Как мы хорошо понимаем, эффективность Профсоюза, его качественные показатели в полной мере зависят от состояния его организационной структуры.
ДОКЛАД
Заместителя Председателя Общероссийского Профсоюза образования М.В. Авдеенко на заседании Центрального Совета Профсоюза по вопросу «Об организационно-финансовом укреплении Профсоюза, его межрегиональных, региональных, местных и первичных
профсоюзных организаций»
Г. Москва 15 декабря 2016г.
Уважаемые коллеги!
1. Вопрос об организационно-финансовом укреплении Профсоюза, его межрегиональных, региональных, местных и первичных профсоюзных организаций вынесен на обсуждение Центрального Совета Профсоюза не случайно.
От качества не только организационной, но и финансовой работы первичных и территориальных профсоюзных организаций во многом зависит уровень социальной защищенности членов Профсоюза, авторитет и имидж Профсоюза в отрасли, обществе и государстве.
Именно поэтому вопрос об организационно-финансовом укреплении Профсоюза и его организаций с определенной периодичностью выносится на обсуждение высших и выборных органов Профсоюза.
Начало было положено на пленуме ЦК Профсоюза в 2003 году, а затем на Пленуме 2007 года, когда обсуждался вопрос «Об укреплении единства и повышении эффективности деятельности Профсоюза», а также при рассмотрении вопроса «О ходе выполнения решений VI Съезда Профсоюза в межрегиональных и региональных организациях Профсоюза Уральского федерального округа» в 2011 году.
Предваряя более подробное обсуждение всех организационно-финансовых вопросов сегодня на пленуме, хотелось бы в более обобщенном виде обратить внимание участников заседания ЦС Профсоюза на ряд существующих проблем организационного и финансового укрепления Профсоюза, над решением которых нам предстоит серьезно работать в процессе реализации решений VII Съезда Профсоюза.
Как мы хорошо понимаем, эффективность Профсоюза, его качественные показатели в полной мере зависят от состояния его организационной структуры.
СЛАЙД 1
С 2014 года в нашем Профсоюзе насчитывается 80 организаций Профсоюза в субъектах РФ, в том числе 3 межрегиональные, объединяющие членов Профсоюза двух и более субъектов РФ.
По сравнению с 2006 годом в структуре Профсоюза количество местных организаций уменьшилось на 141, что обусловлено, прежде всего, реорганизацией и оптимизацией муниципальной структуры органов власти на уровне городов и районов.
В текущих непростых условиях, на местах удалось не только сохранить, но и несколько увеличить охват образовательных учреждений первичными профсоюзными организациями.
Если на 1 января 2007 года были созданы и работали первичные организации Профсоюза в 80,8 % учреждений образования, то на начало 2016 года – уже в 86,3 %.
Вместе с тем, нам предстоит провести глубокую оценку сети образовательных организаций на уровне каждого субъекта РФ и муниципалитета на предмет наличия в коллективах образовательных организаций структурных подразделений Общероссийского Профсоюза образования.
Сегодня более чем в 10 тысячах образовательных организаций нет ни одного члена Общероссийского Профсоюза образования.
Наличие резерва в 10 тысяч образовательных организаций, не охваченных Профсоюзом, в сегодняшних условиях - для всех нас просто непозволительная роскошь.
СЛАЙД 2
За последнее время были внесены многочисленные изменения в законодательство регулирующее деятельность некоммерческих организаций, которые касаются: общих правил о юридических лицах; корпоративного управления; правил реорганизации и ликвидации, налогообложения, организации и ведения бухгалтерского учете и др.
Рассматривая правовой статус Профсоюза и его профсоюзных организаций как структурных подразделений следует, учитывать всю совокупность нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность.
Как показывает практика необходимо более четкое понимание руководителями и ответственными работниками организаций всех уровней структуры Профсоюза особенностей правового положения профсоюзных организаций.
