Оценочные средства для текущего контроля
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
11.1. Текущий контроль
Текущий контроль по «Естественнонаучной картине мира» представлен как:
1) контроль посещаемости студентов;
2) оценка докладов в форме презентации;
3) оценка письменных работ (рефератов или творческих работ);
4) итоговое тестирование по всему курсу.
Доклад (типовое контрольное задание на этапе формирования ОК-3,4)
Темы докладов представлены в разделе 5.1
Критерии оценки компетенции ОК-3,4 в рамках типового контрольного задания:
Оценка докладов осуществляется по следующим критериям:
1. полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 40 баллов);
2. наличие презентации (0 - 30 баллов);
3. свободное и грамотное изложение, связность доклада и презентации (0 - 30 баллов).
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни | Показатели |
Пороговый | Доклад содержит основные положения рассматриваемого вопроса, взятые из учебника. Студент в основном зачитывает материал доклада из его конспекта. Презентация поверхностная, содержит в основном текст. |
Базовый | Доклад содержит основные положения рассматриваемого вопроса, взятые из учебника. Студент рассказывает материал доклада, опираясь на его конспект. Презентация содержит как текстовые, так и илюстративные слайды (фотографии, рисунки, графики, аудио и видео фрагменты). |
Повышенный | Доклад содержит основные положения рассматриваемого вопроса, взятые как из учебника, так и из дополнительных источников. Студент излагает материал доклада свободно, вступая в диалог со слушателями. Презентация содержит как текстовые, так и илюстративные слайды (фотографии, рисунки, графики, аудио и видео фрагменты). Доклад и презентация четко корреспондируются друг с другом. |
Реферат или творческая работа (типовое контрольное задание на этапе формирования ОК-6)
Примерные темы рефератов (блок 1 и 2) и творческих работ (блок 3 и 4)
Блок 1
1. Сущность и предмет философских проблем естествознания.
2. Социальные функции естествознания.
3. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.
4. Секреты мироздания.
5. В консерватизме — мудрость природы
6. Научно-технический прогресс, человек и проблемы экологической этики.
7. Ответственность ученых за судьбы мира.
8. Многообразие связей частей в целое.
9. Самоорганизация и развитие науки.
10. Прогнозы «Римского клуба» — путеводитель и тупик.
11. . Разработка эколого-этического аспекта морали.
Блок 2
12. Принцип неисчерпаемости материи.
13. Вселенная в атоме. Атомы Вселенной.
14. Хаос и современность. Хаос и социальные катаклизмы.
15. Понимание хаоса как основания для установления упорядоченности.
16. Золотое сечение — одно из наиболее ярких проявлений гармонии природы.
17. Различие живой и неживой природы по принципам симметрии.
18. Симметрия и проблема поиска единого принципа для всего естествознания.
19. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира.
20. Связь аддитивного и мультипликативного принципов при исследовании золотого сечения.
21. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени
22. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это?
23. Параллельные миры и антимиры.
24. n-мерность пространства и времени
25. Синергетика и восточная философия о мировой гармонии.
26. Фракталы
27. Детерминированный хаос и фрактальность
28. Самоорганизация в природе
Блок 3
29. Биологическая вечность жизни.
30. Субмикромир — колыбель жизни.
31. Современные концепции происхождения жизни.
32. Активность живого и проблемы целесообразности в современной биологии.
33. Управление и цель в живых системах
34. Роль и место информации в ходе развития живой природы и общества.
35. Биосфера и предельные возможности Земли.
36. Единство живого вещества и биосферы Земли
37. Проблема оптимизации биосферы.
38. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии.
39. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания.
40. Биологическая целостность мира.
41. Причуды генетики.
42. Генная инженерия. Новые возможности и проблемы.
43. Соотношение случайного и необходимого в развитии живого. Место случайности в механизме наследственности.
44. Возникновение генетической памяти и обратных связей
45. Прогресс генетики и будущее человека .
46. Гипотезы о происхождении жизни
47. Что такое жизнь?
48. Геномодифицированные организмы (ГМО) и проблема сохранения биосферы.
Блок 4
49. Эволюция и становление интеллекта.
50. Жизнь после смерти?
51. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование.
52. Социальная экология и ее задачи.
53. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья.
54. Человек как часть монолита живого вещества.
55. Воспитание чувств и здоровья.
56. Экстрасенсы — миф или реальность?
57. Нетривиальные проблемы экологии человека и био-энергоинформатика.
58. Здоровье без лекарств.
- Креационизм и его современное состояние
- Клонирование: плюсы и минусы
- Солнечная активность и солнечно-земные связи
- Космические циклы: климат и человек
- Синергетика и мышление
- Ноосфера и ноосферное мышление
Критерии оценки компетенции ОК-6 в рамках типового контрольного задания:
Оценка рефератов или творческих работ осуществляется по следующим критериям:
1. полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 40 баллов);
2. грамотное (с научной точки зрения) изложение, четкий стиль изложения, логическая взаимосвязанность разделов (0 - 30 баллов).
3. использование последних достижений в науке по рассматриваемой проблеме (0 - 30 баллов);
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни | Показатели |
Пороговый | Реферат содержит основные положения рассматриваемого вопроса, взятые из учебника. Студент использовал только один учебник. Реферат не содержит сведений о последних достижениях науки по теме реферата. |
Базовый | Реферат содержит основные положения рассматриваемого вопроса, взятые из учебника. Студент, в качестве источника, использовал несколько учебников. Реферат содержит некоторые сведения о последних достижениях науки по теме реферата. |
Повышенный | Творческая работа содержит основные положения рассматриваемого вопроса, взятые из различных научных и научно-популярных источников. Студент сумел вычленить проблемы, рассматриваемые авторами работ, и проанализировать их. Студент дал собственную оценку проблемам, рассмотренным в приведенных источниках. |
Тестирование (типовое контрольное задание на этапе формирования ОК-11)