесчинства, – необходимо ориентироваться в жизненных ценностях, вынести из семейного воспитания «что такое хорошо, а что такое плохо», необходимо осознавать суть понятий чести, достоинства и целомудрия…» [6, с.161].
Дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей суть приведённых выше понятий постигают прежде всего на эмоциональном уровне, и, если мудрый педагог целенаправленно культивирует в детях чувство радостного принятия чистоты и глубины человеческих отношений, целомудренного поведения, со временем они глубоко усваивают данные понятия и на интеллектуальном уровне. Дети, с которыми проводится углублённая воспитательная работа по усвоению нравственных ценностей, в сопровождающиеся активным формированием самосознания подростковый и юношеский периоды будут не только симпатизировать данным ценностям и ориентироваться на них в своём поведении, но и делать осознанный выбор в пользу них, чётко и разумно аргументируя свой выбор, отстаивая и защищая свою духовно-нравственную позицию. На основе имеющейся чёткой мировоззренческой позиции нравственное поведение юного человека будет складываться не стихийно и ситуативно, а приобретёт устойчивую направленность, перетекающую в соответствующие избираемым ценностям качества характера.
Многие исследователи, деятели культуры и искусства, религиозные деятели в разные эпохи справедливо подчёркивали, что природа детства сама по себе удивительно целомудренна и требует бережного к ней отношения. Остро актуальными, например, являются мысли Епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея, высказанные более века тому назад: «Прежде всего сохраняйте в сердцах детей прирождённую детям стыдливость»[4,с.39]. Выдающийся отечественный писатель и врач по профессии А.П. Чехов утверждал: «Дети святы и чисты…Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии...» [1].
Чистая душа ребёнка, подчас сталкиваясь с аморальностью или бестактностью взрослого мира, сопротивляется и отвергает их. Именно поэтому в последние десятилетия медики и психологи сообщают об участившихся психических заболеваниях и психологических нарушениях детей, чья природная целомудренность входит в противоречие с неграмотными попытками взрослых нарушать её или игнорировать. К сожалению, сознательное или подчас не осознаваемое детьми душевное сопротивление подобным антипедагогическим воздействиям часто оборачивается для них потерей здоровья. Примечательны в этом отношении размышления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Необходимо незамедлительно остановить порочный эксперимент по открытому обучению детей разврату и половым извращениям. Школьные программы, затрагивающие вопросы семьи и пола, должны повествовать о святости и чистоте полноценной семейной жизни, учить традиционным нравственным законам, предостерегать от необдуманного, нравственно разрушительного поведения. Нужно объединить усилия государства, религиозных и общественных организаций для ограждения детей России от навязывания в школах аморальных программ полового воспитания…» [5, с.92-93].
Кризис семьи и семейного воспитания в стране, невозможность повсеместной передачи от поколения к поколению в пространстве современной российской семьи ментальных ценностей накладывает особую ответственность на профессиональную деятельность педагогов различных образовательных учреждений. Поскольку духовное состояние общества и нации в целом напрямую зависит от нравственного здоровья женщины-матери, от глубины и верности супружеских отношений в семьях, воспитывающих будущие поколения, мы считаем актуальной педагогической задачей воспитание у детей, подростков и юношества целомудрия как одной из ведущих ценностей русского национального характера.
В современном словаре русского языка С.И. Ожегова раскрываются два значения понятия целомудрия: целомудрие как строгая нравственность, чистота и целомудрие как девственность. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова определяет целомудрие как добродетель, строгость в нравственном отношении. В воспитательном укладе русской культурной традиции целомудрие рассматривается как «целостность человека в нравственной высоте и духовном совершенстве» [2, с.46]. Это обусловленные традиционным семейным воспитанием и самовоспитанием человека стремление сохранить и добровольное, осознанное сохранение до брака девичьей чести и юношеской целомудренной чистоты, а в браке – супружеской верности, что понимается как «генетическая основа семейного счастья и благополучия, передающаяся из рода в род» [3, с.165], как «основа крепости не только семейных устоев, но и благополучия нации и государства» [3, с.165].