В частности, отличать понятие «профсоюз», от понятия «объединение (ассоциация) профсоюзов, организаций профсоюзов», правильно понимать особенности и различия правового статса Профсоюза и профсоюзных организаций как его структурных подразделений, уметь различать правовую и организационно-уставную природу членского профсоюзного взноса и размера отчисления членских профсоюзных взносов между уровнями структуры Профсоюза, что к сожалению, часто вызывает затруднения у председателей местных и первичных профсоюзных организаций.
Кроме того, следует напомнить, что вне зависимости от наличия статуса юридического лица действующее законодательство в полной мере позволяет местным или первичным организациям Профсоюза реализовывать свое законное право на представительство и защиту членов Профсоюза, избирать коллегиальные и единоличные профсоюзные органы, право вести коллективные переговоры, заключать соглашения и коллективные договоры от имени работников.
В докладе я не случайно так подробно остановливаюсь на вопросе особенностей правого регулирования Профсоюза и его профсоюзных организаций и их правильного понимания.
Современное законодательство и возрастающие в соответствии с ним требования к общественным организациям с правами юридических лиц, а также желание повысить эффективность своей деятельности, постепенно приводят выборные органы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза к необходимости пересмотреть подходы к формированию структуры своих организаций.
Одни из них идут по пути централизации бухгалтерий местных организаций Профсоюза, сохранив среднее звено - городские, районные организации Профсоюза, без статуса юридического лица, изменив таким образов лишь порядок финансовой деятельности и освободив такие организации от непосильного для них бремени юридического лица.
Другие идут по пути полной ликвидации местных профсоюзных организаций и введением уполномоченных (представителей) региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в муниципалитетах, сконцентрировав деятельность уполномоченных на конкретную работу с членами Профсоюза и с социальными партнерами.
Третьи – поставлены перед необходимостью проводить реорганизационные процедуры в связи с процессом оптимизации сети образовательных организаций, особенно это касается организаций Профсоюза в учреждениях высшего профессионального образования.
Сегодня важно понимать, что структура Профсоюза и вопросы ее работы - это не догма, установленная раз и навсегда, а живой механизм, который должен уметь своевременно трансформироваться в зависимости от внешних условий и поставленных стратегических задач развития Профсоюза.
Проще говоря, структура организаций Профсоюза должна работать на общие цели Профсоюза, а не Профсоюз подстраивать свою деятельность под структуру.
Конечно, в условиях продолжающихся реформ в образовании, когда идет процесс реструктуризации образовательных организаций и оптимизации численности работников отрасли, в том числе вывод медицинского, технического и другого персонала за штат образовательных организаций, Профсоюз сталкивается с рядом новых и очень серьезных проблем и вызовов, особенно в части сохранения численности профсоюзных организаций и мотивации профсоюзного членства.
СЛАЙД 3
Вместе с сокращением численности Профсоюза происходит снижение и финансовых возможностей профсоюзных организаций, что угрожает не только эффективной работе профсоюзных органов, но и самой возможности реализации Профсоюзом своих уставных функций по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
В связи с этим вызывает беспокойство и то, что, несмотря на большие в целом усилия, которые предпринимаются комитетами профсоюза на всех уровнях структуры Профсоюза от первичной профсоюзной организации до Центрального Совета Профсоюза продолжается процесс снижение численности большинства профсоюзных организаций.
Нам предстоит найти такие подходы в работе и противопоставить такие формы конкретной организаторской деятельности по мотивации профсоюзного членства, чтобы свести к минимуму, а то и вообще остановить тенденцию снижения численности Профсоюза.
Тщательный анализ причин снижения численности Профсоюза, несмотря на эффективность уже принятых мер по расширению спектра направлений профсоюзной деятельности, увеличению охвата всех категорий работников отрасли, в том числе через расширение участия и проведения профессиональных и профсоюзных конкурсов и проектов, позволяет сделать ряд выводов и поставить несколько задач, решение которых, на наш взгляд, позволит выйти из сложившейся ситуации.
