Методика экскурсионного показа и экскурсионного рассказа

1. Что понимается под «показом в экскурсии»? Правомерно ли различать показ и осмотр объектов? Обоснуйте своё мнение.

2. Перечислите и охарактеризуйте признаки экскурсионного показа.

3. Перечислите и охарактеризуйте методические приёмы экскурсионного показа. Соотнесите приёмы экскурсионного показа с его признаками. Реализацию какого признака экскурсионного показа обеспечивает каждый приём? Материал рекомендуется оформить в виде таблицы.

4. Обоснуйте различие между движением как признаком экскурсии и движением как одним из методических приёмов экскурсионного показа.

5. На какой методический приём экскурсионного показа указывает его словесное сопровождение?

а) Мы находимся у памятника Ф. М. Достоевскому. Представьте, что до середины 19 века пространство от памятника до реки Оми было площадью, обнесённой деревянным ограждением. В будни здесь проходили военные упражнения, в праздничные дни – парады. Сотни горожан приходили сюда, чтобы посмотреть эти зрелища и послушать военный оркестр. С этой площади воинские части отправлялись на службу в Среднюю Азию.

б) До середины 19 века здание гауптвахты имело башню с четырьмя арочными проёмами на каждой стороне света. Над башней возвышалась затейливая изящная конструкция в виде барабана, купола и шара, от которых шёл небольшой шпиль для флюгера-флажка. На первом этаже, между двумя ризалитами, был колонный портик.

в) Это Тобольские ворота, они единственные из четырёх ворот Омской крепости, сохранившиеся до наших дней. От Тарских ворот, у которых начиналась наша экскурсия, Тобольские ворота отличаются более удлинённой формой и более легковесной конструкцией. Представьте, что эти ворота в 18–19 веках были двухэтажными, на втором этаже находились караульные помещения.

г) Казачий Никольский собор – это уникальный памятник русской провинциальной архитектуры первой половины 19 века. Главная часть здания имеет форму куба, над которым возвышается широкий кирпичный барабан с восьмью световыми окнами и пониженным куполом. Над ним в свою очередь возведён декоративный полуциркульный. В качестве опоры для всей конструкции из сводов и куполов выступают четыре утолщённых столба, переходящих в стены. Основную часть собора продолжает четырёхстопная трапезная («тёплая церковь»), прикрытая купольным сводом. Трапезная замыкается суженным проходом, над которым возвышается колокольня. Собор имеет три входа, оформленных дорическими портиками. Северный и южный портики абсолютно одинаковы. Главный фасад здания подчёркнут трёхпролётным дорическим портиком с полуколоннами и декоративными нишами с полукруглым завершением и розетками. Портик завершается массивным фронтоном, выступающим вперёд по отношению к основной плоскости фасада.

д)Мы находимся у картины Константина Алексеевича Коровина «Розы». К. А. Коровин – первый русский импрессионист, создал более двадцати произведений, посвященных розам. Про импрессионистов недобро шутили, что они пишут свои картины, зажимая кисть между пальцами ноги, оттого изображение получается без чётких контуров, не написанное, а намазанное жирными мазками. Мы намеренно расположились очень близко к полотну. С такого расстояния картина не выглядит законченным произведением, в ней не угадываются цветы. Она воспринимается, как неяркое пятно. Однако это не эскиз и не набросок, мы убедимся в этом, если сделаем несколько шагов назад. С каждым шагом начинают проявляться сначала отдельные лепестки роз, а потом и сами цветы. Мы видим, что розы К. А. Коровина лишены изящества, элегантности, монументальности, они имеют характер и буйный темперамент. Розы написаны сильно, сочно, броско, чувственно. Мы видим уже не мазки, а размах кисти и щедрость красочной фантазии.

е) Мы находимся у здания Военного собрания, в котором в настоящее время размещается гарнизонный Дом офицеров. На здании у входа имеется мемориальная доска с барельефным изображением Н. Н. Яковлева и с надписью о том, что в этом здании в 1917 г. открылся III Западно-Сибирский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

6. Дайте определение понятия экскурсионный рассказ. Перечислите и поясните его признаки.

7. Перечислите и охарактеризуйте признаки экскурсионного рассказа. Опираясь на признаки экскурсионного рассказа, сформулируйте требования к нему, то есть объясните, каким должен быть методически правильно организованный экскурсионный рассказ.

8. Составьте рекомендации экскурсоводу для наиболее эффективной организации экскурсионного рассказа, обратив внимание в них на следующие моменты:

– использование в рассказе цифрового материала, а именно дат, размерно-количественных показателей;

– использование в рассказе терминов, иноязычных слов, непонятных экскурсантам слов;

– трансформация во время экскурсионного рассказ устной информации в зрительную;

– избежание лекционности экскурсионного рассказа.

9. Оцените данные утверждения по принципу «правильно-неправильно»:

– Приём предварительного осмотра заключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики.

– Приём локализации событий позволяет установить причинно-следственные связи объекта с окружающим миром и миром человека, предполагает раскрытие внутренних логических и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полем, то есть совокупностью всех знаний об объекте.

– Приём комментирования (репортажа) применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причём изменения должны происходить на глазах экскурсантов.

– Приём экскурсионной справки используется на первой ступени наблюдения объекта.

– Приём зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении разных объектов или их частей, находящихся перед глазами экскурсантов.

– Приём объяснения позволяет установить связь события с определённым местом, что даёт возможность отграничить его от общего процесса или других событий, приковать взгляды экскурсантов именно к тому месту, где оно произошло.

Список литературы

(Вся литература есть в библиотеке

Института дизайна и технологий)

1. Баранов, А.С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько / Под ред. профессора Е.И. Богданова. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 384 с.

2. Добрина, Н.А. Экскурсоведение : учеб. пособие / Н.А. Добрина. – М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 288 с.

3. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело : учебное пособие для бакалавров и магистрантов / Г.П. Долженко. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 308 с.

4. Скобельцына, А.С. Технология и организация экскурсионных услуг: учеб. Пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М. : Академия, 2010. – 192 с.

Наши рекомендации