Безусловно, начинать такую важную и сложную воспитательную деятельность необходимо с самого раннего возраста ребёнка – в пору, когда он, как губка, впитывает эмоционально значимую информацию о человеческой нравственности и начинает подражать взрослым в своём поведении. И в работе с дошкольниками, и с младшими школьниками – в период, сензитивный для нравственного воспитания и формирования характера ребёнка – воспитание целомудрия у детей должно осуществляться педагогами целенаправленно и системно.
Причём нравственный, целомудренный пример семьи, родителей и педагогов здесь имеет огромное и, пожалуй, определяющее значение. Могут ли нецеломудренные мать или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, постоянно напоминающие своим внешним видом игрушку Барби (с её внешними атрибутами: мини-юбкой, ярким макияжем, глубоким нескромным декольте и т.п.), а манерами и раскрепощённостью поведения – звезду шоу-бизнеса, воспитать скромную и добродетельную девочку, девушку, будущую мать и верную супругу, напоминающую порядочностью поведения Василису Прекрасную из добрых народных сказок? Безусловно, нет. Даже если трудолюбивые родители и педагоги будут каждый день читать детям сказки про Василису Прекрасную и других целомудренных, преданных, скромных героинь русского фольклора, они не добьются весомого воспитательного результата, пока сами будут находиться для ребёнка в образе, далёком от воспитательного идеала. В младшем же школьном возрасте образ любимой ребёнком первой учительницы, как известно, может стать для него самым авторитетным для духовно-нравственного становления. Печально, если нескромный и тем более вульгарный образ первой учительницы перечёркнёт для ребёнка возможность дальнейшего пути по формированию у него целомудрия.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группах дошкольного образовательного учреждения и школьных классах, а также строгий нравственный контроль средств массовой информации, в поле воздействия которых находится каждый ребёнок, – важные условия воспитания у детей целомудрия. Мощное положительное воздействие среды на душу ребёнка многие столетия использовали для воспитания целомудрия наши предки, приводя детей в храмы в дни православных праздников и в обычные дни: лики святых и Богородицы в эстетически ценной, выверенной форме запечатлевали в детском сознании чистоту, скромность, красоту, жертвенность материнского служения, жизненного пути. К тому же девушки и женщины, юноши и мужчины по традиции должны выглядеть в храмах благопристойно, целомудренно. Чем чаще ребёнок останавливал взгляд и мысль на окружающих его целомудренных ликах и образах, тем более эффективным становилось воспитательное влияние среды.
Современные дети воспитываются тем, что они видят и слышат каждый день в семье и в образовательных учреждениях. Если они смотрят вместе с родителями или в их отсутствие нецеломудренные фильмы и регулярно слышат матерную брань – эти дети по-настоящему несчастливы, так как их духовно-нравственное развитие деформировано и психическое здоровье, психологическое благополучие под угрозой.
Педагогам всех образовательных учреждений следует проводить с родителями системную работу по сохранению здоровья детей и воспитания у них целомудрия, а также использовать в работе с детьми только те книги, тексты, мультфильмы, игры, проводить с ними только те праздники и мероприятия, которые, не разрушая природного детского целомудрия, способны укреплять их в этой ценности. В отечественном культурном фонде имеются добрые и ориентирующие на человеческую порядочность, целомудрие фольклорные и авторские литературные, музыкальные произведения, детские мультфильмы, видео- и художественные фильмы, поставленные по педагогически грамотным сценариям и сказкам, живопись и иконопись высокого эстетического и нравственного образца. У родителей и педагогов нет необходимости, отвергая этот ценный воспитательный материал, обращаться в своей работе с детьми к ментально чуждым моделям, формирующим личность ребёнка вне ценности целомудрия, будущего родительского и супружеского служения. Как отмечает Е. Шестун, «возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики» [7, с.12].
Список литературы
1. Афоризмы/ Чехов А.П. // Режим доступа: http:// aforism.ru/ 678065
2. Берсенева, Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 172 с.
3. Берсенева, Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 188 с.
4. Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского (репринтное издание 1901 г.) – М.: издательство «ТРИМ», 1994. – 335 с.
5. Зоберн, В.М. Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребёнком. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
6. Рудова, Н.Е. Пути женского служения. Учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию. – СПб., 2011. – 185 с.
7. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2001. – 576 с.