В первую очередь, необходимо провести дополнительный анализ уровня работы и состояния ресурсной базы профсоюзных организаций, их выборных органов и составить списки территориальных и первичных организаций Профсоюза, которым требуется коренное улучшение организационного и финансового состояния, особенно в части охвата профсоюзным членством и роста профсоюзных рядов. При этом особое внимание обратить на вовлечение в Профсоюз молодёжи, ежеквартальное проведение сверок по состоянию численности профсоюзных организаций.
Кроме того, выделить в деятельности первичных профсоюзных организаций целевую функцию по организации приёма в Профсоюз и мотивации профсоюзного членства.
Ввести в структуру профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, численность которых не превышает 50% от работающих в коллективе, ответственных за организацию приёма в Профсоюз и мотивацию профсоюзного членства, и содействовать организации их эффективной работы.
Следующий шаг - ввести в структуру комитетов местных организаций Профсоюза, действующих в муниципалитетах, в которых охват профсоюзным членством составляет менее 50,0% или имеется две и более образовательные организации, в которых нет организаций Общероссийского Профсоюза образования, заместителей председателей местных организаций Профсоюза по организации приёма в Профсоюз и мотивации профсоюзного членства (на общественных началах).
Организовать в 2017-2018 годах на уровне местных профсоюзных организаций системную и эффективную работу по поиску и использованию новых социальных технологий в мотивационной работе, созданию новых первичных профсоюзных организаций в тех коллективах учреждений образования, где нет организаций Профсоюза, обратив особое внимание вовлечению в Профсоюз педагогических работников, в том числе учреждений среднего профессионального образования.
4. На сегодня значительно изменились внешние условия деятельности Профсоюза, обновлённой стала вся отрасль образования, появились новые ресурсы и возможности у Профсоюза.
В этой связи мне хотелось обратить особое внимание на сложившуюся систему распределения полномочий и ответственности между профсоюзными организациями всех уровней структуры Профсоюза или как сейчас принято говорить центрами ответственности. (Подробный анализ представлен в аналитических материалах).
За прошедшие 15 лет в сфере образования произошло существенное перераспределений полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления в сфере образования.
Одним из глобальных результатов это процесса можно считать существенное смещение объема этих полномочий с уровня местного самоуправления на уровень субъектов РФ, в том числе по выработке политики в отношении социального статуса педагогических работников организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
В центре внимания государственной политики на федеральном и региональном уровнях в образовании становятся вопросы профессионального роста педагогических работников (профессиональные стандарты, аттестация, эффективный контракт, независимая оценка квалификаций).
Бурно развивается система государственно-общественного управления в сфере образования (общественные советы, палаты, профессиональные ассоциации педагогических работников).
Государством стимулируется процесс расширения доступа негосударственного сектора в социально-бюджетную сферу.
Резко возросли требования государства по администрированию статуса юридического лица.
Существенно расширился спектр форм и технологий для эффективного осуществления защитной и представительской функции Профсоюза и его организаций в отношении разных групп членов Профсоюза при необходимости постоянно совершенствовать традиционные направления деятельности Профсоюза такие как: правозащитная работа, охрана труда, обучение профактива, повышение качества жизни членов Профсоюза через пенсионное обеспечение, возможность получения доступного займа, медицинское страхование и др.
Кроме того, современный уровень развития социального партнерства с учетом пересмотра межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует от региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Профсоюза переформатирования обязательств и договоренностей с социальными партнерами на обоих уровнях социального партнерства.
При этом следует принимать во внимание, что именно на региональном уровне должны приниматься обязательства социальных партнеров комплексного, системного характера, способствующие реализации единой региональной политики в сфере образования, направленной на повышение престижа педагогической профессии, профессионального уровня педагогических работников, эффективности кадрового обеспечения образовательных организаций, притока молодых специалистов в сферу образования, действенную защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования.
