Взаимодействие: специфика школьной жизнедеятельности
Наряду с общением сферами жизнедеятельности школы как воспитательной организации выступают: предметно-практическая деятельность (освоение и преобразование предметной среды); духовно-практическая деятельность (создание и (или) использование духовных и социальных ценностей); спорт (реализация функционально-органической активности); игра (реализация активности в свободном импровизировании в условиях ситуации) (А.В. Мудрик).
Одна из проблем школы – постоянное сокращение направлений деятельности, позволяющих формировать продуктивный индивидуальный опыт деятельности, результат которых был бы очевиден и понятен прежде всего самим детям.
Одним из возможных решений данной проблемы является включение школьников в процесс проектирования собственной школьной жизни, отдельных ее направлений, конкретных дел. Термин «проектирование» в переводе с латинского - брошенный вперед. Это процесс создания прототипа, прообраза предлагаемого или возможного объекта. Перспективным для школы направлением может стать совместная деятельность педагогов и школьников по социальному проектированию.
Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.
Идеи социальных проектов могут возникать спонтанно в педагогическом коллективе, в классе. Их могут предложить специалисты из числа родителей, бывших учеников, жителей микрорайона школы.
Проекты различаются масштабом с учетом того, на кого рассчитаны и кем разрабатываются (все школы населенного пункта, группа школ, одна школа, группа классов, один класс).
Коллективная деятельность по разработке проекта может содержать несколько этапов: диагностика, определение целей и векторов деятельности, выработка программы деятельности, разработка процедуры мониторинга, критериев и показателей деятельности по проекту.
Более подробно процесс проектирования можно представить следующим образом:
Подготовительная работа
1. Анализ объекта проектирования (что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию; стратометрическое построение: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев, структур, подсистем).
2. Выбор формы проектирования.
3. Теоретическое обеспечение проектирования (поиск информации об опыте деятельности подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций).
4. Методическое обеспечение проектирование (создание инструментария: заготовление схем, образцов документов и т.д.).
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время).
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Правовое обеспечение проектирования.
Разработка проекта
8. Выбор системообразующего фактора (системообразующий компонент - тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие; определяется посредством поиска противоречия: следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответствуют друг другу, но в тоже время находятся в причинно-следственной зависимости).
9. Установление связей и зависимостей компонентов.
10. Написание проекта.
Проверка качества проекта
11. Мысленное экспериментирование применения проекта (самопроверка).
12. Экспертная оценка проекта.
13. Корректировка проекта.
14. Принятие решения об использовании проекта.
Традиционные методы проектирования:
· матрицы идей - на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях;
· вживание в роль - используется для создания более четкого представления о том, что и каким образом можно реализовать в сложившейся ситуации; основывается на стремлении представить функционирование будущего проектируемого объекта или процесса, что требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях;
· аналогия - распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях);
· ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). Виды ассоциаций: а) приспособление (имеющийся опыт решения одной из проблем может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); б) модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных);
· метод мозгового штурма, как один из вариантов - метод синектики (идет поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики.
Приведем пример.
В рамках реализации целевой программы «Семья» коллектив гимназии № 6 г. Воронежа разработал положение о школьном конкурсе проектов сотрудничества семьи и гимназии (предлагается текст, подготовленный инициативной группой для педагогов):
Проблема
Конструктивное сотрудничество, взаимопонимание и поддержка педагогов гимназии и родителей гимназистов в новых социокультурных условиях и с учетом концепции, реальностей и специфики гимназической жизни.
Цель
Разработка и внедрение адресных моделей сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов в интересах развития и воспитания личности ребенка.
Задачи
· привнесение в систему взаимодействия и взаимоотношений педагогов гимназии и родителей гимназистов таких характеристик как компетентность, значимость, доверие, партнерство, конструктивность, адресность;
· формирование «совокупного субъекта» воспитательной системы гимназии: сообщества педагогов, родителей, гимназистов;
· закрепление позитивных установок у педагогов и детей в отношении семьи, родительства и позитивных установок у родителей и детей в отношении гимназии, педагогов;
· формирование непротиворечивого ценностного пространства взаимодействия педагогов, родителей, детей