Авторитарный | Демократический | Либеральный |
- Разделение функций между воспитателем и детьми
|
Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Такой характер отношений Ш.А. Амонашвили назвал императивным обучением: учитель объясняет, рассказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что не самостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарность тенденций к гиперопеке. | Оптимальное разделение функций между собой и детьми. Оптимальное – это значит учитывающие особенности возраста детей. | Уходит от руководства детским коллективом. Для него характерны безынициативность, недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций. В связи с этим пускает дела на самотек. Переоценивает возможности детей. |
- Соотношение требовательности и уважения к личности ребенка
|
Недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Живет по принципу: «Доверяй, но проверяй», а это лишает доверие его сути, т.е. превращает в недоверие. | Максимум требований к детям и максимум уважения к ним. | Выполнение своих требований не проверяет. Если воспитатель узнает, что его требования не выполнены, то на выполнении больше не настаивает, т.е. требовательности у него явно недостает. |
- Соотношение прямых и обратных связей с детьми
|
Такой воспитатель ориентированна доминирование, «дирижирование», командование во всех ситуациях педагогического учения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало значит. Явно преобладает формальный подход к обучению, воспитанию. | Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности. | Находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда удается. В связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. |
4. Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей |
При организации работы в группе не учитывает и не изучает отношения между детьми. Для него отношения симпатии-антипатии между детьми, не имеют ни какого значения. Вследствие этого нередко непроизвольно усиливает отношения напряженности, неприязни между отдельными детьми. | При организации работы учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. | Учитывает взаимоотношения в группе. В обсуждении проблем, кто с кем хочет сидеть, работать, часто уходит далеко от сути дела. |
5. Отношения к своим ошибкам |
Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара: «Извините, я был не прав» почти невероятно. В любом случае он пытается спустить дело на тормозах, замаскировать допущенные им ошибки. | Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. | Не боится признавать свои ошибки, не придаёт этому особого значения. Но допускает их очень часто, и авторитет его в глазах детей и коллег быстро падает. |
6. Количество и качество воспитательных действий |
Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии: «Иванов, не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?», «Иванов, не вертись!», «Иванов, положи руки на место!» | Количество воспитательных воздействий меньше и они разнообразнее. | Количество воспитательных воздействий ситуативного. Разнообразию значения не придает. |
7. Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий |
Дисциплинирующее воздействие преобладают над организующими. | Организующие воздействия преобладают над дисциплинирующими. | Организующим воздействием значения не придает, количество дисциплинирующих воздействий ситуативно (в зависимости от настроения). |
Соотношение позитивных и негативных оценок |
Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываний преобладает замечание, порицание. Причем «нынешним» детям, как правило приписывается большая леность, непослушность, беспомощность и бездарность, чем «прежним». | Положительные оценки преобладают над отрицательными. Относится к личности ребенка как самостоятельной ценности. | Ситуативен в оценочных высказываниях в адрес детей. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом настроении -негативные оценки. |
8. Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия |
Не испытывает склонности к использованию косвенных средств воздействия на детей. Считает более правильным прямое и публичное указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении. | Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка. Полагает более плодотворным разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. | Не обращает внимания на необходимость использования косвенных замечаний и порицаний. |
9. Характер педагогических установок |
Характерны жесткие педагогические установки: « любимчики», гордость группы, способные – с одной стороны, не любимые, «тупые», «бездарные» - с другой, и безликая масса, «серость» - с третьей стороны. | Динамические педагогические установки. | Непоследователен в своих установках, они ситуативны и зависят от его настроения. Мнение о себе такого воспитателя дети чаще всего не ценят. |