Все перечисленные мною тенденции должны в первую очередь быть серьезно осмыслены профсоюзными организациями. А результатом этого осмысления на наш взгляд должна стать системная и поэтапная работа региональных и межрегиональных профсоюзных организаций по перераспределению организационных, кадровых, финансовых ресурсов между структурными подразделениями Профсоюза, способная обеспечить новый баланс полномочий и ответственности профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза.
Вместе с тем, надо сказать, что профсоюзные организации стали работать более активно и профессионально, они умело применяют современные формы работы, новые информационные технологии.
Успешно реализованы многие системные проекты и масштабные мероприятия как в целом по реализации защитной функции, так и во внутрисоюзной работе.
Все они были направлены на главное – на повышение организационно-финансовой эффективности деятельности выборных профсоюзных органов и организаций Профсоюза. В этом ряду и слёты председателей первичных профсоюзных организаций, конкурсы программ развития первичных профсоюзных организаций вузов «Траектория успеха», «Год местной профсоюзной организации», давший старт реализации целевого комплексного проекта «Эффективная местная организация Профсоюза», над реализацией которого сегодня работают почти во всех городских и районных профсоюзных организациях. Это и введение централизованного бухгалтерского обслуживания профсоюзных организаций, реализация важного для Профсоюза проекта « Открытый (публичный) отчёт выборного профсоюзного органа, который по сути обеспечивает информационную открытость и прозрачность профсоюзной деятельности для члена Профсоюза.
В этом ряду можно назвать и такие проекты, как конкурс организаций Профсоюза «Информационный прорыв», «»Проф.сом» «Год правовой культуры в Профсоюзе», в рамках которого проведена широкая работа по повышению правовой грамотности профсоюзного актива, введение системы работы с резервом профсоюзных кадров и актива, практики собеседования, стажировки и курсовой переподготовки профсоюзных кадров и актива.
Два года назад дан старт общепрофсоюзному проекту «Рейтингование организаций Профсоюза», который показал свою важность и значимость на уровне местных профсоюзных организаций и сегодня 150 городских и районных профсоюзных организаций признаны в Профсоюзе высокоэффективными и занесены в Книгу Почёта.
Следующим этапом планируется введение с 2017-2018 годов рейтингования межрегиональных и региональных организаций Профсоюза.
Уважаемые коллеги.
Особо необходимо отметить возросшую роль СКС Профсоюза в системной работе со студенческой молодежью. СКС Профсоюза за последние 10 лет стал не просто органом Профсоюза, представляющим интересы студенческих профсоюзных организаций, а авторитетным и ответственным партнером Министерства образования и науки РФ, Комитета по образованию и науке Государственной Думы по защите прав студентов-членов Профсоюза.
Во многом именно мероприятия и акции, проводимые под эгидой СКС, стали инновационными площадками для поиска новых форм работы с профсоюзным активом и актуализации традиционных направлений деятельности профсоюзных организаций.
Уверен, что и деятельность КСП Профсоюза, Совета молодых педагогов и Совета по дополнительному образованию со временем также станет точками роста в работе по мотивации профсоюзного членства, генераторами новых идей и подходов по защите работников учреждений профессионального образования, молодых педагогов и педагогических работников системы дополнительного образования.
Только за последние 5 лет рабочими группами ЦС Профсоюза изучалась практика работы более 20 региональных и межрегиональных организаций Профсоюза.
СЛАЙД 4
Справки, в которых отражался положительный опыт работы, а также резервы в деятельности комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, особенно в части организационно-уставной и финансовой работы, мы направляли во все регионы и знаем, что региональные организации всё положительное уже начали реализовывать у себя и сделали определённые выводы из тех недостатках, которые были отмечены в справках.
Поэтому мы не будем специально останавливаться на освещении сложившейся практики и имеющихся недостатках, а используем их для выработки итогового постановления пленума и формирования «дорожной карты» по его выполнению.